Виды детских игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:47, контрольная работа

Краткое описание

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1. Ирга в воспитательном процессе…………………………………………………
2. Классификация детских игр……………………………………………………….
2.1. Сюжетно-ролевые творческие игры…………………….....................................
2. 2. Строительные игры.
2.3. Игры - драматизации
2.4. Подвижные игры.
2.5. Дидактические игры.
Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

виды детских игр.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

С помощью игр –  занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Она используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как  форма обучения детей содержит два  начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Такая игра основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: "Краски", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Наоборот" и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре "Краски" нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают сказочные и любимые цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. "Скачи по дорожке на одной ножке" - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому дети всегда играют в такие игры.

Воспитатель заботится  об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес  к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать  более сложные правила.

Самостоятельная игровая  деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого  носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники  игры "лото", получает карточку и  старается выполнить задание  в срок, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются  в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна. Таких игр в младших группах проводится несколько: "День Рождения куклы Кати", "Оденем Катю на прогулку", "Катя обедает", "Купание Кати". Игры с куклами являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно – ролевым играм.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей. Такие игры, как "Умные машины", "Молочная ферма", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок.

С помощью дидактических  игр воспитатель приучает детей  самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Процессы ощущения и  восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в  неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

У дошкольников формируется  нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда  взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.

Использование дидактических  игр в работе с детьми более  старшего возраста решает несколько  иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.

Многие дидактические  игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и тд.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим  и эстетическим требованиям: игрушки  должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие  игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

Игра создаёт положительный  эмоциональный подъём, вызывает хорошее  самочувствие, и вместе с тем требует  определённого напряжения нервной  системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Игра - самостоятельная  деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Сформированность игровой  деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой  деятельности, протекающий в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

 В игре воспитывается  интерес и уважение к труду  взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

 Игра — важное  средство эстетического воспитания  дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

 Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

 

Список литературы

 

  1. Выготский .Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.1990, с. 7.
  2. Дошкольная педагогика: Учебник/ Под ред. В.И. Ядэшко. –М., 2003. С. 68.
  3. Игра дошкольника /Под ред. С.Л. Новосёловой. - М.:1999.  – с. 112..
  4. Игры-занятия с малышами / Сост. А. Н. Фролова. – М., 2000. –С. 34.
  5. Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: 2002. – с. 45.
  6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. – М., 2001 –С. 88.
  7. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74
  8. Эльконин Д. Б. Избр. психологические труды. М., 1989. –С. 63.

 

 

 

1 Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. – М., 2001 –С. 88.

2 Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: 2002. – с. 45.

3 Эльконин Д. Б. Избр. психологические труды. М., 1989. –С. 63.

4 Выготский .Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.1990, с. 7.

5 Игра дошкольника /Под ред. С.Л. Новосёловой. - М.:1999. – с. 112..

6 Там же, С. 114.

7 Дошкольная педагогика: Учебник/ Под ред. В.И. Ядэшко. –М., 2003. С. 68.

8 Там же, С. 70.

9 Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 71

10 Игры-занятия с малышами / Сост. А. Н. Фролова. – М., 2000. –С. 34.


Информация о работе Виды детских игр