Внеклассная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить закономерности развития творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы.
Объект: непосредственно влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей подростков.
Предмет: условия и средства развития творческих способностей в условиях внеклассной воспитательной работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 73.34 Кб (Скачать файл)

Классификации методов воспитания в традиционной педагогике так же разнообразны, как и определения  самого понятия "метод воспитания".

Так, метод определяется как "путь", "способ". В книге И.П. Раченко "Нот учителя" (М., 1989) мы находим  следующее определение: "Метод есть упорядоченная, проверенная на практике совокупность приемов, указывающая, как надо действовать, сообразуясь с общей и конкретной целями".

"Российская педагогическая  энциклопедия" определяет методы  воспитания как "совокупность  наиболее общих способов решения  воспитательных задач и осуществления  воспитательных взаимодействий". Здесь же отмечается трудность  классификации методов воспитания", так как они отличаются по  целям, средствам осуществления,  по последовательности, постепенности  их применения.

Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев  выделяют три группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

В.М. Коротов, Л.Ю. Гордин, Б.Т. Лихачев также называют три группы методов: организация детского коллектива, убеждение и стимулирование.

Т.А. Ильина, И.Т. Огородников в учебнике "Педагогика" (М., 1984) определяют следующие  группы методов: убеждение (словесное  разъяснение, требование, дискуссия), организация  деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование), стимулирование поведения (оценка, взаимооценка, похвала, поощрение, наказание и т.п.).

В учебнике "Педагогика школы" (М., 1977) Г.И.Щукина объединяет методы в три следующие группы: разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю учащихся (беседа, диспут, метод примера, убеждение и т.п.); организация деятельности и формирование опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающей ситуации); регулирование, коррекция и стимулирование поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание, оценка).

В.А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Ученый называет четыре группы таких методов: формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.

П.И. Пидкасистый определяет метод как способ педагогического управления деятельностью (познавательной, трудовой, общественной, нравственной, спортивной, художественно-эстетической, экологической), в процессе которой осуществляется самореализация личности, ее социальное и физическое развитие, В его классификации даны три группы методов: формирование взглядов, представлений, понятий, осуществление оперативного обмена информацией; организация деятельности воспитуемых и стимулирование позитивных ее мотивов; стимулирование самооценки и оказание помощи воспитуемым в саморегуляции их поведения, саморефлексии (самоанализе), самовоспитание, а также в оценке ими поступков других учащихся.

Анализ определений понятия "метод  воспитания" и различных классификаций  показывает, что постепенно в традиционной педагогике происходит переход от авторитарности (раньше преобладали методы убеждения  и наказания, т.е. давления на личность) к широкому набору методов, поощряющих самовоспитание.

В гуманистической теории воспитания преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей. Естественно, педагоги используют методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной  и волевой сфер. При этом преобладают  методы сотрудничества, создающие условия  для субъект-субъектных отношений, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе самосозидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, "мозговой штурм", самоанализ и самооценка, импровизация, игра. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности.

Ни один метод не используется изолированно. Педагог строит воспитательный процесс и выбирает систему методов, их последовательность и комбинации с учетом целого комплекса факторов и условий (принимаются во внимание возрастные особенности детей, их социокультурное, духовно-нравственное развитие, уровень актуального развития каждого и зона ближайшего развития, способности, потребности, интересы и т.д., социокультурное окружение, уровень развития первичного коллектива и характер школьного коллектива, самооценка ребенка и его социальный статус и т.д.). Методы воспитания отбираются с учетом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств, а также с учетом профессионализма, мастерства, культуры педагога.

Планирование является частью конструктивной деятельности педагога-воспитателя. Модель и стратегия воспитательной работы создается на основе концептуального  видения предназначения образовательного учреждения.

Согласно концепции Е.В. Бондаревской о воспитании учащейся молодежи, важное значение имеют следующие задачи, которые становятся перед различными воспитательными институтами и прежде всего перед школой:

- философско-мировоззренческая подготовка  молодежи, помощь в определении  смысла жизни в условиях радикальных  социально-экономических изменений,  новых форм хозяйствования, формирование  самосознания, ценностного отношения  к собственной жизни, потребности  в ее проектировании и реализации;

- приобщение учащихся к системе  культурных ценностей, отражающих  богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культуры отечества,  своего народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- выявление и развитие природных  задатков и творческого потенциала  каждого ребенка, подростка, юноши,  девушки, реализация их склонностей  и способностей в разнообразных  сферах деятельности и общении;

- формирование общечеловеческих  норм гуманистической морали (доброты,  взаимопонимания, милосердия, веры  в созидательные способности  человека, терпимости по отношению  к людям), культуры общения, интеллигентности  как высшей меры воспитанности;

- развитие внутренней свободы,  способности к объективной самооценке  и самореализации поведения, чувства  собственного достоинства, самоуважения, способности и готовности к  рефлексии;

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие  гражданской и социальной ответственности  как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о своей  стране, сохранении человеческой  цивилизации;

- воспитание положительного отношения  к труду как к высшей ценности  жизни, развитие потребности к  творческому труду, воспитание  социально значимой целеустремленности, честности и ответственности  в деловых отношениях;

- развитие потребности в здоровом  образе жизни, способности быть  хорошим семьянином и жить  счастливо.

Концепция Н.Е. Щурковой, которую можно использовать при планировании воспитательной работы, основывается на ценностном, культурологическом и организационно-деятельностном подходах к воспитанию. Целью воспитания она считает формирование личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Цель, по ее мнению, достигается путем формирования достойного образа жизни; самоуважения; способности человека быть субъектом собственной жизни; образа общества и системы связей человека и общества; образа мира и представления о его устройстве; жизненной позиции; культурологических умений взаимодействия с миром. Воспитательные задачи решаются педагогом в совместной деятельности и общении с учащимися. Н.Е. Щуркова предлагает разнообразные виды и формы деятельности учащихся: познавательную, творческую, трудовую, ценностно-ориентировочную, художественную, спортивно-оздоровительную, общение и др.

Эти теоретические предпосылки  положены в основу методики планирования воспитательной работы в школе и  классе.

Планирование воспитательной работы не должно ограничиваться составлением плана, как это часто, к сожалению, практикуется в школе. Планирование - творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Планирование является составной частью профессиональной деятельности администрации  школы и учителя и основывается на сотрудничестве педагогов, учащихся и родителей, осознавших цели и задачи совместной деятельности, и на желании  сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.

Практика показывает, что организаторам  воспитательной работы (педагогу-организатору, классному руководителю, в отдельных  случаях социальному педагогу) приходится сложнее всего: он должен "придумать" самые разные дела для всей школы, параллелей, постараться внести новое, учесть интересы взрослых и детей. Эту  задачу можно успешно выполнить, если придерживаться некоторых организаторских  истин.

1. Не надо взваливать все лишь  на свои плечи, Так, классные  руководители, зная особенности  своих учебных коллективов, интересы  ребят, могут предложить включить  в общешкольный план самые  разные дела, в которых будут  участвовать и их родители.

2. Дела должны быть разнообразны  по содержанию. В план вносятся  мероприятия, развивающие знания  и способности ребят (интеллектуальные, духовно-нравственные, художественные, трудовые, спортивные и др.), а  также ряд развлечений, которые  легко придумывают сами дети  и с удовольствием берутся  за их организацию. Следует  предусмотреть различные формы  работы по каждому из направлений.  Возможно, у каких-то классных  коллективов будут преобладать  предложения по определенному  направлению, связанному со школьными  традициями и с теми задачами, которые ставит педагог, учитывая  интересы учащихся. Дела по направлениям  для общешкольного плана могут  предложить и методические объединения  учителей.

3. Сложившийся коллектив обязательно  имеет традиции - это передаваемые  обычаи, то, что позволяет школе,  классу иметь свое лицо. Традиционные  дела, как правило, привлекательны, к ним можно готовиться заранее.  Школу трудно представить без  Дня знаний, Дня учителя, Дня  школы, Новогоднего вечера, Последнего  звонка и др. Итак, традиционные  дела обязательно нужны, однако  следует ежегодно обновлять их  содержание, форму и методику.

4. При составлении общешкольного  плана полезно учитывать календарь  знаменательных дат. Стоит заранее  поинтересоваться, чем замечателен  предстоящий учебный год: выделить  даты, связанные с историей государства,  знаменитыми людьми, событиями города, родной школы и пр. Народный  календарь подскажет проведение  дел, возрождающих старинные обряды.

5. В создании общешкольного плана  работы поможет "мозговой штурм". Его участники - классные руководители, воспитатели, руководители методических  объединений, учащиеся, организаторы  детских клубов, кружков и т.п.

Классный руководитель должен учитывать  совокупность принципов в планировании: целенаправленность; учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов  в классном коллективе; преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел; реальность; разнообразие форм и методов; творческий характер планирования.

Планирование воспитательной работы в классе должно быть увлекательным  для школьников и реализовываться  в разных формах, например: "разведка полезных дел", "мозговой штурм", "защита проектов плана", "аукцион  полезных дел". Родительский коллектив, участвуя в планировании, придумывает  совместные дела, которые можно подготовить  и провести с детьми, работу микрокружков, клубов, секций, которые будут вести родители. Классный руководитель определяет содержание, различные формы работы с детьми в соответствии с поставленными целями и требованиями, предъявляемыми к плану воспитательной работы.

После опроса родителей и коллективного  планирования можно провести совместное собрание родителей и учащихся.

Скоординировав свои предложения  с предложениями детей и родителей, классный руководитель оформляет план воспитательной работы.

В Структуру плана воспитательной работы должны входить следующие  составляющие:

Характеристика классного коллектива:

- состав класса и его общая  характеристика (количество учащихся, мальчиков, девочек; их здоровье, уровень воспитанности, работоспособность  и успеваемость; интерес к общим  делам класса; занятость учеников  на факультативах, в кружках,  секциях и т.д.; образовательный  уровень родителей, наличие в  классе детей из многодетных  семей, а также неполных или  нуждающихся в повышенном внимании  педагога);

- сплоченность класса (на какой  стадии развития находится коллектив,  есть ли актив класса, действуют  ли советы дел, инициативные  группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе); ценностные ориентации;

- связь классного коллектива  с общешкольным коллективом, с  социумом (выходит ли коллектив  в организации своих дел за  рамки класса, организует ли дела  для младших школьников, для школы  в целом, вносит ли предложения  для улучшения жизни класса, школы).

Информация о работе Внеклассная работа