Взгляды античных философоф на воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:34, реферат

Краткое описание

Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка -Европу, Африку, Азию, Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

В 3-2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.

Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА.docx

— 47.55 Кб (Скачать файл)

Античные философы и педагоги о воспитании и обучении

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Территориальные и временные  границы Древнего мира огромны. Он существовал  более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка -Европу, Африку, Азию, Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

В 3-2 тысячелетиях до н. э. в  Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового  письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.

Центры обучения писцов возникали  при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила  писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк  и заглавных букв.

Следующим этапом становления  воспитания и обучения в этом регионе  стали времена архаической Греции (X -VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал  картину воспитания и обучения в  эту эпоху легендарный Гомер  в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под  присмотром наставников-старцев. Они  красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически  крепки, искусные воины.

Принятые в архаической  Греции формы воспитания описаны  также в поэме Гесиода "Труды  и дни", где говорится о быте и жизненных установлениях той  древней эпохи. Ведущим мотивом  этой поэмы является мысль о трудолюбии как важнейшем качестве человека.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли  в Древней Греции связаны с  культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство  начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите  юные свободные граждане имели возможность  получать образование за счет государства. Образованность почиталась как необходимое  и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать  дурно о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать". Лишиться права и возможности  получить образование рассматривалось  как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий  историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке.

По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебы юных граждан  даже в трудные дни войн. Когда  умирал философ Анаксагор (500 - 428 до и, э.) и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий". В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ  ГРЕЦИИ О ВОСПИТАНИИ

 

Древнегреческая цивилизация  дала миру немало превосход - IX философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании.

ПИФАГОР

Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в. до н. э.). Он оставил  своеобразный свод правил нравственного  поведения; выглядевших на первый взгляд туманно и немотивированно. Требовались  определенные познания философии Пифагора, чтобы расшифровать конкретное содержание подобных правил. К примеру, совет "не ходи по дороге" подразумевал рекомендацию не следовать поспешно суждениям  толпы. Правило "уважай закон" означало уважение к родителям, сдержанность и немногословие. Упражняясь в подобной добродетели, ученики Пифагора нередко выполняли обет длительного молчания.

Я полагаю, что так называемые «шифрованные» советы Пифагор давал  неслучайно. На мой взгляд, они рассчитаны на развитие образного, абстрактного, символического мышления учеников.

Приведем несколько пифагорейских  изречений дидактической направленности: "Правильно осуществляемое обучение... должно происходить по обоюдному  желанию учителя и ученика", "Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно  достигает своей цели, а если недобровольно, то негодно и безрезультатно".

Пифагор абсолютно прав. На мой взгляд, учитель и ученик должны состоять как бы в команде, каждый из членов которой заинтересован  в получении положительного результата.

В пифагорейских братствах  воспитание и обучение молодежи представляло собой хорошо продуманную отлаженную систему. День начинался с прогулки, чтобы "упорядочить и гармонизировать  сознание". Затем в храме велось "преподавание, учение и исправление  нравов". После обеда проходили  совместные чтения с комментариями.

ГЕРАКЛИТ

Один из первых философов  Древней Греции, Гераклит (520 - 460 до н. э.), высказал ряд основательных педагогических идей: об обучаемости и освоении нравственности как свойстве человека ("всем людям дано познавать самих  себя и быть целомудренными"), разуме и чувствах как орудиях познания, разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познать  сущность, а не только факты ("мудрость в том, чтобы знать все как одно", "многознание уму не научает") и другие.

Педагогические идеи Гераклита, на мой взгляд, отличает глубина  содержания. Так как человек –  существо наивысшего уровня развития, то и познавать мир он должен с  помощью того, что отличает его  от животных – разума и чувств.

ДЕМОКРИТ

К первым философам Древней  Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460 - 370 до н. э.). Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать".

Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмом".

Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество.

Мне бы хотелось остановиться на этой отметке Демокрита. К сожалению, сейчас очень мало внимания уделяется воспитанию детей в семье. Родители часто возлагают слишком большие надежды на воспитателей детских садов и учителей. Но этого не достаточно, т.к. главным образом личность формируется в самой маленькой ячейке общества – семье.

Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который  преобразует природу человека, считал Демокрит. "Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу".

Демокрит полагал, что важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. "Многие всезнайки не имеют ума... прекрасна надлежащая мера во всем... должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума".

Рассматривая обучение как  трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. "Если бы дети не принуждались' к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, - стыду".

Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением Он предлагал формировать стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности как залог успеха в воспитании и образовании: "Наихудшее из того, чему может научиться молодежь, - легкомыслие".

Демокрит предварял становление взглядов древнегреческих ученых-софистов (V -IV вв. до н. э.).

СОКРАТ

Софисты, т. е. мудрецы, оказались  едва ли не первыми профессиональными  учителями, предлагая свои знания за определенное вознаграждение, они помышляли  о воспитании политически активных граждан полиса. Софисты расширили  программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству  спора. К трем этим предметам с  течением времени были добавлены  еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что в совокупности составило семичастную "эн-кик-лос-пайдейю" (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы "семи свободных искусств", ставших символом образованности вплоть до нового времени.

Первые софисты считали  своим основным призванием преподавание красноречия - риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек  приобретает умение завоевывать  мнение большинства, то есть угадывает  смысл общего блага.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469 - 399 до н. э.). Его главным дидактическим  достижением можно назвать "майевтику" ("повивальное искусство") - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных  целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек  обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной  предрасположенности, Сократ видел  наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: "Кто  знает себя, тот знает, что для  него полезно, и ясно понимает, что  он может и чего он не может".

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование "Могучие духом... если получат  образование... становятся отличными... полезными деятелями. Оставшись  без образования., они бывают очень дурными, вредными людьми".

Учительская деятельность для  Сократа была дороже жизни. Когда  перед ним встал выбор, сохранить  жизнь или отказаться от такой  деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская  площадь или аллеи Ликея. Он был одним из родоначальников диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода. Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: "Я знаю только то, что я ничего не знаю".

Беседы Сократа вызывали у слушателей особый эмоциональный  и интеллектуальный подъем. "Когда  я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее... а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и  со многими другими" - так описывал свои впечатления ученик Сократа.

Известны имена учеников Сократа, высказавших интересные мысли  о воспитании. Один из них, Ксенофонт (430 - 355 до н. э.), является автором первого античного педагогического романа "Воспитание Кира". Ксенофонт полагал, что образование должно быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан. Во главу угла нравственного воспитания ставилось формирование чувства справедливости.

Я абсолютно согласна с мнением Ксенофонта. Ведь мощь и развитость государства определяют образованные люди. Если правитель предусматривает руководство сильной страной, то повышение уровня образованности граждан должно быть одной из главных задач.

Другой ученик Сократа - Антисфен (450 - 360 до н. э.), основатель философской школы киников, - полагал, что в воспитании необходимо прежде всего приближаться к миру реальных явлений. Основным методом воспитания он называл пример наставника. Как особую задачу Антисфен выделял воспитание привычки преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага ("пусть дети наших врагов живут в роскоши").

ПЛАТОН

Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл самый известный ученик Сократа  Платон (427 - 347 до н. э.). Известная 
философская притча Платона о заключенных в мрачную пещеру людях 
имеет не только мировоззренческий, но и педагогический смысл. Люди в 
этой пещере прикованы к стене, на которой видят лишь отражение сущего. 
Освободившись от цепей, они могут узреть ослепительный свет истины. Достижение знания и истины, следовательно, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков.

Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную  единой философской мыслью, и открыл связи воспитания с общественным устройством.

Педагогическая деятельность была органичной частью жизни и размышлений  Платона. Педагогическая проблематика присутствует в "Диалогах" Платона, его трактатах "Государство" и "Законы". Основанное Платоном в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более тысячи лет.

Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь - преходящий этап движения человека к "истинному бытию - неким  умопостигаемым и бестелесным идеям". Земная жизнь должна готовить к слиянию  человека с "истинным бытием". Приобретение знаний, следовательно, является процессом  воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет  каждый человек. Вот отчего столь  большое значение придавалось самопознанию.

Информация о работе Взгляды античных философоф на воспитание