Внеклассные мероприятия по математике для младших школьников коррекционной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать внеклассные мероприятия по математике для умственно отсталых школьников коррекционной школы, способствующие усвоению предмета и развития интереса к нему.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить сущность и значение внеклассной воспитательной работы в младших классах коррекционной школы;
Выявить особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников;
Определить содержание внеклассной работы по математике для младших школьников коррекционной школы;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы содержания внеклассной воспитательной работы с младшими школьниками коррекционной школы
Сущность и значение внеклассной работы в коррекционной школе………………………………………………………………………………5
Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей………………………………………………………………………………9
Содержание и особенности организации внеклассной работы по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида……………….16
Глава 2. Внеклассные мероприятия по математике для младших школьников коррекционной школы
Особенности усвоения математических знаний умственно отсталыми детьми……………………………………………………………….25
Внеклассные занятия по математике для умственно отсталых школьников………………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………….42
Список литературы……………………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

внекласс.работа в кор. школе.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Дети охотно объединяются для достижения следующих навыков: научиться решать задачи, пользоваться счетами, быстро считать и производить измерения на местности.

Методика работы в кружках строится так, чтобы не стеснять инициативы и находчивости учащихся в поисках того, как решить задачу, как облегчить вычисление или измерение. Учитель приходит на помощь учащимся в том случае, когда самостоятельное решение задач и примеров не обещает успеха.

Для кружковой работы следует выбирать такие задачи, которые представляют собой или комбинацию, или дальнейшее развитие типов задач. С большим интересом ребята решают задачи – расчеты: работа в огороде, в саду, на песке, бюджет семьи и т. п.

В математическом кружке можно организовать чтение статей, а также доклады учащихся.

Для воспитания любви к математике, считает М. Н. Перова, в специальной школе VIII вида целесообразно выпускать математическую газету. Она представляет собой яркий, богато иллюстрированный плакат, являющийся хорошим дополнением к задачникам. Выпускать газету и быть корреспондентом должны учащиеся. Для выпуска газеты нужна инициативная группа ребят 3-4 человека, которая вовлекает к работу весь класс. Руководящая роль остается за учителем. Он просматривает и отбирает материал, а также помогает в оформлении газеты. Газета пишется четким, разборчивым подчерком и иллюстрируется рисунками учащихся. Особенно нужно позаботиться о том, чтобы первый номер газеты вышел интересным и содержательным. Систематический выпуск газеты, правильная организация работы должна содействовать повышению интереса детей к математике, формированию у них смекалки, логического мышления, обогащению и развитию математического словаря.17

Ведение внеклассной работы предполагает наличие в классе уголка математике. Цель – закрепить и углубить знания по математике подбором наглядных пособий, устройством выставок, сбором разнообразного счетного и измерительного материала. Уголок может отражать также учетно-итоговый материал класса, его внеклассную. Кружковую и индивидуальную работу. Через уголок ведется пропаганда лучших приемов устного счета, решения задач, ведения тетради, записей.

По мнению Н. Ф. Кузьминой – Сыромятниковой, математический уголок необходимо создавать при активном участии детей. Все должны делать учащиеся. Содержание ученической работы в уголке может быть: ведение сборников самостоятельно составленных задач, таблицы справочных цен, нормы посева урожая, выработка. Здесь же хранятся и выдаются по требованию ребят настольные игры и измерительные приборы. Настольный материал уголка периодически сменяется. Выставляемые экспонаты или отражают текущую классную и внеклассную работу, или возбуждают интерес к предстоящей работе подготовкой наглядных пособий.

Математический уголок работает по определенному плану. План его работы находится в тесной связи с планом внеклассной работы учителя по математике. Помимо плана, для успешной работы нужна четкая хорошая организация ученического актива, а также равномерное распределение работы между его членами. Если организация математического уголка вытекает из текущих потребностей класса, то коллектив учащихся легче втягивается в совместную работу, и работа дет более дружно. Чтобы не распылять внимание ребят, рекомендуется вести работу тематически. Например, в начале учебного года в VI классе можно организовать в уголке выставку лучших арифметических записей и тетрадей. Для этого необходимо подобрать образцы хороших тетрадей, выставить таблицу с правильным начертанием цифр, таблицы, позволяющие показать, как нужно записывать с составными именованными числами. Вопросы решения задач в работе уголка занимают наиболее видное место. От решения задач из задачников дети переходили к составлению и решению собственных задач и оформлению их в виде альбома или карточек.

Одной из форм внеклассной работы в специальной школе, по мнению В. Ф. Мачихиной, является организация и проведение экскурсии. Математические экскурсии принадлежат к числу образовательных экскурсий, где преобладающее место занимают занятия, ставящие своей целью приобретение детьми новых знаний, углубление и закрепление имеющихся. Но не следует забывать, что занятия под открытым небом для сосредоточения внимания требуют от учащихся большего напряжения, чем занятия в классной обстановке, а потому, планируя экскурсии, нужно предусматривать минуты отдыха и продумать, чем их занять. Во время экскурсий рекомендуется проводить подвижные и сидячие игры, игры – эстафеты и затейные номера.

Длительность экскурсии в учебное время определяется 1-2 часа. Экскурсия проводится с двумя – тремя перерывами от 20 до 25 минут каждый. Экскурсии, как и уроки, строятся по определенному плану. Готовясь к проведению экскурсии, учитель должен позаботиться о том, чтобы: 1) возможно доступнее довести до ребят целевую установку экскурсии и ее содержание; 2) обеспечить учащихся измерительными приборами; 3) разбить намеченные работы на несколько частей по 15-20 минут каждая; в промежутках между ними организовать досуг и отдых учащихся; 4) по окончании экскурсии сделать необходимое обобщение и выводы и дать учащимся определенные задания. Готовясь к проведению экскурсии, учитель должен предварительно сам посетить место экскурсии и проделать те измерения, которые будут во время экскурсии производить учащиеся. Проведение экскурсии заканчивается классной или внеклассной проработкой ее итогов, составлением и сдачей для просмотра и проверки отчетов об экскурсии.

Математические экскурсии требуют от учителя элементарных знаний земельного дела и топографии, исключительного внимания к детям и умения поддерживать на высоком уровне их интерес к работе и дисциплину.18

Из всех видов внеклассной работы с учащимися с нарушением интеллекта широкое распространение имеют праздники: вечера. Вечера по математике встречаются в специальной школе редко. При проведении математических вечеров нужно руководствоваться следующими организационными принципами: математический вечер – одна из форм внеклассной работы, заключающая итоги разнообразной классной и внеклассной работ, а не самоцель. В течении полугода достаточно провести один, два вечера, демонстрируя лучшие образцы работы как всего коллектива, так и отдельных учащихся. Главное внимание нужно обратить на показ достижений в области устного счета, решения задач смекалки и измерительных навыков. Вечер должен строится на основе самодеятельности ребят, выступающих не только в качестве исполнителей и зрителей; но и в качестве судей при определении, кого отметить или премировать в итоге вечера.

Устройство вечеров для определенного класса нужно проводить с учетом возрастных особенностей детей, обеспечивая увлекательность затей и яркость выступлений.

Анализируя вышеизложенные нами теоретические данные, можно сделать вывод о том, что внеклассная работа по математике способствует формированию у умственно отсталых детей умения логически мыслить, развитию памяти, устойчивого внимания. Полученные на уроках математики и закрепленные во внеклассной работе умения и навыки оказывают неоценимое влияние на более успешное и осознанное овладение трудовой деятельностью, подготавливая учащихся к самостоятельной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Внеклассные мероприятия по математике для младших школьников коррекционной школы

2.1. Особенности  усвоения математических знаний  умственно отсталыми детьми

Проблему усвоения математических знаний отразили в своих работах такие исследователи как: М. Н. Перова, Т. А. Власова, В. Г. Петрова, Б. П. Пузанов, Ч. Б. Кожалиева, В. А. Лапшин, В. Ф. Мачихина, Ж. И. Шиф, С. Я. Рубинштейн, Б. К. Тупаногов, В. В. Эк и др.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.19

Специальные исследования В. А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним).

По мнению М. Н. Перовой, именно эти особенности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо.20 Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися с нарушением интеллекта.

В. Ф. Мачихина отмечает, что успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учета потенциальных возможностей учащихся.21

Состав учащихся школы VIII вида очень разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны. Однако можно усмотреть и некоторые общие особенности усвоения математических знаний, умений и навыков, которые являются характерными для всех учащихся с интеллектуальным недоразвитием.

Наблюдения и специальные исследования В. Г. Петровой показывают, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают отдельные трудности в понимании задачи, математического задания.

Учащиеся воспринимают задание не полностью, а фрагментарно, то есть по частям, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения.22 Фрагментарность восприятия является так же одной из причин ошибочного вычисления значения числовых выражений, содержащих несколько видов действий. Слабая активность восприятия приводит к тому, что учащиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Они не могут найти в задаче числовые данные, если они записаны не цифрами, а словами, выделить вопрос, если он стоит не в конце, а в начале или середине задачи, и т. д.

Трудности при обучении математике, по мнению М. С. Пвзнер, вызываются также несовершенством зрительных восприятий (зрительного анализа и синтеза) и моторики учащихся. Это проявляется в обучении письму вообще и цифр в частности. У школьников с нарушением интеллекта нередко наблюдается зеркальное письмо цифр; учащиеся часто путают цифры 3, 6 и 9, 2 и 5, 7 и 8 при чтении и при письме под диктовку.

Затрудненность письма у некоторых учащихся усугубляется тремором (дрожанием) рук, параличами. Нарушение координации движений у отдельных учащихся нередко служит причиной очень сильного нажима при письме, который приводит к поломке карандаша и прорыву бумаги.

Несовершенство зрительных восприятий, трудности пространственной ориентировки приводят к тому, что учащиеся не видят строки и не понимают ее значения. Поэтому ученик может начать писать строчку цифр в левом верхнем углу тетради, а закончить ее в правом нижнем углу, т. е. располагать цифры по диагонали, также располагает и строчки примеров, не соблюдает высоту цифр, интервалов.

Письмо цифр, примеров из года в год совершенствуется, так как в процессе обучения коррегируется моторика, зрительные восприятия. Однако и в старших классах еще наблюдаются случаи размашистого, неустойчивого почерка. Эта особенность некоторых школьников с нарушением интеллекта затрудняет производить действия в столбик, так как такие ученики не соблюдают поразрядность в записи примеров, а отсюда ошибки в вычислениях.

Несовершенство моторики школьников с нарушением интеллекта (двигательная недостаточность, скованность движений или, наоборот, импульсивность, расторможенность) создает значительные трудности в пересчете предметов: ученик называет один предмет, а берет или отодвигает сразу несколько предметов, т. е. называние чисел опережает показ или, наоборот, показ опережает называние чисел.

М. Н. Перова отмечает, что у школьников с нарушением интеллекта с большим трудом вырабатываются новые условные связи, особенно сложные, но, возникнув, они оказываются непрочными, хрупкими, а главное недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Учащиеся быстро утрачивают те существенные признаки, которые отличают одну фигуру от другой, те признаки, которые позволяют различать числа, действия, правила и т. д.23 Уподобление наблюдается и учащихся массовых школ, но это происходит реже, когда знания забываются, сглаживаются или плохо усвоены по той или иной причине. У школьников с нарушением интеллекта наблюдаются грубые уподобления.

Причины уподобления знаний неоднородны. Одна из причин, как указывает Ж. И. Шиф, состоит в том, что приобретенные знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом, системы этих знаний недостаточно расчленены.

Другая причина слабой дифференцированности математических знаний кроется в отрыве математической терминологии от конкретных представлений, реальных образов, объектов, в непонимании конкретной ситуации задачи, математических зависимостей и отношений между данными, а также между данными и искомыми. Например, учащиеся не представляют себе реально таких единиц измерения, километр и килограмм, а некоторое сходство в их значении приводит к их уподоблению.

Трудности в обучении математике учащихся школы VIII вида обуславливаются косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Проявление этих процессов мышления детей с нарушением интеллекта при обучении математике многообразно.

Информация о работе Внеклассные мероприятия по математике для младших школьников коррекционной школы