Виды воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 19:40, реферат

Краткое описание

Мировоззрение - представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые определяют в его сознании общую картину мира, а также направленность его деятельности.
В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по педагогике.docx

— 53.43 Кб (Скачать файл)

      

                            ГБОУ ВО БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

                                                          ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ 

 


                                      

 

 

 

                                     Реферат 

                

 

                    по дисциплине     Педагогика

                         тема:          Виды воспитания

                                                                                 

                                                                                                 Выполнила студентка:

                                                                                                 15М   группы   1-го    курса

                                                                                                          

                                                                                                           Специальность:  менеджер

                                                                                                        социально-культурной деятельности

                                                                                                                                 Солянникова_______           

                                                                                                                    (фамилия)

                                                                                                                                      Вероника__________       

                                                                                                               (имя, отчество)

                                                                                                                          ____Николаевна________

                                                                                                                         ________________(подпись)

                                                                                                  Проверил(а):  доцент   Н.С.  Сердюкова   

                                                                                                                                           ______________ 

 

 

 

                                                                 Белгород, 2015

 

                                          Виды воспитания

 

 

 

  Мировоззрение  - представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые определяют в его сознании общую картину мира, а также направленность его деятельности.

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности.

Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания, а это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее активной практической деятельности.

Социальная и профессиональная позиции педагога являются важнейшим сопряженным условием формирования мировоззрения. Успех воспитания мировоззрения основывается во многом на доверии учащихся к учителю, свободно и ответственно раскрывающего перед ними свои убеждения.

Гражданское воспитание школьников. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности, как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, правовое сознание и поведение, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Важную роль в формировании гражданственности играет патриотическое воспитание, которое, в свою очередь, предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Большое значение при этом придается предметам гуманитарного и естественного циклов, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями, будь то природоведение или историческое чтение в начальных классах, география или литература в старших классах. В процессе занятий происходит знакомство школьников с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Необходимой составной частью формирования патриотического и интернационального сознания является изучение государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, а также фактического материала о защите отечества, о воинской доблести и славе народов нашей страны. Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родного и русского языков, во внеклассной воспитательной деятельности.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю и культуру стран изучаемого языка.

Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении.

Истоки деформации правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Вот почему работа с семьями воспитанников – важнейшее условие предотвращения правонарушений среди подростков. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним “благополучием” скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. Результатом “потребительского воспитания” чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из таких семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.

Для подростка мнение о нем сверстников более значимо и важно, чем мнение взрослых – родителей, учителей и т.п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.

Нравственное воспитание школьников. Нравственное воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся составляет формирование их отношений: 1) к другим людям; 2) к себе; 3) к своему труду; 4) к природе.

Группа отношений к другим людям предполагает воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности. Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству.

Школьная дисциплина – одна из форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся основана на личной ответственности и сознательности, она готовит ребенка к социальной деятельности.

Предполагая элементы подчинения требованиям коллектива, требованиям большинства, дисциплина должна рассматриваться в контексте свободы личности, как субъективная способность личности к самоорганизации. Способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки. Обладая самодисциплиной, школьник защищает себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы.

Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей.

Воспитание бережного отношения к природе, нетерпимого отношения к нарушениям природоохранных норм и требований – цель формирования экологической культуры школьников. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы.

Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке определены основные принципы экологического образования школьников и формирования их экологической культуры: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

- формирование у учащихся  положительного отношения к труду  как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой  деятельности;

- развитие познавательного  интереса к знаниям, стремления  применять знания на практике, развитие потребности в творческом  труде;

- воспитание высоких моральных  качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

- вооружение учащихся  разнообразными трудовыми умениями  и навыками, формирование основ  культуры умственного и физического  труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических задач, производственными условиями района, области, возможностями школы, ее материальной базой, преподавательскими кадрами, традициями школы и т.д.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда.

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.

Производственный труд школьников предполагает их участие в создании материальных ценностей. Российская школа имеет богатый опыт включения детей в производственный труд – это ученические производственные мастерские и цеха и т.п. Приобщение школьников к производственному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня.

Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения следующих педагогических условий:

Информация о работе Виды воспитания