Ахмет Байтурсынов (1873 -1937 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:30, реферат

Краткое описание

Редактор первой национальной газеты "Казах", основоположник казахского языкознания, нарком просвещения в 20-е годы, автор первых учебников по казахскому языку для национальных школ, создатель казахской терминологии по лингвистике и литературоведению, А.Байтурсынов был арестован по ложному обвинению и 8 декабря 1937 года расстрелян. С именем А,Байтурсынова связано развитие инновационных педагогических идей в Казахстане в 20-е годы. Роль педагогической прессы, проблемы начальной школы, системы высшего образования, совершенствование содержания, форм и методов обучения, духовно-эстетическое воспитание подрастающего поколения - это не полный перечень проблем, рассматриваемых А.Байтурсыновым.

Вложенные файлы: 1 файл

Ахмет Байтурсынов.docx

— 19.67 Кб (Скачать файл)

^ Ахмет Байтурсынов (1873 -1937 гг.)

 

 Редактор первой национальной  газеты "Казах", основоположник  казахского языкознания, нарком  просвещения в 20-е годы, автор  первых учебников по казахскому  языку для национальных школ, создатель казахской терминологии  по лингвистике и литературоведению,  А.Байтурсынов был арестован по ложному обвинению и 8 декабря 1937 года расстрелян.

 

 С именем А,Байтурсынова связано развитие инновационных педагогических идей в Казахстане в 20-е годы. Роль педагогической прессы, проблемы начальной школы, системы высшего образования, совершенствование содержания, форм и методов обучения, духовно-эстетическое воспитание подрастающего поколения - это не полный перечень проблем, рассматриваемых А.Байтурсыновым. Как и известный русский педагог, просветитель К.Д.Ушинский, сторонник идеи народности в образовании, А.Байтурсынов призывает к созданию свободной школы, школы обучения на родном языке, достойной воспитать настоящего гражданина своего отечества.

 

 В статье "Обучение  по-казахски" он считает, что  "улучшение жизни народа надо  начинать именно с дела обучения  детей, ибо власть, управление, народ  исправляется только образованием". Как предостережение для потомков  звучат его слова: "Каким бы  богатством ни обладал народ,  не стремящийся к образованию,  через некоторое время его  богатство перейдёт в руки  более цивилизованных народов".

 

 Дифференцируя перечень  предметов, необходимых для изучения  в начальной школе - чтение, письмо, родной язык, отечественная история,  математика, география, рисование  и другие, он считал обязательным  обучение на родном языке. Его  "Букварь для киргизов", изданный  в 1912 году, явился основным учебным  пособием для начальной школы. 

 

 Ахмет Байтурсынов - один из представителей психологической мысли в Казахстане. В его научных статьях рассматриваются такие вопросы, как деятельность, разум, познание, способности и другие психологические категории.

 

 Читая выступления  талантливого сына казахского  народа на открытии первого  вуза страны- Казахского педагогического  института им.Абая в 1928 году, мы раскрываем ещё одну грань этой великой личности. По его мнению, "открытие казахского института - показатель стимула назревшей у народа потребности к достижению высшей культуры". Следует отметить его глубокое проникновение в сущность и специфику педагогической профессии. По его мнению, самое важное для школы - профессиональная педагогика, методические приемы, учитель, умеющий обучать детей.

 

 Будучи истинным сыном  своего народа, Ахмет Байтурсынов призывал приобщаться к культурным ценностям европейских народов, брать пример с них - вкладывать деньги в образование, науку, издавать книги. "Народ, впитавший в себя основы науки и практических знаний, будет умным, богатым и сильным" -эти слова великого ученого, просветителя приобретают особую актуальность в настоящее время.

 

 А.Байтурсынов всю свою жизнь оставался верен своему девизу, который гласит:

 

 Суть человеческой  природы,

 

 Я человечности служу.

 

 Меняю милость на  невзгоды,

 

 Так как свободой  дорожу.

 

 Терпение мне не  занимать,

 

 Мой дух свободен  и спокоен.

 

 И пусть родная знает  мать,

 

 Что сын отца его  достоин.

 

 

 

 

 

 

 

^ Жусипбек Аймаутов (1889-1931 гг.)

 

 Ж.Аймаутов - человек щедрого таланта, талантливый писатель, ученый, просветитель, педагог, психолог. Его перу принадлежат более десятка учебников и учебных пособий по методике, педагогике, психологии, этике, эстетике и лингвистике. Он автор многих художественных произведений, сотен научно-популярных и публицистических книг, переводов произведений У.Шекспира, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого.

 

 Ж.Аймаутов изложил основные педагогические взгляды в статье "Тарбие" ("Воспитание"). По его мнению, именно воспитание должно развивать в человеке положительные черты, выработать характер. Огромное значение он придавал духовному и физическому воспитанию. Он утверждал, что сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и факторов: школа, воспитатель, среда, ценностные ориентации ребенка, его религия и т.д. Дидактические взгляды Аймаутова нашли освещение в его учебнике "Пособие для воспитателей", где он дает научное определение дидактике.

 

 Высоко оценивая роль  учителя в воспитательном процессе, Ж.Аймаутов предъявлял к нему и соответствующие требования. Учитель должен быть не только преподавателем, но и быть высокообразованным, обладать мастерством, знать психологию, любить свою профессию.

 

 Большое внимание Ж.Аймаутов уделял изучению родного языка. Он считал, что именно в родном языке одухотворяется весь народ и вся его история. В своих работах он дает ряд указаний по изучению истории своего народа, края, истории других народов.

 

 Ж.Аймаутов в своих работах освещает и вопросы психологии. Он автор книги "Психология"(1926 г.), "Жан жуйесi жане онер тандау" (1926 г.), "Пути комплексного обучения" (1929 г.) и др.

 

 Блистательный переводчик, Аймаутов смог передать всю красоту и глубину "Скупого рыцаря" и "Каменного гостя" А.С.Пушкина, "Ревизора" Н.В.Гоголя и многих других произведений.

 

 

 

 

 

 

Магжан Жумабаев (1893 -1938 гг.)

 

 Известный казахский  писатель, поэт публицист, талантливый  переводчик, просветитель Магжан Жумабаев внес неоценимый вклад в развитие педагогической мысли Казахстана. Магжан учился в медресе и-Галия (Высшая школа) в г.Уфе, потом в Омской учительской семинарии, позже окончил литературно-художественный институт под непосредственным руководством В.Я.Брюсова. Именно Брюсову принадлежит характеристика Магжана Жумабаева как "казахского Пушкина". Он был одним из самых образованных деятелей культуры советского Востока, активно участвовал в общественно-политической жизни страны: работал над организацией казахских школ, занимался подготовкой педагогических кадров, составлением учебников и учебных пособий, методических рекомендаций.

 

 Следуя идеям своих  предшественников Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева, Магжан Жумабаев считает, что только через просвещенность нации можно возродить дух нации, перестроить общественные отношения, уст ранить зло и несправедливость. Тема просветительства казахского народа нашла свое отражение в его творчестве. Этой проблеме посвящены многие его стихотворения. Среди них –«Балалык шак, «Куз», «Казагым», «Немере мен ажесы» и др.

 

 Магжан Жумабаев- автор первой теоретической работы по педагогике на казахском языке, изданной в1922 году в г.Оренбурге . "Педагогика» Магжана Жумабаева написана на основе лекций, прочитанных на краткосрочных учительских курсах, организатором и директором которых был он сам.

 

 Обобщив передовой  опыт мировой и народной педагогики, М.Жумабаев положил начало разработке наиболее актуальных проблем воспитания и обучения в казахской педагогике. Придавая большое значение воспитанию подрастающего поколения, М.Жумабаев первостепенную роль отводит нравственному воспитанию - стержня всесторонней развитой личности. Цель нравственного воспитания педагог видел в выработке способности к нравственно ориентированному мышлению и деятельности. Магжан Жумабаев всем своим творчеством старается выразить сложнейшие стороны духовной жизни человека, связывая их с просветительством. Он был уверен, что задача казахского просвещения равнозначна европейскому и перед ней стоят те же цели: воспитание в новых социально-экономических условиях свободных, образованных, деятельных и ответственных граждан своего Отечества. Вместе с тем, он подчеркивал значимость духовно-нравственных традиций казахского народа. Созданная им модель казахской школы содержала в себе лучшие традиции воспитания, имеющиеся в казахской культуре.

 

 В трудах педагога  поднимаются и вопросы семейного  воспитания. По его мнению в  воспитании детей большое значение  имеет благополучная обстановка  в семье, высокие моральные  качества родителей, уважение  к личности ребенка.

 

 Магжан Жумабаев придавал большое значение роли педагога в учебно-воспитательном процессе. Им разработаны основные требования к воспитателю: это любовь к детям, глубокая нравственность, профессионализм.

 

 Сочетание литературного  творчества с научно-педагогической, учебно-методической деятельностью  обнаруживает многогранность таланта  Магжана Жумабаева, энциклопедичность его знаний.

 

 Глубоко осознавая  роль языка в обществе и  считая изучение его одной  из главных задач, Магжан принимал непосредственное участие в разработке методики преподавания казахского языка.

 

 Будучи истинным патриотом  своего народа, любившим свой  язык, культуру, традиции и обычаи  казахского народа, уважая и ценя  культуру других народов, Магжан мечтал о том дне, когда его родной язык займет достойное место:

 

 …Если даже ты не  увидишь света долго, мой кладезь  мой язык,

 

 Мой чистый, глубокий, острый, могучий, необъятный язык,

 

 Разбредшихся тюркских  детей к груди

 

 Ты прижмешь благородной  рукой, мой язык!"

 

 Время подтверждает  прозорливость идей замечательного  сына казахского народа-поэта,  педагога, мыслителя нового времени  - Магжана Жумабаева.


Информация о работе Ахмет Байтурсынов (1873 -1937 гг.)