Валеологичнское воспитание школьников в процессе обучения биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, как пока это делается в нашей стране, и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало самой науки о здоровье.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни……….5
Основные понятия валеологии. Место валеологии в системе
других наук…..………..………………..………………………………...5
Формирование культуры здоровья в процессе обучения биологии –
основная задача валеологизации………………………………………
Глава 2. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий
в учебном процессе………………………………………………………….19
2.1 Здоровьесберегающие технологии в образовании….…………………..19
2.2 Организация работы по формированию культуры здоровья в процессе обучения биологии…………………………………………………………..
2.3 Разработка конспекта урока по биологии «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………...…………...27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по вербицкой.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни……….5

    1. Основные понятия валеологии. Место валеологии в системе

других наук…..………..………………..………………………………...5

    1. Формирование культуры здоровья в процессе обучения биологии –

 основная  задача валеологизации………………………………………

Глава 2. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий

 в учебном процессе………………………………………………………….19

2.1 Здоровьесберегающие  технологии в образовании….…………………..19

2.2 Организация работы по формированию культуры здоровья в процессе обучения биологии…………………………………………………………..

2.3 Разработка конспекта урока по биологии «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»……………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………26

Список литературы……………………………………………...…………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы. Идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, как пока это делается в нашей стране, и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало самой науки о здоровье.

Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью  общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. При реализации комплексного, междисциплинарного подхода в анализе проблемы «Человек и его здоровье» валеологические знания приобретают особое значение.

Основа новой  стратегии - валеология, ее теоретические и практические достижения - управление здоровьем индивида, укрепление и гармонизация механизмов его самоорганизации. Валеология должна стать тем методом и тем средством, которые могут оказаться эффективными в решении проблем здоровья уже в самой ближайшей перспективе. Если же не принять экстренных мер, не признать здоровье человека приоритетным направлением деятельности государства, то может сложиться положение, что все остальные актуальные аспекты жизни нашего общества вскоре не будут уже никого волновать в силу физической деградации нации.

Валеология  сейчас - относительно новая научная  и учебная дисциплина, не имеющая  пока четко сложившейся структуры  и методики преподавания. Вместе с  тем, это перспективное направление  научной деятельности, результаты которого в будущем смогут занять одно из ведущих мест в системе знаний о человеке.

Объект исследования – процесс формирования культуры здоровья учащихся в образовательном  учреждении.

Предмет исследования: система формирования культуры здоровья у школьников  в процессе  преподавания биологии.

    Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что   культура здоровья  школьников  повысится, если в процессе  обучения биологии создать здоровьесберегающую  образовательную среду.

    Общий  замысел исследования конкретизируется следующими задачами:

  1. Раскрыть сущность и дать характеристику понятия «валеология» в контексте современных психолого-педагогических исследований.
  2. Определить роль здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.
  3. Рассмотреть место валеологии в системе других наук.

Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы, документов образовательного учреждения; анализ естественнонаучной литературы, имеющей  отношение к теме исследования;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни

    1. Основные понятия валеологии. Место валеологии в системе

других  наук

Валеология - наука  о здоровье или валеология как  наука быть здоровым коренным образом  отличается от медицинской науки. Если медицина ставит  вопрос о причинах болезни, о природе заболеваний, об их профилактике и лечении, направлена на предотвращение причин, которые могут вызвать те или иные недомогания, то валеология ставит задачу природы здоровья (валеология), причин, факторов и механизмов здоровья.

Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. Здоровый человек является творцом любого общества, обладает энергопреобразующим  потенциалом, представляет собой источник радости, и интеллектуальной и физической работоспособности.

 Российский  учёный И.И.Брехман одним из  первых в новейшее время заострил  проблему необходимости разработки  основ новой науки и в 1980 г. ввел понятие "валеология" (как производное от латинского  … - здоровье, быть здоровым). С тех пор валеология выделилась как самостоятельное научное направление. Её основополагающие позиции можно свести к следующему.

Валеология  есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его  обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.

Валеология - наука  о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания здоровья .

К основным метатеоретическим  категориям валеологии (как и любой  другой науки) относятся дефиниция, объект, предмет, объектная и предметная области, структура, цель, задачи, методы и некоторые другие моносистемы (метатеория - наука о свойствах какой-либо другой науки или теории).

Дефиниция. Валеология - наука, изучающая сущность и проявления здоровья, методы его диагностики, прогнозирования и коррекции для повышения, стабилизации и поддержания его уровня, формирования здорового образа жизни и социальной адаптации индивида; а также варианты: валеология - наука о закономерностях проявления, механизмах и способах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека; валеология - наука о формировании биологической и социальной адаптации человека к окружающей среде на основе оздоровительных технологий и здорового образа жизни.

Объектная область валеологии - науки о человеке; объект - человек; предметная область - основы индивидуального и популяционного здоровья; предмет - индивидуальное здоровье.

Цель валеологии - формирование валеологически образованной личности, способной направленно использовать валеологические средства для созидания, сохранения, укрепления здоровья, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности или других способов реализации своей жизнедеятельности.

Основные задачи валеологии: 1) разработка и реализация представлений о сущности здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогноза; 2) на основе количественной оценки здоровья индивида разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения; 3) формирование «психологии здоровья»; 4) разработка методологии формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья; 5) обеспечение профилактики заболеваний через повышение уровня здоровья; 6) разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье; и др.

Валеология как наука использует и общелогические методы, и методы эмпирического познания, и методы теоретического познания - которые, в свою очередь, можно подразделить на общие и специфические.

Из общих методов валеологии можно отметить следующие:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников. Учебные, научно-методические, научные публикации о здоровье человека анализируются и интерпретируются на основе выделения и сопоставления инвариантных положений, признаков, категорий с последующим их обобщением, переходом к более общим понятиям, суждениям - и синтезом - их соединением в системы той или иной степени целостности, что позволяет определить научную разработанность проблемы и современные взгляды на нее, уточнить представления о понятийном аппарате, выявить методики, адекватные поставленным задачам.

2. Наблюдение: целенаправленное восприятие явлений объективной действительности: непосредственное; аппаратурное наблюдение (фото-, кино-, видео- и др. аппаратура); обследование-измерение (в т.ч. с помощью специальных тестов).

3. Эксперимент: воспроизведение явлений или активное воздействие на них в познавательных целях.

4. Системный подход. Изучение здоровья в многоаспектности и целостности, предполагает применение системного подхода, его предметного (структурно-компонентного), функционального (внешнего и внутреннего), исторического (генезис и прогноз) аспектов. Структурный анализ как предметный аспект системного подхода используется для определения компонентов (подсистем) здоровья и характера их взаимосвязи. Функциональный анализ применяется для выявления внутреннего функционирования системы здоровья, взаимодействия ее компонентов, а также внешнего функционирования, ее взаимодействия с метасистемами. Генетический анализ (генезис) как часть исторического аспекта системного подхода применяется для отражения динамики показателей здоровья, а также концепций, включающих в себя «здоровье», «валеологию» или другие сопряженные категории; прогностический анализ (прогноз) - для изучения предполагаемого развития этих категорий. Системный анализ дополняется системным синтезом, обеспечивающим реализацию интегративных функций. Системный подход является также обобщающей основой результатов исследования.

5. Научная рефлексия - метод, направляющий мышление на предметное рассмотрение самого знания о здоровье, критический анализ содержания этого знания и механизмов его формирования, поиск неявных предпосылок научного познания и развитие исходной концептуальной базы валеологии.

6. Моделирование - изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал в аспектах, интересующих познание. При наглядном отображении явлений и процессов, связанных со здоровьем, используется, в частности - знаковое моделирование, при котором абстрагирование, идеализация, конкретизация реализовываются в схемах и рисунках. Основой такого моделирования выступают: таксономия - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение, учение о системе таксономических категорий, обозначающих соподчиненные группы объектов - таксоны; и типология - разделение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной или идеализированной модели.

7. Методы математической статистики (корреляционный анализ).

Группы специфических методов валеологии: 1) диагностика уровня здоровья (валеометрия); 2) прогнозирование здоровья; 3) управление здоровьем.

Из валеометрических методов можно выделить следующие  группы.

1. Методы, диагностирующие  состояние авторегуляционных процессов на уровне центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы: динамическая омегаметрия, системно-симметрийный анализ ЭКГ процессов вегетативной регуляции. Сочетание этих диагностических методов с анализом факторов риска развития диабета и атеросклероза с помощью сухой химии открыло принципиально новые возможности в скрининговых исследованиях здоровья населения.

2. Считающиеся  «нетрадиционными» до настоящего  времени методы акупунктурной  диагностики: с помощью компьютерных  систем «Зодиак» (анализ кси-потенциала и методов Накатани. Характерно, что внедрение в «измерение здоровья» данных методов позволило обеспечить неинвазивную экспресс-диагностику взаимодействия механизмов эрго- и трофотропной регуляции и холистическую диагностику состояния биоэнергетического гомеостаза организма.

3. Психофизические  методы, ориентированные на диагностику  толерантности к физической (метод  Борга) и психической (психоэмоциональная  устойчивость) нагрузкам. Эти методы  в сочетании с многопараметрической  диагностикой нервно-психического статуса (метод «POMS») позволяют, как показывают проведенные исследования, достаточно объективно оценить психофизиологические резервы организма.

4. Метод, совмещающий  парадигмы «адаптационной» и  «креативной» валеологии - тест «Wellness»,  адаптации и изучению адекватности применения которого в валеометрии посвящена специальная серия исследований (тест «Wellness» оценивает состояние личностного благополучия по шести базисным измерениям и разработан Национальным институтом благополучия в США. Русская версия теста разработана в 1995 году.

5. Тесты физического  развития (оценка длины и массы  тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких и  других показателей, традиционно  используемых для характеристики  уровня и темпов физического  развития, а также его гармоничности).

6. Тесты двигательной  подготовленности (специально подобранная  на основе математических методов  анализа и моделирования батарея  двигательных тестовых заданий,  позволяющая получать комплексное  и наиболее полное описание  развития моторной сферы ребенка, его двигательный возраст, двигательный потенциал, гармоничность двигательного развития и возможные направления перспективной спортивной тренировки);

7. Психофизиологические  тесты (компьютерные и анкетные  варианты обследования психофизиологических особенностей для характеристики психофизической индивидуальности и выявления психо-эмоциональных факторов риска);

Информация о работе Валеологичнское воспитание школьников в процессе обучения биологии