Арт-педагогика и арт-терапия в Доу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-5
ИсториГлава 1.Теоритические основы арт-педагогики и арт-терапии.я арт-педагогики и арт-терапии………………………………..5-6
Понятие, задачи, функции и значение арт-терапии и арт-педагогики……………………………………………………………....6-13
1.3 Идеи арт-педагогики…………………………………………………13-15
1.4 Современные проблемы арт-педагогики……………………….…..15-18

Глава 2 Виды арт-педагогики в Доу.
2.1 Сказкотерапии и ее задачи…………………………………………….18-19
2.2. Музыкотерапия и ее направления…………………………………….19-23
2.3.Изотерапия и ее техники. ……………………………………………....24-28
2.4.Куклотерапия, ее методики и значение………………………….…….28-33
Заключение…………………………………………………………………..34
Список использованной литературы ………………………………….…..34-35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Office Word (3).docx

— 73.37 Кб (Скачать файл)

 

Круг проблем и Виды кукол, используемых для их решения.

1.    Психодиагностика: конкретизация проблемы.

Играя с куклами, ребенок может более точно, чем  словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при  этом за все сказанное ответственность  несет кукла, а не он сам. «Игра  ребенка является его языком, а  игрушки — словами».

Для первого знакомства В. С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами). X. Дж. Джинотт рекомендует  для диагностики семейных отношений  использование гибких резиновых  кукол, поскольку статичное кукольное  семейство фрустрирует малыша.

Для диагностики  глубинных проблем у старших  детей рекомендуется изготавливать  куклу (главное, чтобы это не занимало много времени). С. Г. Рыбакова, арт-терапевтом из г. Ижевска предлагает изготавливать фигурку из листа фольги размером 30 х 30 см. Сначала делается голова, затем, из нижней части листа, ноги, после формируются руки и фигура человека полностью.

 

      JI. Д. Лебедева предлагает использование пальчиковых кукол для диагностических целей.

1. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Здесь возможно применение любых театральных кукол.

2. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

3. Развитие коммуникативных навыков.

Используются марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные  куклы.

4. Развитие самосознания.

5. Развитие грубой и мелкой моторики.

7. Разрешение внутренних  конфликтов.

Можно применять  «терра-поппетс», терапевтическую— тряпичную  куклу (высотой 1—1,4 м), сшитую из плотной  ткани и набитую поролоном. Особенность  ее в том, что она не обозначена ни полом, ни возрастом. Кукла обладает гибкостью и пластичностью, что, по мнению С. Г. Рыбаковой, облегчает  анализ личных вопросов.

8. Профилактика  и коррекция страхов.

Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.

9. Развитие речи.

Логопед В. П. Добридень  и педагог А. Н. Белоногова (Москва) обратили внимание, что игры с ручными  куклами не только отвлекают ребенка  от речевых трудностей, но и оказывают  благоприятное воздействие на развитие речи. Куклами лечат заикание, развивают  моторику кисти.

10. Поиск внутренних  механизмов сопротивления болезни.

О применении кукол  в этом направлении говорит

А. В. Гнездилов, создатель  первого в России хосписа.

11. Коррекция отношений  в семье.

С. К. Кожохина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко предлагают для укрепления внутрисемейных отношений использование театра марионеток.

12. Становление психосексуальной  идентичности мальчиков и девочек.

 

Заключение

     Итак, исследования в области применений технологий арт-терапии в арт-педагогике показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор, реализует познавательные интересы детей. Арт-педагогика позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

      Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде, а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.

       В этой связи детальное изучение и развитие арт-педагогики и арт-терапии может стать позитивным шагом к дальнейшему совершенствованию альтернативных дошкольных учреждений отечественного образования. Конечно, сказывается недостаток в образовательных программах по данным дисциплинам, проблема требует детальной проработки, определения границ наук, соблюдение профессиональной этики. Тема, несомненно, имеет практическую значимость для специалистов культуры и образования, науки и требует тщательной подготовки и сертификации специлистов по данному направлению.

      Безусловно, развитие арт-педаогики является позитивным шагом в преломлении системы дошкольного образования и позволяет развивать, обучать и воспитывать с помощью креативных и альтернативных средств и способов обучения, имея при этом коррекционный, развивающий, просветительский и обучающие компоненты, направленные на раскрытие личности ребенка, его скрытых резервов, возможностей и талантов.

 

 

Список использованной литературы

 1. Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2003. -№4.- С.146-148.

2 Ветлугина Н.А. Музыкальные  занятия в детском саду. М.: «Просвещение», 1984.270с.

3. Выготский Л.С.  Психология искусства. -М., Искусство, 1986.573с.

4.Л.Г.Гребенщикова.Основы куклотерапии.Галерея кукол. - СПб.:Речь, 2007г.- 80с.

5. Дженингс С., Минде А.  Сны, маски и образы. Практикум  по арт-терапии. - М., 2003.380с.

6. Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008.160с.

7. Копытин А. И. Основы арт-терапии.  СПб.: Лань, 1999.290с.

8.Копытин А. И. Теория и  практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.368с.

9. Арт-тарапия - новые горизонты  / Под ред. А.И.Копытина. - М.:Когито-Центр,2007.254с.

10. Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала". ред. А.И.Копытина. - СПб., 2002.144с.

11. А.И. Копытина, Е.Е. Свистовской  «Арт-терапия детей и подростков»,  издательстве Когито-Центр(2007).314с.

12. Л.Д. Лебедева. Практика  арт-терапии: подходы, диагностика,  система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум.

13. Медведева Е.А., Левченко  И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская  Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия  в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.246с.

14. Михайлова М.А.  Развитие музыкальных способностей  детей. – Ярославль «Академия  развития», 1997.203с.

15  Нойшюц К. Куклы – своими руками. М., 2001. 150с

16. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.510с.

17. Сазонова Т.В. Искусство  - средство творческого развития  и коррекции личности. Тамбов. Тамбовский  ИПКРО, сб. 2006.518с.

18.Сергеева Н.Ю. Арт-педагогика: радость самовыражения: Учебно-методическое  пособие. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситета  им. И.Я.Яковлева, 2003.256с.

19. Тендрякова М. Новые дочки-матери // Педология / Новый век. 2000. № 2. С82-84.

20. Шоттенлоэр Г. Рисунок  и образ в гештальт-терапии. - М.: Издательство Пирожкова, 2002г.257с.

 

 

 

 


Информация о работе Арт-педагогика и арт-терапия в Доу