Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов.

Содержание

Введение 3
Глава I. Постановка проблемы 3
§1. Роль образование в современном мире 3
§2. Дистанционное обучение в США и Европе 4
Глава II. Дистанционное обучение: модели и технологии 7
§1. Преимущества ДО 7
§2. Технологии, используемые в ДО 10
§3. Методы ДО 12
§4. Типы организационных структур ДО 14
§5. Организационно-методические модели ДО 16
Глава III. Дистанционное обучение: проблемы и их решения 18
§1. Недостатки ДО 18
§2. Проблемы реализации ДО в России 19
§3. Возможные пути решения проблем ДО 20
Заключение 21
Литература 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 47.23 Кб (Скачать файл)

§2. Технологии, используемые в ДО

 

 

Используемые  сегодня технологии дистанционного образования можно разделить  на три большие категории:

  •    неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители),
  •   средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа),
  •   видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Средства  оперативного доступа к информации по компьютерным сетям придали качественно  новые возможности дистанционному обучению. В Российской высшей школе  они активно развиваются в  виде применения электронных учебников  и технологии обмена текстовой информацией  с помощью асинхронной электронной  почты.

Развитые  средства телекоммуникации, использование  спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только совсем недавно стали  применяться в практике дистанционного образования. Это связано с отсутствием  развитой инфраструктуры связи, высокой  стоимостью каналов связи и используемого  оборудования.

Видеокассеты - это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на тиражирование учебных видеоматериалов, видеомагнитофон получил широкое распространение во всех странах.

Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации "диалога" между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.

Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют возможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.

 

Сравнительные характеристики информационных технологий

Технология

Характеристики

Аудио-визуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты)

  • Низкая коммуникационная интерактивность
  • Стоимость производства линейно зависит от   числа обучаемых.
  • Хорошо известны методики разработки учебных материалов.
  • Высокая долговечность.

Компьютерное обучение, асинхронная  электронная почта

  • Средняя степень интерактивности.
  • Наиболее развитая инфраструктура в России.
  • Низкая стоимость

Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени

  • Высокая степень интерактивности
  • Наиболее развитая в мире инфраструктура сети
  • Использование широко распространенных  платформ компьютеров
  • Низкая стоимость

Видеоконференции по цифровому  выделенному спутниковому каналу с  использованием видеокомпрессии

  • Высокая степень интерактивности
  • Хорошее качество передачи изображения,
  • Снижение более чем на два порядка требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом
  • Высокая стоимость

Видеоконференции по аналоговому  спутниковому каналу

  • Высокая степень интерактивности
  • Максимально возможное качество передачи изображенияс минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука
  • Высокая стоимость

§3. Методы ДО

 

  • Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение).
  • Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение "один к одному"). Эти методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.
  • Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации (обучение "один к многим"). Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном образовательном процессе так называемыми 
    "э-лекциями" (электронными лекциями).
  • Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение "многие к многим"). Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Иными словами, интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видео- конференций позволяют активно развивать такие методы в дистанционном образовании. Особую роль в учебном процессе дистанционных университетов играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность. Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы.

 

§4. Типы организационных структур ДО

 

Основные  типы организационных структур университетского дистанционного образования включают в себя:

    • Подразделения заочного (дистанционного) образования в традиционных университетах
    • Консорциум университетов
    • Открытые университеты
    • Виртуальные университеты

Характерной тенденцией дистанционного образования  является объединение организационных  структур университетов. Так, в последние  годы стал развиваться новый тип  организационной структуры дистанционного университетского образования - консорциум университетов. Дистанционные образовательные  услуги оказывает специальная организация, объединяющая и координирующая деятельность нескольких университетов. Консорциум университетов предлагает набор  курсов, разработанных в различных  университетах - от курсов для абитуриентов до курсов на получение ученых степеней. В 70-х и 80-х годах во многих странах  были учреждены национальные открытые университеты. Они использовали многие организационные принципы заочного обучения. Но в целом открытое образование  привнесло много нового в образовательную  систему. Принцип открытости образования  означает свободу зачисления в число  обучаемых и составления индивидуального  учебного плана, а также свободу  места, времени и темпов обучения. В основе открытого образования - богатая и детально разработанная  образовательная среда, в которой  обучаемый ориентируется вполне самостоятельно, стремясь к достижению стоящих перед ним образовательных целей.

В основе новой системы образования лежит  принцип открытости, который применительно  к высшему образованию означает:

    • открытое поступление в высшее учебное заведение, т.е. отказ от любых условий и требований для зачисления, кроме достижения необходимого возраста (18 лет);
    • открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов;
    • свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в вуз в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;
    • свобода в выборе места обучения: студенты физически отсутствуют в учебных аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться.

Проведение  принципа открытости привело к значительным организационным новшествам, которые  стали практически осуществимы  именно благодаря внедрению новых  технологий хранения, переработки и  передачи информации. Так, например, в 90-х годах появилась новая модель дистанционного образования на базе технологий проведения телеконференций. Эта модель называется телеобучением или телеобразованием. В этом случае проведение телеконференций, которые могут быть и в реальном времени, является главной формой взаимодействия между учителем и обучающимся, расширяя это взаимодействие, ранее осуществляемое, главным образом, по почте. При этом телеконференции могут проводится как между преподавателем и учениками, так и между самими обучающимися. Это могут быть аудио-, аудиографические, видео- и компьютерные телеконференции.

Модель  телеобразования появилась недавно, но она ведет к радикальным изменениям в организации современного образования. Это ярко проявляется в том, что на базе этой модели стала развиваться новая организационная форма современного образования - виртуальные университеты. Эта форма обучения рассматривается нами как новая, только что наметившаяся модель образования.  В этой модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций, используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки. Появление такой модели дистантного образования ведет к тому, что образование осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения. Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности, проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования.

§5. Организационно-методические модели ДО

 

Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для учащихся, студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.

Обучение  на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus).

Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного сотрудничества может служить программа " Содружество в образовании". Главы Британских стран содружества встретились в 1987 году с тем, чтобы договориться об организации сети дистанционного обучения для всех стран содружества. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

Автономные  образовательные учреждения, специально созданные для целей ДО. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне

Автономные обучающие  системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.

Неформальное, интегрированное  дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование.

 

Глава III. Дистанционное обучение: проблемы и их решения

§1. Недостатки ДО

 

Убеждать  в целесообразности организации  дистанционной формы образования  в настоящее время уже никого не надо. Однако до сих пор не разработана  и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования. Намечаются опасные тенденции установления моды на данный термин и "подстраивание" под его понятие любых форм образования, кроме очной. Педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит. Главным становится коммерческая сторона дела. Именно поэтому настало время серьезно бить тревогу по поводу необходимости объединения усилий в разработке теоретических основ дистанционного образования для различных ступеней, т.е. его педагогических, психологических и эргономических основ.

До сих  пор четко не разграничены понятия: дистанционное образование, дистанционное  обучение, дистанционная деятельность. А они не тождественны. Понятие  образования - значительно шире и  включает в себя как процесс обучения, так и широчайшие возможности  самообразования. Набирает силу дистанционная  педагогическая деятельность (организация  дистанционных семинаров, конференций, работа с аспирантами, олимпиады, викторины, пр.).

Информация о работе Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса