Благополучие в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить уровень психологическое благополучия детей юношеского возраста.
Объект исследования: Дети юношеского возраста.
Предмет исследования: Уровень психического благополучие детей юношеского возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 330.72 Кб (Скачать файл)

 

     Диаграмма 1.

По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 18 человек завышенная самооценка, что составляет 60 %, у 6 человек высокая (20%), у 4 человек средняя (13,4%), у 2 человек заниженная (6,6%).

«Изучение ценностных ориентаций» М.Рокич

Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут.

Протоколы проведения методики (приложение 1).

Анализы результатов (терминальные ценности) представлены в таблице 8., диаграмма 2.

Таб. 8

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Женя К.

9

10

1

8

18

11

13

3

2

6

16

7

15

5

4

14

17

12

Оля М.

8

17

1

9

6

7

5

10

15

3

14

16

11

2

12

4

18

13

Олег Б.

13

4

11

2

9

15

10

3

12

1

16

14

6

7

17

18

8

5

Роман Ж.

1

10

12

11

13

3

9

8

14

4

15

2

16

18

7

5

19

6

Борис К.

5

10

12

11

13

2

17

15

4

6

14

3

16

7

8

18

1

9

Анатолий Г.

6

7

8

10

2

14

9

13

4

11

18

15

5

12

3

16

17

1

Анна М.

5

10

12

11

13

2

17

15

4

6

14

3

16

7

8

18

1

9

Лиза Д.

9

10

1

8

18

11

13

3

2

6

16

7

15

5

4

14

17

12

Марина С.

8

17

1

9

6

7

5

10

15

3

14

16

11

2

12

4

18

13

Катя М.

13

4

11

2

9

15

10

3

12

1

16

14

6

7

17

18

8

5

Виолетта П.

1

10

12

11

13

3

9

8

14

4

15

2

16

18

7

5

19

6

Семен Д.

14

1

15

3

13

2

5

10

16

7

8

9

11

12

6

18

4

17

Мария Г.

6

7

8

10

2

14

9

13

4

11

18

15

5

12

3

16

17

1

Сергей В.

9

3

7

17

8

1

16

6

10

14

15

2

18

11

4

12

5

13

Костя П.

9

10

1

8

18

11

13

3

2

6

16

7

15

5

4

14

17

12

Женя М.

8

17

1

9

6

7

5

10

15

3

14

16

11

2

12

4

18

13

Олег М.

13

4

11

2

9

15

10

3

12

1

16

14

6

7

17

18

8

5

Оля Б.

1

10

12

11

13

3

9

8

14

4

15

2

16

18

7

5

19

6

Роман Ж.

14

1

15

3

13

2

12

10

16

7

8

5

11

9

6

18

4

17

Григорий К.

6

7

8

10

2

14

9

13

4

11

18

15

5

12

3

16

17

1

Максим Г.

5

10

12

11

13

2

17

15

4

6

14

3

16

7

8

18

1

9

Анна М.

9

10

1

8

18

11

13

3

2

6

16

7

15

5

4

14

17

12

Линда Д.

8

17

1

9

6

7

5

10

15

3

14

16

11

2

12

4

18

13

Карина С.

13

4

11

2

9

15

10

3

12

1

16

14

6

7

17

18

8

5

Саша М.

1

10

12

11

13

3

9

8

14

4

15

2

16

18

7

5

19

6

Есения П.

14

1

15

3

13

2

4

10

16

7

8

5

11

12

6

18

9

17

Ангелина Д.

6

7

8

10

2

14

9

13

4

11

18

15

5

12

3

16

17

1

Снежана Г.

5

10

12

11

13

2

17

15

4

6

14

3

16

7

8

18

1

9

Павел В.

13

4

11

2

9

15

10

3

12

1

16

14

6

7

17

18

8

5

Костя Е.

1

10

12

11

13

3

9

8

14

4

15

2

16

18

7

5

19

6

Ср. значение

8,2

8,4

8,5

10,8

10,4

7,7

10,2

8,6

9,6

5,4

14,7

8,8

11,6

9,1

8,3

12,9

12,3

8,7

Место

3

5

6

14

13

2

12

7

11

1

18

9

15

10

4

17

16

8


 

Анализы результатов (инструментальные ценности) представлены в таблице 9., диаграмма 2.

Таб. 9

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Женя К.

9

10

1

8

18

11

13

3

2

6

16

7

15

5

4

14

17

12

Оля М.

8

17

1

9

6

7

5

10

15

3

14

16

11

2

12

4

18

13

Олег Б.

8

4

18

17

7

1

9

3

16

14

5

12

10

15

2

11

13

6

Роман Ж.

15

2

8

16

1

17

7

14

4

9

12

5

18

3

11

13

6

10

Борис К.

14

7

15

5

4

8

16

10

6

3

17

9

11

2

12

18

1

13

Анатол. Г.

11

4

12

10

6

5

13

18

2

17

3

7

14

1

8

15

16

9

Анна М.

5

10

12

11

13

2

17

15

4

6

14

3

16

7

8

18

1

9

Лиза Д.

9

10

1

8

18

11

13

3

2

6

16

7

15

5

4

14

17

12

Марина С.

1

15

14

3

10

17

2

11

7

12

4

16

8

9

6

5

18

13

Катя М.

6

18

3

17

1

15

7

4

13

14

16

2

10

11

8

12

9

5

Виолет.П.

1

10

12

4

11

7

14

13

8

15

9

5

2

18

16

17

3

6

Семен Д.

2

18

4

16

7

15

6

3

14

9

8

5

10

1

13

11

12

17

Мария Г.

6

7

8

10

2

14

9

13

4

11

18

15

5

12

3

16

17

1

Сергей В.

9

3

7

17

8

1

16

6

10

14

15

2

18

11

4

12

5

13

Костя П.

8

17

1

9

6

7

5

10

15

3

14

16

11

2

12

4

18

13

Женя М.

9

1

18

8

10

3

11

17

2

16

12

13

4

6

14

15

5

7

Олег М.

1

15

14

3

13

2

16

18

4

12

6

11

5

17

10

7

9

8

Оля Б.

1

10

12

11

13

3

9

8

14

4

15

2

16

18

7

5

19

6

Роман Ж.

14

1

15

3

13

2

12

10

16

7

8

5

11

9

6

18

4

17

Григ.  К.

6

7

8

10

2

14

9

13

4

11

18

15

5

12

3

16

17

1

Максим Г.

14

7

15

5

4

8

16

10

6

3

17

9

11

2

12

18

1

13

Анна М.

11

4

12

10

6

5

13

18

2

17

3

7

14

1

8

15

16

9

Линда Д.

8

17

1

9

6

7

5

10

15

3

14

16

11

2

12

4

18

13

Карина С.

12

7

8

1

11

15

3

9

10

6

18

13

2

14

4

16

5

17

Саша М.

8

17

1

9

6

7

5

10

15

3

14

16

11

2

12

4

18

13

Есения П.

14

1

15

3

13

2

4

10

16

7

8

5

11

12

6

18

9

17

Ангел.Д.

6

7

8

10

2

14

9

13

4

11

18

15

5

12

3

16

17

1

Снеж. Г.

5

10

12

11

13

2

17

15

4

6

14

3

16

7

8

18

1

9

Павел В.

13

4

11

2

9

15

10

3

12

1

16

14

6

7

17

18

8

5

Костя Е.

1

10

12

11

13

3

9

8

14

4

15

2

16

18

7

5

19

6

Ср. значение

7,8

7,2

9,3

8,8

8,4

8

10

10,2

8,7

8,6

12,6

9,1

10,6

8,1

8,5

12,5

11,2

9,8

Место

2

1

11

9

5

3

13

14

8

7

18

10

15

4

6

17

16

12


 

Диагр.2

В результате исследования, в группе (30 человек), по выявлению ранговой структуры степени реализованности терминальных и инструментальных ценностей, в групповой иерархии ценностей (терминальных) первые позиции занимают: 1 – Познание; 2 – Любовь; 3 – Активная деятельная жизнь, последние позиции занимают: 16 – Творчество; 17 – Счастье других; 18 – продуктивная жизнь, (инструментальных) первые позиции занимают: 1 – Воспитанность; 2 – Аккуратность; 3 – Независимость, последние позиции занимают: 16 – Широта взглядов; 17 - Чуткость; 18 – Самоконтроль.

  «Шкала тревожности» А.М.Прихожан

Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 20 минут.

Протоколы проведения методики (приложение 1).

В результате проведения опроса, интерпретации данных в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, по шкале тревожности А.М. Прихожан, полученные данные были охарактеризованы следующим образом: (анализы результатов представлены в таблице 10. и диаграмме 3.)

Табл. 10

Ф.И.О.

Школьная тревожность

Самооценочная тревожность

Межличностная тревожность

Общая тревожность

Женя К.

1

1

2

1

Оля М.

2

3

2

2

Олег Б.

3

2

2

2

Роман Ж.

1

1

5

1

Борис К.

3

3

3

2

Анатолий Г.

2

1

5

4

Анна М.

1

1

1

1

Лиза Д.

4

4

2

3

Марина С.

2

2

1

3

Катя М.

1

1

1

1

Виолетта П.

2

3

2

1

Семен Д.

5

5

1

5

Мария Г.

1

1

5

1

Сергей В.

3

3

3

2

Константин П.

2

1

5

4

Женя М.

1

1

1

1

Олег М.

4

4

2

3

Оля Б.

1

2

1

2

Роман Ж.

2

2

1

3

Григорий К.

1

1

1

1

Максим Г.

2

3

2

1

Анна М.

5

5

1

5

Линда Д.

1

1

5

1

Карина С.

3

3

3

2

Саша М.

2

1

5

4

Есения П.

1

1

1

1

Ангелина Д.

4

4

2

3

Снежана Г.

1

2

1

2

Павел В.

2

2

1

3

Константин Е.

2

5

2

1

Ср. значение

2,1

2,3

2,3

2,2


 

 

 

 

 

 

Диагр.3

 

Показатель

Уровень тревожности

1

Нормальный

2

Несколько повышен

3

Высокий

4

Очень высокий

5

«Чрезмерное» спокойствие



 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

Во второй главе мы подобрали диагностические методики, провели диагностику, и обработали полученные результаты. Для проведения исследования в 10-ых классах, были выбраны методиками:

  • Методика «самооценки» Дембо-рубинштейн;
  • «Изучение ценностных ориентаций» М.Рокичев;
  • Шкала тревожности А.М.Прихожан.

По результатам проведения методик можно сделать вывод, что испытуемые имеют удовлетворительный уровень психологического благополучия.

 

 

 

Заключение

Проблема позитивного психологического функционирования стала привлекать внимание исследователей, начиная с середины 20-го века. Все подходы к исследованию феномена психологического благополучия, делятся на несколько групп.

Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие.

Юношеский возраст - срок жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте, во многом, связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в тот самый срок профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

Для диагностики уровня психического благополучия были проведены методики: 

  • Методика «самооценки» Дембо-рубинштейн;
  • «Изучение ценностных ориентаций» М.Рокичев;
  • Шкала тревожности А.М.Прихожан.

По результатам проведения методик можно сделать вывод, что испытуемые имеют удовлетворительный уровень психологического благополучия.

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с заниженным уровнем самооценки.

Рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки: 

При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;

    • Учить слушать других;
    • Воспитывать чувство сопереживания;
  • Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;
    • Аргументировать оценки.

Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

    • Не предъявлять к ребенку завышенных требований;
    • Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;
    • Вовлекать учащихся в коллективную работу;
    • При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;
    • Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

Так же в учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким и заниженным уровнями тревожности.

Тема данной работы остается актуальной.

 

 

Список использованных источников

  1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. / Л.М. Аболин; – Казань: Изд-во Казанского ун-та, - 1987. - с. 262
  2. Бадулина, О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников. Дисс. кандидата пед. наук. – М, 1998. – 125 с.
  3. Беличева, С. А. Сложный мир подростка / С. А. Беличева. – Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. — 129 с.
  4. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997;
  5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов, - М., 1997;
  6. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – М.: Смысл;издат. Центр «Академия», 2004. – 544 с.
  7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984;
  8. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья/ В. В. Ветрова. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
  9. Воробьева, О. А. Психолого – педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа. Дисс. канд. психологич. наук. – Коломна, 2000. – 180 с.
  10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1997;
  11. Идобаева, О. А. Исследование эмоционального благополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога. Дисс… канд. психологич. наук. – М, 1998. – 143 с.
  12. Изард, К. Е. Психология эмоций / К. Е. Изард. – М.: Просвещение, 2000. – 464 с.
  13. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка / Е. И. Изотова. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
  14. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Владос, 2002. – 749 с.
  15. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? // Вопросы психологии, 1993, 1, 86 - 88
  16. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. – М.:Просвещение, 1980. – 191 с.
  17. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989;
  18. Куликов, Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика /Ред. В.Ю. Большаков. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. – С. 476–510.
  19. Куликов, Л. В. Дмитриева, М. С., Долина, М. Ю., Иванов, О. В., Розанова, М. А., Тимошенко, Т. Г. Факторы психологического благополучия личности//Теоретические и прикладныевопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения – 97». Вып.3. Ч.1.– СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – С. 342–350.
  20. Куликов, Л. В. Психология настроения. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
  21. Лук, А. Н. Эмоции и чувства / А. Н. Лук. – М.: Знание, 1972. – 19 с.
  22. Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 1998;
  23. Мудрик Л.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна, - М., 1996;
  24. Практическая психодиагностика /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский.- Самара. 1998;
  25. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной - М., 1997;
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989;
  27. Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. - М., 1997;

Информация о работе Благополучие в юношеском возрасте