Влияние индивидуального стиля преподавания на эффективность обучения иностранным языкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить факт влияния индивидуального стиля преподавания учителя на эффективность обучения младших школьников.
Объектом исследования являются ?
Предмет исследования: в качестве предмета исследования рассматриваются закономерности влияния на эффективность обучения иностранным языкам индивидуального стиля преподавания учителя.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность обучения младших школьников иностранному языку находится в зависимости от индивидуального стиля педагогической деятельности учителя.

Вложенные файлы: 1 файл

введение.docx

— 41.15 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В настоящее время знание иностранного языка – это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах производства. В связи с этим пересматриваются цели и задачи преподавания иностранных языков, появляются новые концепции и подходы к обучению иностранным языкам, в практику входят новые формы и методы обучения. Инновационный подход к обучению позволяет реализовать современные цели обучения –формирование коммуникативной компетенции учащихся и воспитание толерантности в межкультурном обществе. Выбирая свой индивидуальный подход к обучению учитель опирается на методы и приемы, способствующие эффективному обучению. Известно, что некоторые могут овладеть языком сразу, некоторым овладение языка дается с трудом. При всей сложности процесса обучения иностранных языков учитель ищет  такие пути, способы, при которых обучение языка будет эффективным и полезным для каждого. Обучение иностранному языку – сложная задача. Разные ситуации требуют разного учебного материала, разных методик, разных видов деятельности.

Проблема индивидуального стиля деятельности уже давно стала предметом научного исследования как в нашей стране, так и за рубежом. Основная концепция индивидуального стиля деятельности, разработанная в рамках отечественной школы, состоит в том, что человек способен сознательно или неосознанно учитывать свои индивидуальные особенности как объективные условия деятельности и в соответствии с ними организовывать свою деятельность. Индивидуальный стиль в трудовой деятельности изучался Е.А. Климовым, А.К. Марковой, А .Я. Никоновой, Н.И. Петровой, М.Р. Щукиным и др., в учебной - О.Я. Андрос, А.К. Байме-товым, Г.Н. Неустроевым, Е.А. Силиной и др.

Наибольшую трудность представляет изучение индивидуального стиля деятельности в профессии педагога, поскольку объективные условия деятельности являются крайне нестандартными. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли Н.И. Петрова, З.Н. Вяткина, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Н.А. Аминов и другие. Ими были изучены различные аспекты стиля: структура, типология, процесс формирования. Но целый ряд вопросов, в частности касающихся результативной стороны индивидуального стиля преподавания учителя, не получил рассмотрения. Исследования в этой области ограничивались изучением влияния индивидуального стиля преподавания учителя на результаты учебной деятельности, что входит в противоречие с основным принципом обучения, согласно которому учитель должен всегда рассматривать школьника не только как предмет обучения, но и как предмет воспитания и развития.

Наличие сформированного индивидуального стиля преподавания чаще всего связывают с успешным и эффективным выполнением деятельности. Если взять это положение за основу, то возникает необходимость рассматривать стиль не только с точки зрения его успешности для самого человека, но и со стороны его влияния на учащихся. Это связано с тем, что обучение - всегда двусторонний процесс, предполагающий совместную деятельность субъекта и объекта обучения. Особенно актуальной эта проблема становится в младшем школьном возрасте, так как учитель становится для школьника значимым взрослым и оказывает максимальное влияние на его личность. В связи с этим целесообразно расширить область изучения результативной стороны индивидуального стиля преподавания учителя и оценивать его успешность не только в плане деятельности учителя, но и в плане его воздействия на личность учащегося.

   Цель: выявить факт влияния индивидуального стиля преподавания учителя на эффективность обучения младших школьников.

Объектом исследования являются ?

 Предмет исследования: в качестве предмета исследования рассматриваются закономерности влияния на эффективность обучения иностранным языкам индивидуального стиля преподавания учителя. 

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность обучения младших школьников иностранному языку находится в зависимости от индивидуального стиля педагогической деятельности учителя.

В  соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи: ?

 Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: ?

Базой  исследования ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 

1.1 Индивидуальный стиль преподавания учителя

Одаренный, творческий человек — это всегда индивидуальностъ. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью.

Каким же он сам при этом должен быть? Каковы его профессионально важные качества? Обратимся к структуре личности учителя. В свое время Ф.Н.Гоноболин [14стр.76] выделил 10 профессионально личностных особенностей учителей:

• способность понимать ученика,

• способность доступно излагать материал,

• способность убеждать людей,

• организаторские способности,

• педагогический такт,

• способность к творческой работе,

• способность быстро реагировать на педагогические

ситуации и гибко вести себя в них,

• способность к данному предмету,          

• способность заинтересовать учащихся,

• способность предвидеть результаты своей работы.

Помимо этих 10 способностей Ф.Н.Гоноболин [14стр.77] выделяет общие личностные свойства, которые обеспечивают эффективность обучения. Это убежденность, целенаправленность, принципиальность.

 Г.Райнс относит к профессионально личностным особенностям учителя:

а) благожелательное отношение к ученикам,

б) ориентацию на детей в обучении,

в) высокое вербальное понимание,

г) эмоциональную стабильность,

д) интерес к контактам и открытость в общении,

е) сердечность и доброжелательность,

ж) ответственность и деловитость.

Свои знания, умения, профессионально важные качества личности учитель применяет постоянно и на различных этапах педагогической деятельности. Такими этапами являются:

1. Творческая самонастройка  на педагогическую деятельность.

2. Педагогическая диагностика.

3. Педагогическое прогнозирование.

4. Целеобразование.

5. Планирование.

6. Осуществление, оценивание  результатов и коррекция.

Этапы эти едины для всех учителей, в том числе и для учителя иностранного языка, а вот какие знания, умения необходимы учителю, какие качества личности уместно проявить в той или иной ситуации, каждый из учителей решает сам. Именно такой выбор и лежит в основе понятия индивидуальный стиль преподавания.

По отношению к личности учителя иностранного языка индивидуальный стиль представляет собой совокупность своеобразных проявлений  его как личности, человека и профессионала, в деятельности которого органически связаны между собой все пути, принципы, методы, приемы, средства, способы и формы педагогического воздействия, переплавленные в нечто целостное. Как  целое стиль не передается: он оригинален, самобытен, неповторим. Индивидуальное в деятельности учителя—это особые, неповторимые признаки внешнего и особенно внутреннего облика, присущие только этому учителю и отличающие его от других учителей. Это существенные индивидуально-неповторимые признаки, имеющие стержневой, личный характер.

Индивидуальный стиль учителя как английского, так и любого другого иностранного языка  создается изучением общей методики преподавания языков и опорой на нее, постижением опыта других учителей, созданием личного опыта, в который входят «чужой» опыт с коррективами и созданная своя методика.

Учитель, владеющий ярко выраженным индивидуальным стилем, в чем-то идет впереди общей методики и других творчески работающих учителей. У него могут быть свои пути, принципы, методы, средства, формы и приемы обучения. Вместе с тем он, увлеченный своими поисками и находками, может не все использовать из достижений общей методики и передового педагогического опыта.

Но стиль учителя — это не только поведение педагогическое, методическое.

Говоря об индивидуальном стиле преподавания, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. В этой связи следует сделать одно замечание, которое касается восприятия и распространения передового педагогического опыта. Анализируя его, педагог должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования педагогического опыта одних учителей или воспитателей другими, как правило, бесперспективны, а зачастую дают худшие результаты. Другими словами, любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т.е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения детей на основе заимствования передового педагогического опыта.

1.3    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Под индивидуальным стилем педагогической деятельности (ИСПД) понимается система способов, приемов и форм профессиональной работы учителя, отражающая своеобразие его индивидуальности.

Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

— в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

— в характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

— в выборе методов обучения;

— в подборе средств воспитания;

— в стиле педагогического общения;

— в реагировании на действия и поступки детей;

— в манере поведения;

— в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

— в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Стили педагогической деятельности прежде всего подразделяются на три общих, рассмотренных выше вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содержанием. Приведем их описание, данное А.К. Марковой [5 стр.281].

Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.

Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

Наиболее полное собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности предложено А.К. Марковой [5 стр.283], А.Я. Никоновой [5 стр.283]. Как отмечают эти авторы, в основу различения стиля в труде учителя были положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На этой основе авторами выделены четыре типа индивидуальных стилей, характеризующих современного учителя.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном — сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный, хотя и важный, оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета. 

Информация о работе Влияние индивидуального стиля преподавания на эффективность обучения иностранным языкам