Возможности применения методики альтернативной коммуникации в работе с детьми с диагнозом ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 22:42, доклад

Краткое описание

В 2011 году при Марфо-Мариинской Обители милосердия была основана группа для детей с диагнозом ДЦП. В 2012 году специалисты группы в своей работе с детьми стали использовать альтернативную коммуникацию как средство для формирования у детей навыков общения.
За основу была взята методика альтернативной коммуникации с помощью карточек РЕСS (The Picture Exchange Communication System). Эта система была разработана Лори Фрост и Энди Бонди для обучения детей аутистов целенаправленному, самостоятельному общению.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад..docx

— 2.22 Мб (Скачать файл)

«Возможности применения методики альтернативной коммуникации в работе с детьми с диагнозом ДЦП»

Лаврентьева Н.В. логопед, группа дневного пребывания для детей-инвалидов, ЧУЗ Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие»

 

В 2011 году при Марфо-Мариинской Обители милосердия была основана группа для детей с диагнозом ДЦП. В 2012 году специалисты группы в своей работе с детьми стали использовать альтернативную коммуникацию как средство для формирования у детей навыков общения.

За основу была взята методика альтернативной коммуникации с помощью карточек РЕСS (The Picture Exchange Communication System). Эта система была разработана Лори Фрост и Энди Бонди для обучения детей аутистов целенаправленному, самостоятельному общению.

 То как мы учимся  общаться с помощью коммуникативных  досок и книг, я хочу описать  на конкретном примере. В 2012 году  группу стал посещать мальчик  по имени Никита. Дата рождения 07.10.2006год. Никите был поставлен диагноз: ДЦП, спастический тетрапарез,  симптоматическая фокальная (лобная) эпилепсия, ремиссия приступов с октября 2010 года. Нарушение проводящих путей зрительного анализатора. Псевдобульбарная дизартрия. Для Никиты, мы сделали коммуникативный альбом, коммуникативную доску для покупок и посещений кафе, а также ввели на отдельной доске карточки «да» и «нет».

Коммуникативную доску с карточками «да» и «нет», мы использовали для диагностики нарушений речи, обучению грамоте, а также умению ввести диалог с ребенком. Такая доска представляет собой полоску, на которой прикреплены с одной стороны слово «да», а с другой слово «нет» (см.рис1).

 

                                                                                             Рис.1

                                                                                           

          Прежде, чем начать составлять коммуникативную книгу для Никиты нам было необходимо понять уровень понимания и восприятия обращенной к нему речи. Для этого было предложено поиграть в игру «Правильно-неправильно» с карточками «да» и «нет».

Если ответ правильный, то Никита дотрагивается до карточки «да», а если неправильно выбиралась карточка «нет». Игра приходила следующим образом:

          Логопед: «Тебя зовут Миша?». Никита выбирает карточку «нет».

         Логопед: «Тебя зовут Никита?». Ребёнок выбирает карточку «да».

С этим зданием Никита справился.

Для исследования словаря существительных использовались листы с изображением картинок.

Пример:

Логопед: «Никита, на картинке изображены животные?» (см. рис.2).

 

                                                                                                      Рис.2

Никита выбирает карточку «да».

Логопед: «Тут только домашние животные?»

Никита выбирает карточку «нет».

Логопед: «На картинке есть корова?»

Никита выбирает карточку «да».

Используя коммуникативную доску с карточками «да» и «нет», мы смогли исследовать не только словарь существительных Никиты, но и словарь прилагательных, наречий, а так же знание предлогов (см.рис.3). 
          Правильное понимание предлогов мы обследовали следующим образом.

          Логопед: «Никита, мишка сидит возле корзины?»

Никита выбирает карточку

Логопед: «Никита, мишка сидит в корзине?»

                Никита выбирает карточку «да».

                                                                                                             Рис.3 

                                                                                             

Для того, чтобы проверить способность ребенка различать оппозиционные звуки, а потом не смешиваемые звуки в речи. Были предложены следующие задания (см. рис. 4 и см. рис.5)

Логопед: «Никита, мы снова поиграем в игру «Путаница». Посмотри перед тобой стоит киска?». Ребенок показывает карточку «нет». Логопед: «Перед тобой стоит миска?». Никита показывает карточку «да».

 

                           Рис.4

 

Логопед: «Никита, на картинке мы видим мишку?». Никита выбирает картинку со словом «нет». Логопед: «На картинке мышка?». Никита показывает карточку «да».

 

      Рис.5

 

Очень часто у неговорящих детей с ДЦП нет возможности спросить о чем-то собеседника, поинтересоваться как он провел день. Но все это составляет неотъемлемую часть нашей жизни. Чтобы как-то решить эту проблему мы стали использовать следующую форму общения.

Логопед: «Никита, ты катался на лошадях?».

Никита показывает карточку «да».

Логопед: «Тебе понравилось?». Выбирается карточка «да». Логопед: «Ты хотел бы знать интересно ли мне кататься на лошадях?». Ребенок выбирает карточку «да».

Для того, чтобы проверить умения структурировать текст и понимать прочитанный рассказ. Мы предложили Никите послушать рассказ, а потом ответить на вопросы по содержанию, на которые он может сказать «да» и «нет». После этого Никита получает задания помощь разложить картинки по порядку (см. рис. 6).

 

                                                                                    Рис.6

 

          Проводя логопедическое обследование у Никиты исследовались не только особенности и характеристики звукопроизношения, но и все стороны речи. Что является затруднительно при наличии псевдобульбарной дизартрии.

         Используя коммуникативную доску со словами «да» и «нет» позволило обследовать у ребёнка импрессивную речь, употребление предлогов, фонематическое восприятия.

           После логопедического обследования. Была написана программа развития ребёнка, которая включала в себя обучение чтению.

 

 

 

 

Обучение проводилось сначала по методу глобального чтения, а затем стали использовать звуко-буквенную систему Бориса Эльконина. Для того, чтобы понять усвоение Никитой материала, мы продолжали использовать коммуникативную доску   со словами «да» и «нет».      

Пример занятий.

Логопед: «Никита, это слово дверь?». Никита выбирает карточку «нет».

Логопед: «Никита, это слово рис?». Никита выбрал карточку «да» (см. рис.7).

 

 

                                                                                         Рис.7

Логопед: «Я правильно написала слово?» (см.рис.8).

 

                                                                                                    Рис.8

                                                                                      

 

Логопед: «А теперь правильно написала?» (см. рис.9)

 

                                                                                          Рис.9

Вместе с Никитой мы подбирали карточки для коммуникативного альбома (см. рис.10). Мы решили использовать крупные картинки, так как из-за гиперкинезов не всегда получается рукой указать желаемую картинку маленького размера. А на большую картинку достаточно положить ладонь, чтобы понять выбор ребёнка.

В его альбоме на одном листе были прикреплены не более шести картинок.

                                                                                                             Рис.10

 

                                                                             

 

После того как Никита стал хорошо ориентироваться в коммуникативном альбом, выбирать интересующие предметы, вещи, занятия. Мы сделали для него коммуникативную доску для покупок в кафе, в магазине. Это был следующий этап, на котором нужно было научиться общаться с незнакомыми людьми при помощи альтернативной коммуникации.

Коммуникативная доска поделена на четыре части.

Первая часть включает в себя картинки с глаголами: я хочу купить, я не хочу покупать, деньги лежат в кошельке, сколько стоит, помогите, положите в пакет. Также на первую страницу мы разместили такие важные картинки как: вызовите скорую помощь, мой адрес, туалет. Во вторую часть мы разместили цифры. В третий части находились картинки с едой, а в четвёртой части-картинки с чаем, с соком, лимонадом.

Все 4 части коммуникативной доски мы скрепили пружинами для компактности и удобства.

Вместе с Никитой мы посетили магазины, кафе. Где Никита проявлял инициативу в выборе покупок, с помощью коммуникативной доске общался с покупателями, продавцами. Это было важно для ребёнка. Потому что как и многие неговорящие дети с ДЦП он был лишен возможности выбора, общения, не мог рассказать о своих проблемах. За него решали родители, в какую игру играть, что пить. В такой ситуации   ребёнок становиться безынициативном. Но нам удалось с помощью альтернативной коммуникации вести диалог, общаться, выражать желания, комментировать окружающую среду.

Индивидуальный подход в использовании альтернативной коммуникация имеет высокое практическое применение у неговорящих детей с ДЦП, так как он даёт возможность им быть активным членом общества.

Альтернативная коммуникация помогает не только общаться, рассказывать о своих потребностях, желаниях, но и создает возможность для обучения в школе, в техникуме, в институте. У детей появляется перспектива получения профессионального образования, устройства на работу.

 

 

 

 

 

 

 

                          Список используемой литературы.

1. Архипова Е.А. Коррекционно-логопедическая работа о преодолению стертой дизартрии. -М.,2008.

2. Выготский.Л.С. Психология развития ребёнка. -М., 2006.

3. Лори Фрост, Энди Бонди. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (РЕCS). – М., 2011.

4. Логопедическая диагностика  и коррекция нарушений речи  у детей. Сборник методических  рекомендаций. –СПб.,М., 2006.

5. Нэнси Р. Финни. Ребёнок  с церебральным параличом. -М., 2009.

 

 

 


Информация о работе Возможности применения методики альтернативной коммуникации в работе с детьми с диагнозом ДЦП