Воспитание: сущность, формы и средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 13:40, контрольная работа

Краткое описание

В каждом доме, где растет ребенок, неизбежны вопросы, связанные с тем как вырастить его здоровым и физическим развитым, обогащенным духовно и нравственно, подготовленным к жизни. Без научных педагогических знаний о методах и средствах воспитания здесь не обойтись. Ведь еще А.С. Макаренко заметил, что «Отдельное средство всегда может быть положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных».
Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуализации, самоактуализации личности.

Содержание

Введение
Сущность воспитания
Формы воспитания
Средства воспитания
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Kontrolnaya_pedagogika.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

План

     Введение

  1. Сущность воспитания
  2. Формы воспитания
  3. Средства воспитания

     Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В каждом доме, где растет ребенок, неизбежны вопросы, связанные с тем как вырастить  его здоровым и физическим развитым, обогащенным духовно и нравственно, подготовленным к жизни. Без научных педагогических знаний о методах и средствах воспитания здесь не обойтись. Ведь еще А.С. Макаренко заметил, что «Отдельное средство всегда может быть положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных».

Воспитание  – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и  воспитанника по созданию оптимальных  условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуализации, самоактуализации личности.

В настоящее  время особо важной становится роль воспитательного процесса как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности. Существует ряд средств и форм, которые наиболее эффективно реализуют процесс воспитания.

Цель контрольной  работы - дать понятие сущности воспитания, охарактеризовать средства и формы  воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность воспитания

Считают, что  данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И. И. Бецким, деятельность которого была направлена на то, чтобы путем воспитания создать «новую породу людей».

Центральной и  одной из самых древних проблем  в междисциплинарном изучении воспитания является определение его сущности, поскольку в различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач. Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления – социальный или педагогический – представляется исследователю наиболее значимым.

Если рассматривать  воспитание как общественное явление, то его следует определять как  сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений.

Воспитание  как общественное явление характеризуется  рядом основных черт, выражающих его  сущность:

– это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

– воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;

– на каждом этапе  развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

– воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;

– по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или  иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.

Таким образом, воспитание как общественное явление– это объективно существующий и реализуемый  в соответствии с конкретно-историческими  условиями способ подготовки подрастающего  поколения к полноценной жизнедеятельности  в обществе.

Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе.

Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспитания как общественного явления (социализации), охватывая сферу, называемую контролируемой социализацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы воспитания

Говоря о  форме воспитания, чаще всего имеют  в виду выражение ее содержания через  определенную организацию отношений педагогов и учащихся. В качестве форм воспитания будем рассматривать конкретные акты деятельности, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса, направленное на решение определенных педагогических задач.

Форма воспитания как педагогический феномен выполняет ряд функций.

Первая функция – организаторская, поскольку любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской  задачи. В роли организатора могут выступать как педагог, так и учащиеся. Организация любого дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Многие педагоги используют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.

Вторая функция – регулирующая, поскольку использование той  или иной формы позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и только между детьми. Различные формы воспитательной работы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам воспитания, в которых заранее закладывается необходимость взаимодействия, формируются нормы социальных отношений.

Третья функция – информативная. Ее реализация предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них  знаний, обращение к их опыту.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые классифицируются по различным основаниям:

 

1) в зависимости от  количества вовлеченных в нее  участников: индивидуальные (для одного  воспитанника), групповые (для нескольких  воспитанников), коллективные (для всего класса), массовые (общешкольные, городские).

2) в зависимости от  преимущественно используемого  средства: игровые (имитации, соревнования  и др.), формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения,  индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.), формы общения (прямое, опосредованное и др.);

3) в зависимости от  преимущественно используемых методов:  словесные (информации, собрания, митинги  и т. п.); наглядные (выставки, стенды  и др.); практические (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т. п.).

4) в зависимости от  времени проведения: кратковременные  (от нескольких минут до нескольких  часов), продолжительные (от нескольких  дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

5) в зависимости от  времени подготовки: экспромтные  (проводимые без участия детей  в предварительной подготовке); предусматривающие  предварительную работу и длительную  подготовку учащихся;

6) в зависимости от  способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

7) в зависимости от  субъекта организации: организаторами  выступают педагоги, родители и  другие взрослые; деятельность организуется  на основе сотрудничества; инициатива  и ее реализация принадлежит  детям;

8) в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.

Все формы воспитательной работы можно объединить общим термином – мероприятия, понимая под ними конкретные воспитательные действия, выступающие как отрезки воспитательного процесса, характеризующиеся целевым, содержательным и организационным единством и оказывающие непосредственное воспитательное воздействие на коллектив и личность.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного  воспитательного процесса, в котором  объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и  приемы воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно  управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

    1. Цель воспитания.
    2. Содержание и направленности воспитательных задач.
    3. Возраст учащихся.
    4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.
    5. Особенности детского коллектива и его традиций.
    6. Особенности и традиции региона.
    7. Технические и материальные возможности школы.
    8. Уровень профессионализма учителя.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным.

В заключение можно сделать следующий вывод. Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы.

3. Средства воспитания

Средства воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при  решении педагогических задач.

Традиционно в  качестве средств воспитания рассматривают  объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:

1) с данным  объектом связана информация, необходимая  для развития внутреннего мира  личности воспитанника;

2) информация  об объекте выделена как предмет  освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;

3) объект вместе  со своей информацией включен  в общение и совместную деятельность  воспитателя и воспитанников.

При выполнении функции средства воспитания каждый объект кроме объективных характеристик (физических, химических, эстетических и т. п.) приобретает еще и педагогические характеристики: полнота информации об объекте; способы применения данного средства воспитателем; возможности использования его самим воспитанником в последующем самовоспитании. Педагогические характеристики средств воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами:

• объективно они  есть продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых  закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания;

• субъективные причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует способы применения средств воспитания соответственно целям и уровню воспитанности  детей, учитывая новые требования общества и личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания;

• объекты, играющие роль средств воспитания, могут быть общими в деятельности воспитателей и воспитанников, а также специальными, которыми пользуется только воспитатель;

• как правило, воспитатель использует систему средств воспитания, причем чем богаче набор используемых средств, тем эффективнее результат воспитания;

• средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников: они  обусловлены целью воспитания, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывают существенное влияние на всестороннее развитие личности.

К объектам материальной и духовной культуры относятся знаковые символы (речь, книги, живопись), материальные средства (игрушки, одежда, посуда), способы коммуникации (речь, письменность, средства связи), коллектив или социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности (произведения искусства) и мир жизнедеятельности ребенка.

В последние годы наметилась тенденция относить к средствам воспитания компоненты мира жизнедеятельности ребенка. Поэтому ниже будут рассмотрены виды деятельности, в которые включается формирующаяся личность в ходе воспитательного процесса: учение, общение, труд, игру.

Роль общения  как воспитательного средства проявляется  в том, что, общаясь с окружающими  людьми в процессе различных видов  деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми и другими людьми, ребенок получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это очень эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени.

В зависимости  от решаемых педагогических задач принято  выделять следующие виды педагогического  общения: а) непосредственное, в форме  прямых контактов воспитателя и  воспитанника; б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.

Информация о работе Воспитание: сущность, формы и средства