Возрастные кризисы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:05, реферат

Краткое описание

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.
Вся наша жизнь состоит из этапов, следующих один за другим, – детство, юность, зрелость, создание семьи, развитие профессиональной карьеры, воспитание детей и т.д. Переход с одного этапа на другой связан с изменениями не только личностного, профессионального или семейного статуса, но и психологического. Такие изменения психологического статуса в психологии получили название возрастных кризисов.

Содержание

Введение....................................................................................................3
Глава 1. Детские возрастные кризисы………………………………...4
1.1. Годовалый кризис………………………………………….4
1.2. Трехлетний кризис.................................................................5
1.3. Кризис семи лет…………………………………………..…7
1.4. Кризис подросткового возраста…………………………....9
1.4.1. Половое созревание…………………………………..…10
1.4.2 Эмоциональное развитие…………………………….…..11
1.4.3. Воображение и творчество……………………………...11
1.4.4. Основные новообразования…………………………….12
Глава 2. Кризисы середины жизни…………………...…………...….14
2.1. Кризис тридцатилетия…………………………………….14
2.2. Кризис середины жизни…………………………….…….16
Глава 3. Кризис пожилого возраста……………………..……....……20
Заключение……………………………………………………………..21
Список использованных источников…………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Психология. Контрольная 1.docx

— 53.26 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Психология  и педагогика»

 

на тему «Возрастные кризисы»

 

 

 

 

Выполнила:

Проверила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение....................................................................................................3

Глава  1. Детские возрастные кризисы………………………………...4

1.1. Годовалый кризис………………………………………….4

1.2. Трехлетний кризис.................................................................5

1.3. Кризис семи лет…………………………………………..…7

1.4. Кризис подросткового возраста…………………………....9

1.4.1. Половое созревание…………………………………..…10

1.4.2 Эмоциональное развитие…………………………….…..11

1.4.3. Воображение и творчество……………………………...11

1.4.4. Основные новообразования…………………………….12

Глава  2. Кризисы середины жизни…………………...…………...….14

2.1. Кризис тридцатилетия…………………………………….14

2.2. Кризис середины жизни…………………………….…….16

Глава  3. Кризис пожилого возраста……………………..……....……20

Заключение……………………………………………………………..21

Список использованных источников…………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.

Вся наша жизнь состоит  из этапов, следующих один за другим, – детство, юность, зрелость, создание семьи, развитие профессиональной карьеры, воспитание детей и т.д. Переход  с одного этапа на другой связан с изменениями не только личностного, профессионального или семейного  статуса, но и психологического. Такие изменения психологического статуса в психологии получили название возрастных кризисов.

Избежать закономерных переходов  от одного этапа жизни к другому  без ломки чего-то старого и  привычного невозможно. Однако, кризис – это не угроза катастрофы, а  лишь поворотный момент в жизни человека, который возникает как следствие  достижения определенного уровня психологической  зрелости и социальных требований, предъявляемых к нему на определенных этапах развития.

Таким образом, кризисы сопровождают человека на протяжении всей его жизни  и являются своеобразными экзаменами на взрослость.

Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что кризисы вполне планомерно появляются на всем пути нашего развития и личностного созревания, начиная с раннего детства. Каждый из них в свое время и с какой-то уникальной целью и функцией. Кризисы стимулируют человека к дальнейшему и непрерывному развитию.

Интерес к данной теме возник не случайно. В моем детстве были переломные этапы, которые я переживала не очень легко. Была внутренняя борьба, которая негативно отражалась на отношениях с окружающими. Поэтому мне стало любопытно, с чем связаны такие психологические изменения во мне, чего ожидать в будущем и как с этим справляться.

Задачи, поставленные мной для  составления реферата, заключаются в определении кризисов на всем пути человеческой жизни и выделении их особенностей.

 

Глава 1. ДЕТСКИЕ  ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ

 

1.1. Кризис одного года

Переходный возраст между  младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом одного года. Как всякий кризис он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом "нельзя", но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

Впервые столкнувшись с детской  истерикой, редкий родитель не растеряется  и сохранит хладнокровие. Тут нужно  помнить, что капризы, скандалы, чрезмерная обидчивость, желание все хватать  и проявлять неуместную пока еще  самостоятельность – это не следствие  дурного характера или неправильного  воспитания, а естественные проявления взросления. Ребенку тоже не просто в этой ситуации! Не случайно в его  поведении появляются моменты регресса. Уже отлаженные режимные моменты  вдруг идут на перекос. Малыш не хочет  спать, не хочет есть, не хочет одеваться. Он вроде бы уже многое понимает, но делает все наоборот.

А еще он требует безотлучного нахождения при нем мамы. Овладев  ходьбой, малыш вдруг понимает, что  если он легко может убежать от родительницы, то тоже самое может сделать и она. Именно с этим связанно то, что ребенок ни отпускает от себя маму ни на шаг. Посещение ванны и туалета соло вдруг оказывается мало достижимой мечтой. Появляется бурная ревность: к другим членам семьи, посторонним людям, компьютеру, телефону и даже к грязной посуде.

Аффективные реакции при  очередном запрете или отказе могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе - ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают избавиться от острых эмоциональных реакций. [1]

 

1.2. Кризис трех  лет

Граница между ранним и  дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни  ребенка. Это разрушение, пересмотр  старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребенка  требуют от близких взрослых своевременной  перестройки. Если же новые отношения  с ребенком не складываются, а его  инициатива не поощряется, то у ребенка  возникают кризисные явления, проявляющиеся  в отношениях со взрослыми, но не со сверстниками. Л.С. Выготский выделяет семь характеристик кризиса трех лет. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Негативизм. Ребенок проявляет негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает это только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного человека, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот. На первый взгляд кажется, что так ведет себя капризный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего то не делает, потому что не хочет этого – возвращаться домой, кушать, ложиться спать. При негативизме события развиваются иначе. Л.С. Выготский приводит такой пример из своей клинической практики. Девочка, переживающая кризис трех лет, хотела, чтобы ее взяли на конференцию, где взрослые «обсуждают детей», но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом же деле ей хотелось пойти и после своего отказа, и, оставшись одна, она горько плакала. Конечно, негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоевание в его развитии. [1]

Упрямство. Эту характеристику надо отличать от настойчивости: при настойчивости ребенок добивается того, чего ему действительно хочется; упрямство же — такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, и он настаивает на своем требовании. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением делать или не делать что-либо, требовать или не требовать чего-то.

Строптивость. Этот симптом настолько характерен для возраста трех лет, что весь возраст иногда называют «возрастом строптивости». От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Если негативизм направлен против взрослого, то строптивость, скорее, — против всей сложившейся ранее системы отношений. Она выражается в своеобразном детском недовольстве, пренебрежении к тому, что предлагают и делают. От упрямства строптивость отличается направленностью вовне, стремлением во что бы то ни стало настоять на своем во всем: по отношению к игрушкам, одежде, еде, действиям и т.д. [2]

Своеволие. Разумеется, в таком возрасте ярко проявляется самостоятельность. В принципе, это положительное явление, но во время кризиса, гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию. Желаемые действия несопоставимы возможностям ребенка, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Он грубит бабушке, пререкается с мамой, даже сверстники не обходят этот протест стороной. Группа маленьких кризисников в песочнице часто ссорятся. Не дают играть в свои игрушки, и дерутся, робко размахивая лопатками.

Деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми: криками, дерзким обращением, заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Обесценивание. Эта характеристика присуща всем последующим переходным периодам. Что обесценивается в глазах трехлетнего ребенка? То, что раньше было интересно, привычно и дорого. Ребенок может начать ругаться, обесценивая старые правила поведения; отбросить или даже сломать любимую игрушку, обесценивая тем самым старые привязанности к вещам.

Все эти явления свидетельствуют  о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и  к самому себе. Он психологически отделяется от близких и взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка.

 

1.3. Кризис семи  лет

Как всякий кризис, кризис семи лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет — это период рождения социального "Я" ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

Перестройка эмоционально-мотивационной  сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной  системе ребенка. В кризисный  период происходят глубокие изменения  в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце  дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.

 

 Отдельные эмоции и  чувства, которые испытывал ребенок  лет четырех, были мимолетными,  ситуативными, не оставляли заметного  следа в его памяти. То, что  он периодически сталкивался  с неудачами в каких-то своих  делах или иногда получал нелестные  отзывы о своей внешности и  испытывал по этому поводу  огорчение, обиду или досаду, не  влияло на становление его  личности. Как известно, лишь немногие  дошкольники приобретают высокий  уровень тревожности и заниженные  представления о себе; чтобы это  произошло, в семье должна быть  особая атмосфера недовольства  и высокой требовательности. И  наоборот, в обстановке захваливания  и восхищения вырастают дети  с непомерно высокой даже для  дошкольного возраста самооценкой;  их тоже мало. Все эти случаи  — результат усвоения постоянно  повторяющейся оценки близких  взрослых, а не обобщения собственного  эмоционального опыта.

В период кризиса семи лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний в семь лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Информация о работе Возрастные кризисы