Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников,особенности социальной адаптации дошкольников, сущность детско-родительских отношений, детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации дошкольника, исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
1.1Особенности социальной адаптации дошкольников……………………… 7
1.2 Сущность детско-родительских отношений……………………………… 12
1.3 Детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации детей дошкольного возраста…………………………………………………………. 23
Выводы по первой главе………………………………………………………. 32
Глава II. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
2.1 Констатирующий этап эксперемента по диагностики социальной
адаптации дошкольников, типа детско-родительских отношений и их взаимосвязи……………………………………………………………………... 34
2.2 Формирующий этап эксперемента по повышению уровня социальной адаптации дошкольников и нормализации детско-родительских отношений ……………………………………………………………………... 40
2.3 Контрольный этап эксперемента………………………………………… 45
Выводы по второй главе………………………………………………………. 48
Заключение……………………………………………………………………… 49
Список литературы……………………………………………………………... 52
Приложения…………………………………………………………………….. 56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1для печати.docx

— 144.30 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

 

Факультет психологии и педагогики детства

Кафедра психологии и педагогики детства

 

 

 

 

Взаимосвязь детско-родительских отношений

и социальной адаптации  дошкольников

 

Курсовая работа бакалавра

направление «Педагогика» профиль  «детская практическая психология»

(2011 -2012 Г.Г..)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Выполнил студент

                                                                                                   2 курса заочной

                                                                                                    формы обучения, 26 группы

                                                                                                    Васильева Елена Михайловна

                                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                                    Рассказова И.Н., к.пс.н., доцент  

                                                                                                    Отметка____________________

                                                                                                   «_____»________________2011г.    

                                                                                                     ___________________________

                                                                                                                                 (подпись)                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск-2011

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретический  анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации  дошкольников

1.1Особенности социальной адаптации дошкольников………………………  7

1.2 Сущность  детско-родительских отношений……………………………… 12

1.3 Детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации детей  дошкольного возраста………………………………………………………….  23

Выводы по первой главе……………………………………………………….  32

Глава II. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников

2.1 Констатирующий   этап   эксперемента   по   диагностики    социальной

адаптации    дошкольников,   типа    детско-родительских   отношений и их взаимосвязи……………………………………………………………………... 34

2.2 Формирующий этап  эксперемента  по  повышению  уровня  социальной адаптации дошкольников и нормализации детско-родительских отношений ……………………………………………………………………...  40

2.3  Контрольный этап эксперемента…………………………………………  45

Выводы по второй главе……………………………………………………….  48

Заключение……………………………………………………………………… 49

Список литературы……………………………………………………………... 52

Приложения…………………………………………………………………….. 56

 

Введение

Проблематика  детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего  развития психологической науки  и практики. Взаимодействие ребенка  с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует  определенные модели поведения с  другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают  социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к  женщинам, но и отношением к детям.

Рост  интереса к проблемам семейного  воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создает  трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям.

Анализ  современной психологической литературы показывает, что общепринятых определений  таких терминов как, «родительство», «родительская сфера», «родительская  роль», «родительское отношение», «родительские  установки», нет. Границы между этими понятиями либо вовсе отсутствуют, либо очень размыты.

В отечественной  литературе наиболее часто используется термин «родительское отношение». При этом большинство авторов сводит анализ родительского отношения к анализу отношения к ребенку, оценке ребенка либо особенностям стиля воспитания. В традиционном понимании родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков [33,4].

Основываясь на работах отечественных психологов, под родительским отношением мы понимаем избирательную в эмоциональном  и оценочном плане психологическую  связь родителя с ребенком, выражающуюся в действиях, реакциях и переживаниях, и возникающую под влиянием культурных моделей родительского поведения  и собственной жизненной истории  и личностных особенностей родителя.

Многие  социальные проблемы современности, в  том числе такие как катастрофическое падение уровня здоровья людей, рост преступности и различных видов  зависимостей, неуправляемая агрессия, «произрастают» из единого корня  – из непонимания людьми самих  себя, смысла своей жизни, неспособности  координировать свое взаимодействие друг с другом и средой обитания.

Время настоятельно требует появления силы, влияющей на эти процессы, а именно человека, способного жить созидательно и конструктивно, не причиняя никому вреда. Основы успешности процесса социальной адаптации закладываются  уже в раннем возрасте, проникая из атмосферы, в которой растет ребенок, в глубинные структуры его  личности.

Удовлетворение  базовых потребностей, положенных в  основу психического здоровья, таких  как потребность в безусловной  любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в  подсознательный опыт ребенка в  раннем и дошкольном возрасте, определяя  вектор развития личности.

В основе социальной успешности лежит одна из важнейших человеческих потребностей – в признании. Ее нереализованност в дошкольном возрасте может повлиять на формирование неадекватной Я-концепции и как следствие – асоциальной поведенческой направленности.

Необходимая часть психологической подготовки к школьному этапу жизни – развитие основ самосознания через формирование самооценки и осмысление своих действий, - также возможна в том случае, если детям предоставляется опыт личной практики на уровне открытия для себя и понимания своих собственных переживаний.

Нельзя  забывать и о гармонизации зоны ближайшего развития ребенка (семьи) с зоной социализации – пространством дошкольного учреждения. Чем более тесным будет взаимодействие близких ребенку людей со средой ДОУ, тем легче и эффективнее протекает процесс социальной адаптации.

Таким образом, для успешной социальной адаптации дошкольников необходимо стремиться сформировать в ребенке позитивное восприятие самого себя как человека с положительными качествами и недостатками, умение обращаться к себе, советоваться с собой, оценивать свои мысли и поступки.

Основой успешности процесса социальной адаптации  являются гармоничные детско-родительские отношения.

Учитывая  все выше сказанное, можно считать  тему работы «Влияние детско-родительских отношений на социальную адаптацию дошкольников» актуальной и своевременной.

Цель работы: Проанализировать влияние детско-родительских отношений на социальную адаптацию дошкольников.

Объект исследования – социальная адаптация дошкольников.

Предмет исследования - детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации дошкольников.

Задачи работы:

  1. Изучить теоретически взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников.
  2. Провести диагностику уровня социальной адаптаци дошкольников
  3. Выявить взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы по теме, обобщение, срвнительный синтез.
  2. Эмпирические методы (тестирование, анкетирование).
  3. Методы статистической обработки данных.

База исследования: Исследование проводилось с мая по октябрь 2011 года в МДОУ «Новопокровский детский сад», иыборку составили 20 детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость: Мы предполагаем, что детско-родительские отношения влияют на социальную адаптацию дошкольников.

Практическая  значимость данного исследования заключается  в возможности использовать его  результаты в социально-педагогической работе с дошкольниками и их родителями для гармонизации детско-родительских отношений.

 

Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений  и социальной адаптации дошкольников

1.1 Особенности социальной адаптации дошкольников

 

Понятие «адаптация», возникшее первоначально  в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г.И. Царегородцева, возникают на «стыках», «точках соприкосновения» наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. «Понятие «адаптация», как общенаучное  понятие, содействует синтезу, объединению  знаний различных (природных, социальных, технических) систем. Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия  способствуют объединению исследуемых  объектов различных наук в целостные  теоретические построения» [36,6]. В этой связи вполне обоснованной представляется точка зрения Ф.Б. Березина, который рассматривает адаптационную концепцию как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека [5,258].

Существует множество определений  адаптации, как имеющих общий, очень  широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к  явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов, практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический  процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [26,546]. В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

  1. адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;
  2. адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;
  3. под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;
  4. адаптация связывается с какой-то определенной «целью», к которой «стремится» организм  [38,40].

По мнению В.Д. Колесова, процесс  адаптации можно обозначить термином адаптирование, состояние организма  в результате успешного осуществления  этого процесса - адаптированность, а различия в состоянии организма  до начала и после завершения процесса адаптации - адаптивный эффект [14,9].

Понятие «адаптация» может также  иметь различное значение в зависимости  от того, биологический или социальный ее аспекты рассматриваются в  конкретном исследовании.

И.Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений [24,57]. Такое определение, по нашему мнению, не учитывает специфических особенностей социального взаимодействия, в котором обе стороны (социальная среда и человек) обоюдно активны. Так, по Ж. Пиаже (J. Piaget), процесс социальной адаптации выступает как единство процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды), т.е. как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды [37,623]. В работе И.А. Милославовой также отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря социальной адаптации человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни [20,132-136]. По мнению Т.Н. Вершининой, если социальная среда активна по отношению к субъекту, то в адаптации превалирует приспособление; если же во взаимодействии доминирует субъект, то адаптация носит характер активной деятельности [44,238-263]. С.Д. Артемов определяет социальную адаптацию как «процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в котором живет и действует человек» [3,135-136]. В отечественной социологической литературе адаптация может также пониматься как процесс приспособления малых и больших групп. Так, в монографии Л.Л. Шпак социальная адаптация определяется как «... приспособление и привыкание личности и общностей (классов, социальных групп и слоев, наций, трудовых коллективов, семьи), а также самодеятельных коллективов и движений к изменяющимся условиям, формам и способам общественной жизни и преобразование социальной среды в соответствии с личными и общественными потребностями» [41,37].

Информация о работе Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников