Виды межличностных отношений в семье и типы семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 20:08, реферат

Краткое описание

Будут или не будут возникать препятствия на пути взаимопонимания родителей и детей - зависит главным образом от общей психологической атмосферы в семье.
Можно условно выделить пять линий развития семейных отношений, типов социально-психологического климата семьи и соответственно тактик семейного воспитания. Хотя, конечно, существует множество переходных, стертых, промежуточных модификаций и вариантов.

Вложенные файлы: 1 файл

Tema__9.docx

— 23.23 Кб (Скачать файл)

Тема № 9

Виды межличностных отношений  в семье и типы семейного воспитания

Вопросы темы:

 

1.Стиль и тактика семейного  воспитания 

(А. В. Петровский)

2.Отец и мать как воспитатели 

3.Роль дедушек  и бабушек в воспитании детей

 

1.Стиль и тактика семейного  воспитания (А. В. Петровский)

 

Будут или не будут возникать препятствия  на пути взаимопонимания родителей  и детей - зависит главным образом  от общей психологической атмосферы  в семье.

Можно условно выделить пять линий развития семейных отношений, типов социально-психологического климата семьи и соответственно тактик семейного воспитания. Хотя, конечно, существует множество переходных, стертых, промежуточных модификаций  и вариантов.

Термины, которые более привычны для дипломатов и политологов, военных и профессоров военных академий, чем педагогов и родителей, и, тем не менее, весьма точно характеризуют интересующие нас явления: диктат, опеку, конфронтацию, мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество.

Может возникнуть вопрос: уместно ли в  области детской и семейной психологии использовать эти термины? Тактика, например, - это совокупность средств  и приемов в борьбе за достижение цели. Но о какой борьбе в семье  может идти речь? Кто с кем борется? Дети с родителями? Родители с детьми?

Мы  не имели в виду ничего подобного, используя термины "тактика", "стратегия", хотя и такая борьба иной раз имеет  место. Бороться можно не только с  кем-то, но и, что особенно важно, за что-то и во имя чего-то.

Родители  борются за то, чтобы их дети выросли  такими, какими они хотят их видеть, и эта борьба не против детей, а  за них. Тактика такой борьбы может  быть весьма и весьма различная: удачная  или неудачная, правильная или ошибочная, умелая или неумелая, научно обоснованная или антинаучная. Эта тактика  соответствует типу семейных отношений  и, в конечном счете, ими порождается. (Типы сем. Отношений подробно рассмотрены ранее)

2.Отец и мать как  воспитатели

 

Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет «общее руководство», обеспечивает семью материально, охраняет от врагов. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества мужчины и женщины -чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку, физическая сила и энергия отца.

Способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны и мужчине, и женщине. Но традиционно считается, что бросаться на помощь ребенку при первом его сигнале, утешать и уговаривать и т.д. - признаки хорошей матери, поэтому женщины «выплескивают»свои эмоции. А мужчине, согласно сложившимся веками представлениям, неудобно «кипеть» чувствами по поводу детского плача, испуга, растерянности.

Долгое время считалось, что  материнские чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и  лишь пробуждаются при появлении ребенка. Это утверждение о врожденности материнских чувств было поставлено под сомнение результатами многолетних экспериментов над человекообразными обезьянами, проведенных под руководством американского зоопсихолога Г.Ф.Харлоу. Суть эксперимента в следующем. Новорожденных детенышей отделили от матерей. Малыши стали плохо развиваться. Им внесли «искусственных матерей» - проволочные каркасы, обтянутые шкурой, и поведение детенышей изменилось к лучшему. Они лазали по «мамам», играли рядом с ними, резвились, прижимались к ним в случае опасности. На первый взгляд для них не было разницы между родной и «искусственной» мамой. Но, когда они выросли и дали потомство, стало ясно, что замена не была полноценной: у обезьян, выросших в отрыве от взрослых особей, начисто отсутствовало материнское поведение! Они были так же равнодушны к своим детям, как их «искусственные мамы». Они отталкивали малышей, били их так, когда те плакали, что некоторые погибли, а других спасли сотрудники лаборатории. На основе экспериментальных данных был сделан вывод о том, что у высших млекопитающих (а человек относится к ним) материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства.

И тем не менее, у матери к ребенку  несравненно более «естественная» дорога, чем у отца. Уже в период беременности, вынашивая зарождающуюся жизнь в своем теле, она постепенно и очень интимно знакомится со своим дитем. Отметим, что характер отношения матери к ребенку в период беременности небезразличен для его развития. Наука располагает данными об аномальном внутриутробном развитии ребенка в процессе нежелательной беременности. Более того, специалисты ряда стран считают даже, что возникновение и уж во всяком случае усугубление некоторых психических расстройств у ребенка в большей или меньшей степени обусловлены отрицательным или холодным отношением матери. Поэтому ребенок требует ответственного к себе отношения еще задолго до рождения.

Отношения, которые складываются между  ребенком и матерью послe рождения, оказываются основой, на которой развивается дальше весь мир эмоциональных отношений человека.

Объективности ради следует отметить, что отец не может так интимно  сжиться с ребенком, как мать, вынашивающая его под сердцем. В  свое время английский поэт У. Вордсворт  высказал мысль о том, что ребенок - отец мужчины. На первый взгляд это  кажется парадоксальным, но на самом деле именно дети меняют социальные функции мужчины и делают его отцом.

На разных возрастных этапах дети могут испытывать чувство привязанности  к родителям не в одинаковой степени: мальчик больше тяготеет к матери, девочка - к отцу. Но в раннем возрасте дети наиболее интенсивно привязаны к матери. Она нужна как опора, как источник безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

Для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления - и мужской, и  женский. По мнению ученых, структуры  мышления мужчины и женщины несколько различны. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин - явные превосходства в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта иногда идет по «женскому типу»: обнаруживаются лучше сформированные языковые способности, но чаще фиксируются нелады с математикой.

определенного пола и овладение  соответствующим полоролевым поведением (В.Е.Каган, Д.В. Колесов, И.С.Кон, В.С.Мухина, Т.А.Репина). Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе: ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества друг с другом, строит свое поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом. Таким образом, для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения.

Однако в развитии специфических  половых, психологических качеств  мужчин и женщин огромная роль принадлежит  мужчине -воспитателю, отцу, педагогу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие  от матери) играет по-разному с мальчиком  и девочкой, тем самым начиная  формировать их половую идентификацию.

Отсутствие отца, безотцовщина - понятие  не столько демографическое, сколько психологическое, нравственное. Если в семье нет мужчины, то это сказывается на развитии и мальчика, и девочки. У девочки может появиться бессознательная установка, что отец не нужен, а это повлияет на ее семейные ожидания, формирование представлений о семье как главной ценности жизни. И хотя психика девочки более устойчива, чем мальчика, но и ей необходим отец, особенно в подростковом возрасте. Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. А у нее, несущей в одиночку ответственность за воспитание ребенка, действительно развиваются мужские черты: решительность, собранность, властность, обостренное чувство долга, поэтому она доминирует в семье, подчиняет себе сына или дочь. Прибавьте к этому достаточно распространенную в неполных семьях чрезмерную опеку матери над ребенком, проявляющуюся в лавине забот, в каскаде перестраховочных мер. Ребенок лишается инициативы, самостоятельности, боится без мамы сделать шаг. Особенно пагубна гиперопека матери для мальчика, у которого развивается нерешительность, беспокойство.

Итак, отец и мать - первые и самые  любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

 

 

3.Роль дедушек  и бабушек в воспитании детей

В свое время К.Д.Ушинский назвал бабушек  и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих и знающих  по опыту тонкости воспитания, «природными  русскими педагогами». Как пишет  известный современный психолог А.В.Петровский, «бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки -это исключительный атрибут человеческой семьи, животные его лишены полностью» (Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.,1981. - С.16). Видимо, это и делает человеческую семью по сути своей бессмертной: она возрождается во внуках снова и снова, сохраняя некоторые физические признаки, духовные особенности своих далеких прародителей. Как пелось в популярной песне середины века , «будут внуки потом, все опять повторится сначала».

Конечно, бабушки и дедушки бывают разные, но как счастливы внуки, когда рядом с ними люди, для которых они - безмерная и безграничная радость! Вряд ли жизнь представит на склоне лет более яркие переживания, чем эта последняя любовь - внуки. К ним отношение несколько иное, чем к детям. Смысл этого отношения удивительно тонко «схвачен» пословицей «Дети до венца, а внуки до конца».

Семья -это не только родители и  дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки  и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

 

Прежде всего следует сказать  о помощи, которую оказывают сегодня  бабушки и дедушки в уходе  за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают  за ними во время болезней, сидят  с ними, когда родители по вечерам  уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять  напряжение и перегрузки. Бабушки  и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря  им выходит из тесных семейных рамок  и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и  детьми существует какая-то "мистическая  связь": сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем  та же самая, рассказанная отцом. Дедушка  и бабушка занимают в жизни  ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют  от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним  своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно  важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.

Нередко многие бабушки и дедушки  портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют  каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и  дедушек со своими внуками есть и  другие "подводные рифы". Дело в том, что они подрывают авторитет  родителей, когда разрешают ребенку  делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую  мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки  требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются  и т.п. Главная трудность здесь  в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание), от периода  жизни семьи (самым серьезным  является период начального приспособления), от того, чьи это родители (матери или отца), от социальной зрелости семьи  и от многий других обстоятельств. Для  молодых и старых сегодня, идеальной  представляется модель "близкие  отношения на известном расстоянии": молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старых родителей, в свою очередь, молодые помогают старикам пережить болезни и одиночество.

Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой  и трагической, а иногда - приносящей радость, обогащающей взаимоотношения  людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим  поколением, дает детям много ценного  для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

 


Информация о работе Виды межличностных отношений в семье и типы семейного воспитания