Вопросы возрастной психологии и педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

ЗОдним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.

Содержание

1 ГЛАВА. Дошкольный возраст (4-7 лет)
1.1 Важнейшие достижения раннего возраста
1.2 Игра как ведущий вид деятельности
1.3 Особенности процесса общения со сверстниками и взрослыми
1.4 Основные характеристики процессов данного возраста
1.5 Осознание себя как личности. Самооценка
1.6 Включение ребенка в процесс музыкального обучения
2 ГЛАВА. Младший школьный возраст (7-10 лет)
2.1 Анатомо-физиологические особенности младших дошкольников
2.2 Интеллектуальная готовность к школе
2.3 Три типа трудностей связанных с поступлением в школу
2.4 Ведущий вид деятельности – учение
2.5 Особенности психических процессов: память и мышление
2.6 Развитие личности младшего школьника
2.7 Установление личностно-возрастных характеристик для использования методов и приемов музыкального общения
3 ГЛАВА. Подростковый возраст (11-15 лет)
3.1 Особенности положения возраста как переход от детства к взрослости
3.2 Акселерация и инфантилизм у подростков
3.3 Особенности общения со взрослыми и сверстниками
3.4 Роль искусства в формировании личности подростка
3.5 Формирование жизненного идеала и системы нравственных ценностей подростка
Список используемой литературы

1 ГЛАВА. Дошкольный возраст (4-7 лет)
1.1 Важнейшие достижения раннего возраста

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

"Шахтинский музыкальный колледж"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачетная работа по дисциплине психология и педагогика

на тему

«Вопросы возрастной психологии и педагогики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

II курса ДХО Шамрай Д. В.

Проверила Булатова Л. В.

 

 

 

 

 

Шахты 2012 г.


Содержание

1 ГЛАВА. Дошкольный возраст (4-7 лет)

1.1 Важнейшие достижения раннего возраста

1.2 Игра как ведущий вид деятельности

1.3 Особенности процесса общения со сверстниками и взрослыми

1.4 Основные характеристики процессов данного возраста

1.5 Осознание себя как личности. Самооценка

1.6 Включение ребенка в процесс музыкального обучения

2 ГЛАВА. Младший школьный возраст (7-10 лет)

2.1 Анатомо-физиологические особенности младших дошкольников

2.2 Интеллектуальная готовность к школе

2.3 Три типа трудностей связанных с поступлением в школу

2.4 Ведущий вид деятельности – учение

2.5 Особенности психических процессов: память и мышление

2.6 Развитие личности младшего школьника

2.7 Установление личностно-возрастных характеристик для использования методов и приемов музыкального общения

3 ГЛАВА. Подростковый возраст (11-15 лет)

3.1 Особенности положения возраста как переход от детства к взрослости

3.2 Акселерация и инфантилизм у подростков

3.3 Особенности общения со взрослыми и сверстниками

3.4 Роль искусства в формировании личности подростка

3.5 Формирование жизненного идеала и системы нравственных ценностей подростка

Список используемой литературы


1 ГЛАВА. Дошкольный возраст (4-7 лет)

1.1 Важнейшие достижения раннего возраста

 

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение.

Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности.

Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя эти попытки не всегда достаточно успешны, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.

Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления .

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует достижение волевой регуляции поведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.

При выполнении волевых действий значительную роль продолжает играть подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка к определенным действиям. У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки. Игра является тем видом деятельности, который требует реализации предварительно намеченных линий поведения, поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения.

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Е.В.Субботский считает, что в силу интериоризации правил поведения нарушение этих правил ребенок начинает переживать даже в отсутствие взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и других людей.

Дошкольный возраст, возраст «первоначального складывания личности» является самым важнейшим периодом, когда ребенок приобретает определенные навыки общения, когда происходит усиление им этических норм, формируется произвольное, «личностное» поведение, приобретается умение действовать в интересах других людей.

В этот период ребенок осваивает окружающий мир, проходит первые этапы в нравственном становлении (Л.И. Божович, В.К. Котырло, С.Г. Якобсон).

К пониманию смысла добра ребенок приходит через постижение элементарных норм нравственности. Он усваивает нравственные ценности через свои поступки и взаимоотношения с людьми.

Нравственному развитию дошкольника способствует благополучный психологический климат семьи: эмоционально положительные отношения между родителями и ребенком, их активное участие и ого жизни, принятие его, а также высокий уровень самоактуализации и творческого мышления взрослых (родителей, воспитателей). На нравственное развитие дошкольников также оказывает влияние эмоциональное благополучие в группе сверстников, оптимальный психологический климат детского коллектива.

Таким образом, обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения. Его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

 

1.2 Игра как ведущий вид деятельности

 

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является уникальной социальной практикой ребенка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического развития. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых. С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой — элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Игра со сверстниками занимает существенное место в ряду других видов самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрытие развивающего потенциала возможно лишь при условии понимания как специфических особенностей построения самой игры, так и закономерностей становления се совместных форм на протяжении дошкольного периода.

Традиционно подчеркивалось прежде всего воспитательное. образовательное и развивающее значение игры как ведущего вила деятельности в дошкольном возрасте. Так, в исследованиях Л А. Венгера, А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко, НА Коротковой, Р.И. Жуковской, P.C. Бурс и др. показана роль различных видов игр в социализации ребенка, его психическом развитии и социально-нравственном становлении. А.П. Усова, ТА. Релина, АЛ. Рояк определили значение игры в становлении коллективных взаимоотношений дошкольников, в развитии «детского общества. В работах Л.В. Артемовой показаны общественные мотивы поведения в игре, а в исследованиях В.В. Абраменковой выделены особенности использования игры для развития гуманистической направленности личности ребенка. Труды Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина, Н.Я. Михайленко, НА. Коротковой, А.И. Сорокиной и др. раскрыли роль творческих игр и игр с правилами умственном развитии ребенка. Влияние творческих игр на художественно-эстетическое развитие ребенка подчеркивается в работах Д.В. Менжерицкой, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной и др. Развитие произвольности поведения через игру показано в исследованиях З.В. Мануйленко.

В отечественной психологии принята концепция игры, разработанная Д.Б. Элькониным. В его работах выделяются следующие этапы развития детской игры: предметная (до 3 лет), ролевая (3— 7 лет), игра с правилами (6-7 лет). Важно отмстить утверждение Д.Б. Эльконина о том, что этапы развития игры не обнаруживают жесткой связи с возрастом детей: переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и сего игровым опытом

Согласно теоретическим основам отечественной психологии ведущая деятельность дошкольника — ролевая игра. Именно с помощью нее закладываются н наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения к многие другие,

Через игру дети учатся:

— строить свои личностные жизненные планы;

— определяют и апробируют действия и средства их достижения;

— проходят школу конструктивного общения и взаимодействия

с другими людьми.

Игра является действенным средством познавательного и социального, физического к психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры.

Значение игры в развитии ребенка рассматривалось в трудах авторитетнейших отечественных (Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (М, Пиаже, И. Ивиг, X. Реггер, Д. Коваг, Дж. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.) ученых. При помощи ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления (психические новообразования по Л.С. Выготскому) и в контексте теорий ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддьяков) развития ребенка порождают мотивы новых видов деятельности. Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний.

Неотъемлемой частью любой игры являются правила, В творческой игре — это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли и ; В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать повеление, мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка в дошкольном возрасте и превалированием обучения в организации дошкольного образования. Многие исследователи подчеркивают важность плавного перехода от игры к учебе в дошкольный период, опираясь на генетическую преемственность игровой и учебной деятельности. Исследования Е.Е. Кравцовой доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности. Важность использования потенциала игровой деятельности в личностном развитии детей дошкольного возраста подчеркивал Д.Б. Эльконин. Он определил значение сюжетно-ролевой игры для преодоления познавательного эгоцентризма, когда ребенок не способен ограничить свою точку зрения от другой, что приводит к отвержению чужих точек зрения и признанию своей как единственно правильной. Именно игра позволяет сформировать у детей первые этические и моральные установки, когда он начинает оценивать свои и чужие поступки.

Информация о работе Вопросы возрастной психологии и педагогики