Взаимоотношения преподавателей и студентов: проблемы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:55, доклад

Краткое описание

В любой отраслевой социологии одной из ключевых проблем всегда была проблема взаимодействия субъектов внутри той или иной системы. Не иключением стала и социология образования, в которой рассматривается проблема взаимодействия субъектов в сфере высшего образования – т.е. студентов и преподавателей, студентов между собой либо преподавателей между друг другом. Наиболее актуальной и обсуждаемой темой, как мне кажется, всегда была проблема взаимоотношений студентов и преподавателей. Из-за чего возникают недоразумения, конфликты, проблемы? Кто виноват в этом? Как надо было поступить, чтобы этого избежать? - вот только некоторая часть вопросов, на которые хотлось бы найти ответы.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимоотношения преподавателей и студентов.docx

— 16.82 Кб (Скачать файл)

 

В любой  отраслевой социологии одной из ключевых проблем всегда была проблема взаимодействия субъектов внутри той или иной системы. Не иключением стала и социология образования, в которой рассматривается проблема взаимодействия субъектов в сфере высшего образования – т.е. студентов и преподавателей, студентов между собой либо преподавателей между друг другом.

Наиболее  актуальной и обсуждаемой темой, как мне кажется, всегда была проблема взаимоотношений студентов и  преподавателей. Из-за чего возникают  недоразумения, конфликты, проблемы? Кто  виноват в этом? Как надо было поступить, чтобы этого избежать?  - вот только некоторая часть вопросов, на которые хотлось бы найти ответы.

На межличностном  уровне взаимодействие преподавателей и студентов включает в себя: особенности образа жизни преподавателей и студентов; сознание участников образовательного процесса; взаимопонимание субъектов взаимодействия; идентификацию социальных ролей в рамках установленных правил их взаимодействия; потребности преподавателей в самореализации, профессиональном росте, общественной оценке труда, получении удовольствия от работы; потребности студентов в самореализации, образовании, общении, поощрении и поддержке стремления к обучению и саморазвитию, качестве образования; культурный и образовательный потенциал преподавателей и студентов; их интересы, ценностные ориентации; взаимные ожидания и взаимное уважение. Однако не всегда потребности совпадают с реальностью. Проблема заключается в том, что существуют некоторые разногласия и расхождения в реальности с тем, что бывает по началу заявлено самими студентами либо преподавателями. Студент, с одной стороны, стремится к приобретению качественного высшего образования, а с другой - заинтересован только в тех знаниях, которые в дальнейшем будут непосредственно востребованы. В вуз студенты идут, чтобы получить диплом о высшем образовании, подтверждающий его квалификационный уровень, но, в то же время, у них довольно низка заинтересованность в получении глубоких знаний.

С другой стороны, нге все проблемы появляются из-за студентов. Возникают они и  по вину преподавателей. Как бы они  не стремились к пониманию студентов, не всегда у них это получается, и, к ому де, это может сопроводждаться  отсутствием терпения, тактичности  или даже бестактностью, на почве  чего и возникают конфликты.

Взаимодействие  в сфере высшего профессионального образования – это взаимодействие преподавателей и студентов, возникающее в ходе реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия создается структура отношений преподавателей и студентов, которая закрепляется на уровне их межличностных контактов.

Высшее  образование создается процедурами  взаимодействия участников образовательного процесса, каждый из которых одновременно выступает и как субъект, преследующий общие цели, и как объект ориентации для других индивидов. Взаимодействие общностей студентов и преподавателей – результат взаимосогласованных  единичных действий, включающих индивида (группу индивидов), цели деятельности, социальную ситуацию, представленную средствами обучения и атмосферой вуза, нормы и ценности, посредством  которых определяется качество образования в высшем учебном заведении.

Центральная проблема во взаимодействии преподавателей и студентов – это проблема их взаимоотношений. Каждый из участников образовательного процесса входит в социальную ситуацию, обладая неким накопленным опытом и с культурными предпосылками. Разделяемые всеми участниками когнитивные и нормативные предпосылки являются основой для взаимодействия.

На культуру взаимодействия преподавателей и студентов  вузов влияет

множество факторов. Среди них – уровень общей и профессиональной культуры преподавателей и студентов; взаимное уважение участников образовательного процесса; ценностные ориентации педагогов и учащихся; их культурный и образовательный потенциал; социальное партнерство субъектов образования; соблюдение ими норм и правил поведения.

Факторами, негативно влияющими на культуру взаимодействия субъектов высшей школы, являются: невысокий уровень общей культуры студенческой молодежи, бестактность субъектов высшего образования по отношению друг другу, взаимное неуважение преподавателей и студентов.

Все заявления  любого ВУЗа про “ориентацию на студента, на личность” рабиваются в пух и прах из-за несостоятельности  системного подхода к высшему  образованию.  “Относись к другому  как к цели но никогда как к  средству” – завет Канта -  не всегда срабатывает.

Что же касается общепостулируемых принципов, то в  сфере высшего образования преобладает установка одинакового подхода ко всем студентам. Данный порядок закреплен институционально. Закрепление уважительного отношения к преподавателю – обязательное правило ожидания вежливого отношения со стороны студента. Аналогичного правила должны придерживаться также преподаватели при взаимодействии со студентами. Взаимное преломление социальных норм и ценностей в сознании участников образовательного процесса, его осмысление и отражение в реальных действиях преподавателей и студентов определяет доминанту личностно - ориентированного подхода в образовательной деятельности.

Основная  задача преподавателя и студента найти "золотую" оптимальную для них середину, при которой их взаимодействие будет намного успешнее и плодотворнее.

Необходимость искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в положения  и ситуации друг друга, уважать предпочтения и просьбы друг друга – все это является необходимым требованием к успешному взаимодействию, четкому видению возможных проблем и решению их.

 

 

 

Литература:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 449с.
  2. Величко В. В., Карпиевич Д. В., Карпиевич Е. Ф., Кирилюк Л. Г. Инновационные методы обучения в гражданском образовании. 2-е изд доп. Мн.: Медисонт, 2006 – 241с.
  3. Бабосов Е. М. . Конфликтология. Мн., 2008 – 375с.
  4. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. – Грозный, 2005 – 531с.
  5. Козырев, В.А., Шубин Н.Л. Высшее образование России. – СПб,: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 – 364с.
  6. Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург , 2001 – 168с.
  7. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Мн.: Выш. шк., 2005. – 303с.

Информация о работе Взаимоотношения преподавателей и студентов: проблемы и пути решения