Введение в пед. деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 22:14, контрольная работа

Краткое описание

Чтобы соответствовать сегодня профессии «педагог», человек должен не только понять и принять требования профессии к личности, но и стараться овладеть определенными знаниями, умениями, развить в себе качества, необходимые в профессиональной деятельности.

Содержание

Введение 3
Требования к практической готовности педагога 4
1. Общее понятие о теоретической и практической готовности педагога 4
2. Характеристика требований к практической готовности педагога 5
2.1. Требования к практической готовности выпускника педагогического вуза 5
2.2. Требования к практической готовности педагога 5
Заключение 13
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Требов. к практ. готовн. педагога.docx

— 33.66 Кб (Скачать файл)

Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом  педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько  и как другие (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные  реакции и когнитивные представления [4,48].

Педагогическая  техника

Умение строить педагогический процесс предполагает владение учителем педагогической техникой — способами и средствами управления собой и воздействия на других, направленных на организацию педагогически целесообразного взаимодействия с учениками.

Первая группа средств  педагогической техники связана  с психотехническими умениями, обеспечивающими владение собой, своим телом, способами релаксации (расслабления) для снятия физического и психического напряжения, способами эмоциональной саморегуляции, вытеснения отрицательных эмоций и замены их положительными, способами создания рабочего творческого самочувствия и т.д.

Вторая группа содержит вербальные (словесные) и невербальные средства, позволяющие эффективно воздействовать на окружающих, к которым относятся:

  1. техника речи - ее эмоциональность, образность, интонационная выразительность, ритм и темп, точность и языковая грамотность, четкость, дикция;
  2. невербальные средства — владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств.

Педагогу недостаточно хорошо знать способы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия, их необходимо уметь использовать, соответствующим образом инструментировать с помощью вербальных и невербальных средств [3,57]. 

А. С. Макаренко писал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15 — 20 оттенками, когда научился делать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Достижение раскованности, свободы, внешней поведенческой выразительности, владение мимикой и движениями требует от педагога такой же работы над собой, как и от актера. Именно поэтому разработанная К. С. Станиславским система психотехнической подготовки актера с успехом используется для отработки педагогической техники. Помочь преподавателю в ее совершенствовании могут современные технические средства — видео- и аудиозапись занятий, которые обнаруживают недочеты, не осознаваемые в процессе самой деятельности.

Безусловно, педагогическая техника выполняет служебную  роль и не поможет человеку, не обладающему  другими свойствами: ярко выраженной направленностью на взаимодействие с учениками, глубокими профессиональными знаниями, развитыми педагогическими способностями и умениями.

Педагогическое  мастерство

Общие и профессиональные знания, умения, педагогическая технология и техника в их единстве составляют основу профессиональной компетентности учителя, но его педагогическое мастерство далеко не исчерпывается ими. Понятие «мастерство» характеризует высший уровень профессионализма, который не сводится к ремесленничеству, добросовестному выполнению всех инструкций и предписаний. Оно отражает специфику педагогической деятельности как искусства, как творческого процесса, в котором огромную роль играют гибкость и спонтанность учителя, готовность «к изящному исполнению педагогических процессов» (Ш. Амонашвили), к созданию «неструктурированных ситуаций» (А. Маслоу), стимулирующих открытое выражение им и его учениками собственных идей, мыслей, чувств, обеспечивающих расширение степеней их свободы [3,57]. Способность к импровизации и озарению, созданию для учеников эмоционально-интеллектуального поля напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, т.е. вывод их на уровень процессуального сознания и открытия для себя мира как бы впервые, не заменишь никакими технологиями. В первую очередь это требует изменения сознания и мировоззрения самого учителя, разрушения его механистичности, однолинейности, ориентации лишь на предметный мир. «Мастерство — это великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа», — пишет Ю. П. Азаров [1,248].

Педагогическое мастерство обусловлено всей культурной эволюцией педагога как личности и поэтому всегда единично, уникально, проявляется у каждого педагога-мастера совершенно индивидуально, оригинально. В процессе всей жизни и педагогической практики складывается собственный профессиональный почерк, индивидуальный стиль деятельности учителя, в котором целостно и своеобразно отражаются все составляющие его педагогического мастерства [3,58].

Заключение

 

В заключение нашей работы мы хотим отметить, что исследователи  давно и глубоко изучают профессию  педагога, его мышление, профессиональное самосознание, проблемы менталитета (Н. В. Кузьмина, Ю. Н.  Кулюткин, А. К. Маркова, В. П. Саврасов, И. В. Самоукина, В. А. Сластенин, И. В. Страхов, Г. С. Сухобская, А. И. Шутенко и др.). Широкий фронт исследований неслучаен: ведь сама деятельность педагога — подвижная, неповторимая индивидуальная самореализация, которая не может быть обобщена раз и навсегда. Какая бы сторона личности учителя ни была предметом внимания исследователя, она будет высвечена каждый раз по-новому, потому что чисто теоретически нельзя обобщить и создать единый образ учителя, которому будет соответствовать каждый, избравший эту профессию [2,29].

Важной качественной характеристикой  личности современного учителя являются устойчивая профессиональная позиция, способность к активной, сознательной «реконструкции» социального опыта и наполнению собственного новым содержанием, потребность в творческой самореализации в профессии, стремление к личностно-профессиональному росту.

Современный учитель —  это исследователь, аналитик, способный к самоактуализации в профессиональной деятельности [2,31].

 

Литература

 

 

 

 

  1. Азаров, Ю. П. Радость учить и учиться / Ю. П. Азаров. – М.: Издательство «Просвещение», 1989. – 314 с.
  2. Лапина, О. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов вузов / О. А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. – М.: Издательский центр «Академия»,  2008. – 160 с.
  3. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учебное пособие. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
  4. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3 –е изд. – М.: Издательство «Школа-Пресс», 2000. – 512 с.
  5. Рубинштейн,  М. М. Проблема учителя, его психологии и образования / М. М. Рубинштейн. – Киев: Издательство «Норма», 2010. – 286 с.

 


Информация о работе Введение в пед. деятельность