Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Семья - небольшая социальная группа, в которую входят объединенные браком супруги, их дети (собственные или усыновленные), кровные родственники, другие лица, связанные родственными узами с супругами [ 1 ].
Семья восстанавливает духовные и физические силы человека, заряжает ее энергией для активного участия в общественной жизни. В ней происходит не только физическое рождение человека, но и первичная социализация и воспитание, духовное созревание личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности и перспективы развития современной семьи………….6
Глава 2 . Формы и методы работы учителя с родителями учащихся
1.1 Педагогическое образование родителей…………………………………...10
1.2 Привлечение родителей к воспитательной работе………………………...11
Глава3. Направления влияния семьи и школы на воспитание младших школьников
2.1 Влияние семьи и классного руководителя на воспитание учащихся…….13
Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_yuli2.docx

— 41.26 Кб (Скачать файл)

     В  воспитательном процессе школы,  кроме педагогов, участвуют родители, работая в классных и общешкольных родительских комитетах, выполняя рекомендации, просьбы учителей.

    На современном этапе выделяют следующие виды привлечения родителей к воспитательной работе [7] :

     Родительский комитет класса создают с целью демократизации управления воспитательным процессом, налаживание обратной связи семья - школа, для текущего корректировки управленческих решений, обеспечения единства педагогических требований к учащимся, оказание помощи семье в воспитании и обучении детей. Действует в соответствии с положением о родительских комитетах общеобразовательных школ. К работе в нем привлекают активных родителей, авторитетных людей с высокой гражданской сознательностью, которые проявляют интерес к делам класса, школы, их выбирают на родительском собрании класса. На заседании родительского комитета избирают председателя, ответственных за отдельные виды работы. Родительский комитет работает в тесном контакте с классными руководителями. Общешкольный родительский комитет избирается на общешкольных родительских собраниях из представителей родительских комитетов классов. Тогда же избирают председателя родительского комитета школы, создают комиссии: учебную, культурно - массовой работы, хозяйственную, трудового воспитания и профессиональной ориентации, педагогической пропаганды. Комитет предлагает решения, которые потом обязательно рассматриваются администрацией школы.

     Адресованные родителям рекомендации, просьбы чаще всего касаются таких аспектов школьной жизни:

- Проведение непосредственной  работы с детьми: индивидуальной( наставничество, шефство), групповой (руководство кружком по интересам); 

- Оказание организационной помощи учителю: например, содействие в проведении экскурсий ( предоставление транспорта, обеспечение путевками), организация встреч с интересными людьми, комплектования классной библиотеки, клуба любителей книги и т.д.;

- Участия в укреплении материальной базы школы, решении хозяйственных вопросов (помощь в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов, ремонт школы и т.д.) [7].

     В организации такой работы с родителями важно найти их возможности (чем они могут помочь школе) , корректно высказать свои предложения в письменной форме ( лучше всего это делать на классных родительских собраниях) . 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Глава3. Направления влияния семей и школы на воспитание младших школьников

2.1 Влияние семьи и классного руководителя на воспитание учащихся 

     Младший школьный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослых - родителей и учителей, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми.

     Сами взрослые не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.

     Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у младших школьников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности. 
     Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по - человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

     Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при перемещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). 
 

     В нормальном повседневной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и , казалось бы , не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлена ​​не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. 
 
     Дети заболевают неврозами под влиянием неблагоприятных обстоятельств, к которым невозможно адаптироваться и которые невозможно перенести безболезненным образом. Подобно этому ребенок не может перенести разлуку с матерью и привыкнуть к яслям, конфликты в семье и блокаду эмоциональных потребностей, напряжения в результате чрезмерной стимуляции, интенсивных ограничений или непоследовательного отношения взрослых. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности означает на психологическом уровне нравственно- этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, что ребенок не может преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел ее психофизиологических возможностей. Иначе говоря, она не настолько плоха, насколько ее делают такими отношения в семье и неблагоприятные особенности личности родителей. 
 
     При наличии неразрешимых для детей переживаний следует говорить о хронической психотравмирующей ситуации как источнике постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы - эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в области общения и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, состояния хронического стресса, как основного источника патогенной (болезненной) напряжения при неврозах.

     При невротическом заболевании происходит непродуктивная потеря имеющихся психических средств, ресурсов и возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болезненное ослабление в целом. При этом нарастают беспокойство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижается выносливость и сопротивляемость организма.

     На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально - экономические факторы, среди которых можно выделить такие, как:

- Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;

- Занятость родителей;

- Ранний выход  матери на работу и перемещения  ребенка в ясли. 
 
     К социально - психологических факторов, влияющих на психическое здоровье детей, психологи относят прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детское - родительских отношений.

     Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний , умение поставить себя на место своих детей.

 

 

    Заключение 
     Итак, проблема взаимодействия семьи и школы является весьма актуальной на современном этапе развития общества.

От того, как родители воспринимают и понимают ребенка, его потребности, интересы, психологические состояния и переживания, и соответственно взаимодействуют с ней, зависит восприятие и оценка ребенком себя, формирование позитивного или негативного образа "Я", принятие или непринятие своей личности. Родительские установки в отношении детей влияют на осознание ими мотивов своего поведения и деятельности, формирование ценностей и идеалов, выработка оценок и самооценок, по которым дети оценивают себя и людей, которые их окружают. Все это сказывается на социальной адаптации детей.

     Нет ни одного социального или психологического аспекта поведения детей, которые не зависели от семейных условий сегодня или в прошлом. 
 
     Семья имеет особое влияние на формирование социально - психологической адаптации ребенка. Она берет уже с первых дней жизни ребенка на себя заботу о его здоровье и воспитание, дает начальные знания об окружающем мире, производит навыки, помогает осуществлять контакты со многими людьми.

     Семье принадлежит целая палитра свойственных ей стимуляторов психосоциального развития ребенка, важнейшие из которых - интенсивность и богатство общения со взрослыми, интимные и стойкие эмоциональные контакты с постоянными лицами (отец, мать, другие члены семьи), родительская любовь и забота. Это естественные стимуляторы, которые наиболее соответствуют потребностям развития ребенка, его эмоциональном мира и культуре, богатый спектр высших человеческих чувств.

     Таким  образом, чтобы максимизировать положительный и свести к минимуму негативное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

- Принимать активное участие в жизни семьи;

- Всегда находить  время , чтобы поговорить с ребенком;

- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты

- Не делать ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

- Иметь представление  о различных этапах в жизни ребенка;

- Уважать право  ребенка на собственное мнение;

- С уважением  относиться к стремлению всех  остальных членов семьи делать карьеру. 
 
     В наше время, когда многие неблагополучных, неполных семей, семей, где родители на заработках, а дети находятся под опекой бабушек и дедушек, нам как учителям, особенно трудно. Ведь к каждому ребенку нужно иметь свой подход, нужно "изучить" каждую семью, чтобы действовать в унисон, учитывать характер и эмоции каждого ученика. Ведь на основе конфликта в семье "и, неосторожно сказанное слово учителя, может наложить сорт на всю дальнейшую жизнь ребенка.

     Вот почему так важен взаимосвязь школы и семей в воспитание младших школьников . И недаром, свою самую первую учительницу помнят все. 
 

Список литературы

1 . Азаров Ю.П.  Семейная педагогика . - М. : Политиздат , 1982 .

2 . Гильбух Ю.З. , Верещак Е.П. Психология трудового воспитания школьников. - М.: Сов. , 1987. - С. 234 - 238.

3 . Опыт работы классных руководителей по проблемам экологического воспитания учащихся / / Внеклассное время . - № 4 . - 2000 . - 62С .

4 . Опыт работы классных руководителей по проведению классных воспитательных часов и часов - общения / / Внеклассное время . - № 7 . - 2000 . - 62С .

5. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания: Книга для учителя. - М. : Просвещение , 1990 . - С. 45-46

6 . Караковский В.А. Пол человеком . Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно - воспитательного процесса . - М., 1993 . - С. 57 – 58

7 . Карпенчук С.Г. Теория и методика воспитания : Учеб. пособие. - М.: Высшая школа , 1997 . - С. 135-137

8 . Клевченя М.С. , Красневская Г.М. Психология педагогической деятельности / Под ред . Ф.И. Иващенко. - М., 1980 . - С. 35-36

9 . Коваль А.Г. , Зверева И.Д. , Хлебик НС. Социальная педагогика. Социальная работа : Учеб. пособие. - К. : ИЗМН , 1997 . - С. 76-79

10 . Кулик В. , Голобуцкому Т. , Гобуцький А. Молодая Украина : современный организованный молодежное движение и неформальная инициатива : Исследования. - К " 2000 . - 460С .

11 . Матюша И.К. Гуманизация воспитания и обучения в общеобразовательной школе . - М.: Высшая школа , 1995 . - С. 345 – 346

12 . Методика воспитательной работы / Под ред . Л.И. Рувинского . - М. : Просвещение , 1989 . - С. 23-24

13 . Нисимчук А.С , Падалка А.С. , ШпакО.Т . Современные педагогические технологии : Учеб. пособие. - М.: Просвещение , 2000 . - С. 15 -16

 

 


Информация о работе Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся начальных классов