Вальдорфская система образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 00:49, реферат

Краткое описание

Сегодня все чаще встречаются люди, которые отвергают всех, кто отличается от них по конфессии, национальности или цвету кожи.
Вальдорфская педагогика прививает людям с самого детства, смотреть на суть вещей, познавать их глубинный смысл. Еще Песталоцци говорил, что «нельзя сравнивать ребенка с другим ребенком, но только с собой самим». На подобном принципе построена и вальдорфская педагогическая методика.

Вложенные файлы: 1 файл

Вальдорфская Педагогика.docx

— 18.34 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

«Все люди разные», «о вкусах не спорят», «на вкус и цвет товарища нет» - наверное, каждый хотя бы раз говорил что-то подобное, когда возникали разногласия с другим человеком. Многие считают, что совпадения во взглядах и вкусах между людьми, это очень хорошо, но мало кто задумывался, что разнообразие, отличительные черты и особенности каждого из нас, это великая сила, и безмерное богатство человечества.

Сегодня все чаще встречаются люди, которые отвергают всех, кто отличается от них по конфессии, национальности или цвету кожи. 
Вальдорфская педагогика прививает людям с самого детства, смотреть на суть вещей, познавать их глубинный смысл. Еще Песталоцци говорил, что «нельзя сравнивать ребенка с другим ребенком, но только с собой самим». На подобном принципе построена и вальдорфская педагогическая методика.

 

1. Вальдорфская система образования

 

 
 
Вальдорфские школы – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности. 
Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность – отличительная особенность этих программ. 
Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный_опыт.  
Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей. От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

2. Организация  преподавания

 
 
 
Ежедневная организация преподавания, соответствующая внутреннему строю  жизни подрастающего человека, исходит  из различных особенностей предметов  обучения. Те предметы, в которых изучается одна замкнутая специальная область (например, родной язык, история, география, математика, физика, химия) даются в форме так называемых эпох. В течение всего срока 12-летнего обучения, ежедневно с самого начала утренних занятий, на спаренном уроке в течение 3-4 недель обсуждается определенная тема. Занятие одной темой продолжительное время позволяет сконцентрировать обучение, что достигается только тогда, когда на следующий день повторяют, углубляют и продолжают пройденный накануне материал. Это дает возможность при большом диапазоне способностей учеников старательно работать над расширением знаний, созреванием способностей и углублением силы переживания. Как известно, лучше всего усваивается тот материал, которым человек интенсивно и с интересом занимался, с которым он был связан. Таким образом, преподавание эпохами соблюдает принцип экономии, концентрации и плодотворного перерыва.

 
Оно одновременно является основой  для гигиенической организации  учебного дня. Своим содержанием  оно обращается к таким качествам  в ученике, как восприятие и мыслительное проникновение в материал, т.е. к  тем духовно-душевным силам, которые  особенно свежи и подвижны в утренние часы. В течение дня к преподаванию по эпохам примыкают предметы, которые  требуют постоянной тренировки и  упражнений. Это уроки иностранного языка, искусства, музыки, эвритмии, живописи, пластики, ручного труда. Эти предметы, составляющие так называемое "специальное преподавание", даются на простых и спаренных уроках. Те уроки, которые требуют применения физических сил (садоводство, ремесло, физкультура) проводятся, по возможности, во второй половине дня или перед обедом. Сначала умственная деятельность, затем – все, что требует упражнений и занятий искусством, и затем – телесная волевая деятельность. Это дает осмысленную последовательность активизации всего человека.

 
Одна из особенностей учебного плана  вальдорфских школ состоит в раннем начале преподавания иностранных языков. Как раз первые школьные годы – это время высокой языковой пластичности. Уроки иностранных языков начинаются уже с первого года обучения. Сначала дети изучают иностранный язык в форме маленьких диалогов, стихотворений, песен и пьесок. Когда затем на четвертом году обучения начинаются письмо и грамматика, дети, как правило, уже владеют немного устной речью. Этот путь избавляет от многих проблем, которые возникают, когда дети одновременно должны обучаться устному владению языком, чтению и грамматике.

 

 

Заключение

 

 

Вальдорфская школа наиболее хорошо подготавливает людей к условиям постоянно и быстро меняющегося мира. Именно вальдорфская школа, развивает творческий подход и находчивость в решении проблем, и достижении целей.

Вальдорфская школа, развивает человека всеобще, и стремится дать, как можно более широкое образование, необходимое любому человеку независимо от профессии. Очень важно, чтоб в одном вальдорфском классе учились дети, которые потом будут работать в самых разных направлениях. Это качественно улучшает взаимопонимание людей в обществе.


Информация о работе Вальдорфская система образования