Внутриличностные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:57, статья

Краткое описание

Проблема конфликтов в межличностных отношениях остается острой и значимой для людей всех возрастов и профессий. Считается, что причина внешних конфликтов определенным образом связана с внутренним конфликтом. Эти конфликты сопровождают нас на протяжении всей жизни.
Ориентация в прошлом на «бесконфликтное» развитие общества делала проблематику конфликтов неперспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами.
Проблема конфликта проходит через разные области психологического знания. С помощью психологических конфликтов многими теоретиками объясняются модели личности. Огромную роль играют конфликты в социальной жизни человека, его интерперсональных отношениях, межгрупповом взаимодействии.

Вложенные файлы: 1 файл

внутрилич.docx

— 27.30 Кб (Скачать файл)

Бочарова Кристина Павловна 

Статья  на тему: ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ 
 
 

  1. Гришина Н.В. психология конфликта. СПб: Питер, 2000.
  2. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб: Питер, 2002.
  3. Алейникова Т.В. Психоанализ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  4. Браун Д., Педдер Д. Введение в психотерапию. М.: Класс, 1998.
  5. Емельянов С.М. практикум по конфликтологии. СПб: Питер, 2001.
 

          Проблема конфликтов в межличностных отношениях остается острой и значимой для людей всех возрастов и профессий. Считается, что причина внешних конфликтов определенным образом связана с внутренним конфликтом. Эти конфликты сопровождают нас на протяжении всей жизни.

      Ориентация  в прошлом на «бесконфликтное» развитие общества  делала проблематику конфликтов неперспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами.

      Проблема  конфликта проходит через разные области психологического знания. С  помощью психологических конфликтов многими теоретиками объясняются  модели личности. Огромную роль играют конфликты в социальной жизни  человека, его интерперсональных отношениях, межгрупповом взаимодействии.

      Вся практическая психология с ее разнообразными формами работы связана с проблемами психологических трудностей человека, в том числе переживаемых и  в виде конфликтов.

      Изучением конфликтов, способами их разрешения, практической работой с ними занимается конфликтология. В качестве одной из отправных точек в процессе научного и организационного становления современной конфликтологии называют заседание Социологической ассоциации при ЮНЕСКО по проблемам конфликтов в 1957 году.

      Содержанием современной конфликтологии является разработка решений в области управления конфликтами и их разрешения. Фундаментальная идея современного подхода к управлению конфликтами в различных формулировках сводится к тому, что конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер. Негативное отношение к явлениям конфликта и стремление избежать их считаются неправомерными.

      Отдельные области психологии, поделив между  собой целостное пространство психической  жизни человека, поделили между собой  и человеческие конфликты. Психологические  конфликты внутреннего мира человека, интрасубъектные конфликты, как и другие внутриличностные явления, традиционно относятся к общепсихологической проблематике, к      описанию психологии  личности.

      Как уже отмечалось выше, внутриличностные конфликты имеют прямое отношение к конфликтам межличностным, ситуациям общения, влияют на поведение индивида, его самочувствие, его устремления и пр. Подходы к разрешению внутриличностных конфликтов столь же разнообразны, как и множество личностных теорий.[1]Работающему консультанту, естественно, приходится придерживаться линии какой-либо одной теории, но в плане помощи пациенту в разрешении его проблем, возможно сочетание разных методов и приемов (из разных техник). Единого представления, единственно правильного решения при разрешении конфликта не существует. Разработка данного вопроса продолжается постоянно и необходимость в выявлении новых способов разрешения конфликта обусловлена многогранностью человеческой личности.

         Внутриличностный конфликт - трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п.

          Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов :

      1.Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих

      2.Обессивно-психастенический - характеризуется противоречивыми  собственными потребностями, борьбой  между желанием и долгом, между  моральными принципами и личным  поведением

      3. Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.

      В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Переживание - форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне. 

      Как и любые другие конфликты , внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

      Конструктивным  является конфликт, который характеризуется  максимальным развитием конфликтующих  структур и минимальными затратами  на его разрешение. С помощью преодоления  таких конфликтов мы движемся вперед. Это один из механизмов становления  личности, приобретения новых черт. Преодолевая конфликтную ситуацию, человек имеет возможность для  интериоризации и сознательного принятия моральных ценностей, для приобретения новых адаптивных умений, для выработки адекватной самооценки, для самореализации.

      Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в  жизненный кризис или ведет к  развитию невротических реакций. Такой  конфликт угрожает эффективности деятельности, тормозит развитие личности, является источником неуверенности и неустойчивости поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, деструкции существующих межличностных отношений, агрессивности.

      Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротической  тревогой, причем эта взаимосвязь  двусторонняя: «При постоянном неразрешимом конфликте человек может вытеснить  из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая  тревога. В свою очередь, тревога  порождает чувства беспомощности  и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще  более усиливает психологический  конфликт».[2]

      Одним из самых серьезных последствий  внутриличностного конфликта является суицид.

     Психологическая защита — нормальный, повседневно  работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.

     Некоторые исследователи, считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее “собственную активность”. Но, так или иначе, в трудных ситуациях мы ими пользуемся, и в любом случае будет лучше, если мы будет пользоваться ими квалифицированно и максимально разнообразно.

     Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее:

     1.Отрицание один из онтогенетически  ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами. Их игнорированием.

     2. Проекция - сравнительно рано развивается  в онтогенезе для сдерживания  чувства неприятия себя из-за  неспособности справиться с трудностями.

     Проекция  предполагает приписывание источнику  трудностей различных негативных качеств  как рациональную основу для его  неприятия и  самопринятия на этом фоне.

     3.Регрессия  развивается в раннем детстве  для сдерживания чувства неуверенности  в себе и страха неудач, связанных  с проявлением инициативы. Регрессия  предполагает возвращение в ситуации  внутреннего конфликта к детским  стереотипам поведения.

     4. Замещение развивается для сдерживания  эмоции гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.

     5.Подавление  развивается для сдерживания  страха, проявления которого неприемлемы  для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.

     6.Изоляция восприятие травмирующих  ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.[3]

     7.Интроекция  — присвоение ценностей или  черт характера других людей  для предупреждения угроз с  их стороны.

     8.Интеллектуализация  развивается в раннем подростковом  возрасте. Предполагает произвольное  истолкование событий для развития  чувства субъективного контроля  над ситуацией. При этом используются  способы: сравнение противоборствующих  тенденций; составление списка  “+” и “—” каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+” и “—” в каждой из тенденций и их суммирование.

     9.Аннулирование поведение или мысли,  способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.

     10.Сублимация удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.

     11.Рационализация нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами.

     12.Реактивное  образование предполагает выработку  и подчеркивание в поведении  противоположной установки. 

     13.Компенсация онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии.

     14.Идентификация моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой.

     15.Фантазия бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта .

     Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные  состояния дезадаптации. В основе этой неоднозначности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза.

     Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности.[4]С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения.        Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

      Различны  способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта. Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира, велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен.

Информация о работе Внутриличностные конфликты