Вклад французских просветителей 18 века в психологию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 01:35, реферат

Краткое описание

В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения . Практически все французские философы этого столетия были просветителями. Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологами, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось. Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого просвещения.

Содержание

1.1 Монтескье Ш.
1.2 Вольтер А.
1.3 Руссо Ж.Ж.
Глава II. Французский Материализм XVIII века
2.1 Учение о природе и познании
2.2 Учение о человеке и обществе
Заключение
Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

srs_5 история педагогики.docx

— 30.46 Кб (Скачать файл)

Противопоставление Жан-Жаком Руссо природы культуре часть современников поняла как наивный призыв к возвращению вспять ,в докультурное , “естественное” состояние. Вольтер говорил, что Руссо приглашает человечество вновь стать на четвереньки и ползти в первобытный лес. В действительности Руссо хорошо понимал необратимость уже пройденного пути развития. Он разъяснял , что полный отказ от уже приобретенной цивилизации сделал бы человека дикарем, но не сделал бы его счастливым. Гармоничность , цельность человека должны быть обретены в обществе , а не в “естественном состоянии”. Источником противоречий цивилизации Руссо признал социальное неравенство, обусловленное неравенством имущества , неравенством во владении землей , орудиями труда. Истинным основателем современного гражданского общества стал, по Руссо , тот, кто первый, отгородив участок земли , сказал: “Это - мое” и кто нашел людей достаточно простодушных , чтобы этому поверить.

Бедственные последствия социального неравенства , существующих форм разделения труда Руссо раскрывает с большей проницательностью и с пафосом нравственного негодования. Гораздо слабее он в рекомендации средств для преодоления противоречии культуры. С другой стороны , Руссо ищет спасения в простом замедлении темпов исторического развития , в его торможении. С другой стороны, возникшие препятствия на пути человека к гармоничности должны быть устранены не только постепенным развитием, но и борьбой. Однако “борьба”. О которой говорит Руссо, не общественная революционная борьба, а лишь этическая борьба личности против собственных слабостей и недостатков, победа над своими страстями и господство над своими чувствами.

Выход из противоречии цивилизации Руссо видел в изменении системы и методов воспитания. Следуя за Локком ,Руссо набросал в своем знаменитом трактате “Эмиль” план развития личности, свободной от насилия над природой и над естественными способностями человека. В системе воспитания Руссо на первый план выдвигается чувство. К чувству он обращается и в вопросе о религии. В “Вероисповедании савойского викария” он провозглашает критерием и основой религиозной веры не доводы разума, а сердце и чувство. Он ополчается и против догматов официальной религии , и против рационалистического кодекса деизма . Еще резче отзывается он об атеизме. Вступив в число сотрудников “Энциклопедии”, он вскоре порвал с ней, и одним из поводов для разрыва была смелая пропаганда атеизма, которую вели энциклопедисты .

В своем “Общественном договоре” Руссо доказывал , что единственным коррективом к существующему ныне социальному неравенству - неравенству имущественному и неравенству обязанностей

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Философия XVIII века ушла в прошлое. Высшее её достижение - просветительский материализм - был “снят” идеалистической диалектикой начала XIX века , с тем чтобы затем быть восстановленным в своих правах уже в новой форме и совсем в иных условиях социально - классовой борьбы. К этому добавляют, что с не меньшим правом XVIII столетие должно носить имя века Разума , века Просвещения.

Французские просветители подняли престиж философии на небывалую прежде высоту и утвердили взгляд на философский разум как высшую инстанцию при решении всех вопросов, волнующих человечество . С позиции разработанной ими новой философии они произвели громадное переосмысление мировоззренческой проблематики и принципов социальной жизни людей . Свободомыслие в самом широком значении этого слова приобрело у просветителей поистине революционный размах и революционную остроту.

В лоне французского Просвещения произошло эпохальное изменение социальной ориентированности новоевропейского материализма ,английские основоположники которого были сторонниками королевского абсолютизма ,идеологами аристократии . Во Франции материализм был преобразован так, что стал служить обоснованию решительной борьбы с феодализмом , и его революционный характер вскоре выступил наружу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА :

1.Нарский И.С.“ Западно-евпопейская  философия XVIII века.” М., 1973 г.

2. Кузнецов “Западно-европейская философия XVIII века.” М., 1988 г.

3. Момджян “Философия  Французского Просвещения XVIII века.” М. 1995 г. 

4. И.И. Богута “История  философии”, изд-во “Мысль”. М.,1995 г. 

5. “Мир философии”, изд-во  политическая литература. М.,1991 г. 

6. Верцман И.Е. «Ж.-Ж. Руссо». М:Рослитиздат, 1958. 

7. История философии в 3-х томах. Под ред. Г.Ф.Ал

 


Информация о работе Вклад французских просветителей 18 века в психологию