Артикуляционная гимнастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:42, контрольная работа

Краткое описание

К детям с нарушениями речи – относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

Содержание

Введение.......................................................................................3
1. Дизартрия: причины, симптомы и методы лечения.............4
2. Коррекция речи при дизартрии: артикуляционная гимнастика................................................................................8
Заключение...................................................................................17
Список литературы......................................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

Артикуляционная гимнастика.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Тольяттинский государственный  университет

Педагогический институт

Факультет дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Основы специальной педагогики и психологии

 

Тема: «Артикуляционная гимнастика»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка З /о, гр. ДПз – 442

Иванова Г. П.

 

Проверила:

преподаватель

Сидорова И. Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти – 2007 г.

Оглавление

Стр.

Введение.......................................................................................3

    1. Дизартрия: причины, симптомы и методы лечения.............4
    2. Коррекция речи при дизартрии: артикуляционная гимнастика................................................................................8

Заключение...................................................................................17

Список литературы......................................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К   детям с нарушениями речи – относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных отделов слухового, зрительного, двигательного. При повреждении  периферических отделов слухового анализатора страдает восприятие устной речи, что является причиной возникновения сенсорной афазии (или алалии), при этом нарушается фонематический слух. Повреждение различных отделов зрительного анализатора сопровождается нарушением восприятия письменной речи. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое небо) и статические (твердое небо), а также органы голосообразования и дыхания (голосовые связки, гортань, легкие, бронхи, трахея, диафрагма). Все перечисленное в литературе часто обозначается как периферический отдел речедвигательного анализатора.

По степени  тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Из тяжелых нарушений  речи чаще всего встречаются: алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.

В данной контрольной  работе рассмотрим особенности нарушения  устной речи дизартрии, а также изучим артикуляционную гимнастику, которая является наиболее эффективной методикой коррекции дизартрии.

  1. ДИЗАРТРИЯ: ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. У детей же страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи, отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры.

Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Неречевые симптомы: нарушения двигательного аппарата (дизартрия всегда сопровождает ДЦП); нарушение эмоционально-волевой сферы; нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление); нарушение познавательной деятельности; своеобразное формирование личности.

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).  В результате действия комплекса причин происходит поражение коры головного мозга на разных уровнях, это приводит к нарушению передачи нервных импульсов из коры головного мозга по всем уровням к мышцам артикуляционного аппарата. Следовательно, нарушение функционирования.

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. Тяжелая форма чаще всего возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детских садах и  школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая. Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах. Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно, отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно. Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

При организации коррекционно-педагогической помощи детям с дизартрией необходимо следовать принципу комплексности  и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия: дыхание, голосообразование, темп, ритм, произношение, грамматика.

Далее рассмотрим корректировку речи при дизартрии с помощью артикуляционной гимнастики.

2. КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей  подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков.

Проводить артикуляционную  гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Система артикуляционной  гимнастики делится на два вида упражнений6 статические и динамически. Каждое упражнение имеет свое название, которое  вызывает у ребенка интерес, а  также экономит время, так как  не требует постоянного объяснения.

Работа организуется следующим образом:

- взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;

- показывает его выполнение;

- упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали. Успех коррекционной работы во многом зависит от родителей. С первых встреч с родителями логопед должен подчеркивать, что исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени занятий и для закрепления артикуляционных упражнений необходимо повторять дома в игровой форме.

Далее выделим артикуляционные  упражнения.

Статические упражнения для языка

1. «Птенчики». Рот широко  открыт, язык спокойно лежит в  ротовой полости.

2. «Лопаточка». Рот  открыт, широкий расслабленный язык  лежит на нижней губе.

3. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты. Но не касаются зубов.

4. «Иголочка», «Стрелочка»,  «Жало». Рот открыт. Узкий напряженный  язык выдвинут вперед.

5. «Горка», «Киска сердится».  Рот открыт. Кончик языка упирается  в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты  вверх.

7. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу.

Динамические  упражнения для языка

1. «Часики», «Маятник».  Рот приоткрыт. Губы растянуты  в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. « Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать глубь рта.

3. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться  к носу и подбородку либо  к верхним и нижним резцам.

4. «Футбол», «Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. «Почистить зубы».  Рот закрыт. Круговым движением  языка обвести между губами  и зубами.

6. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние  резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается вперед и упирается в глубь рта.

7. «Лошадка». Присосать  язык у небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть  подъязычную связку.

8. «Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9. «Маляр». Рот открыт  широким кончиком языка, как  кисточкой, ведем от верхних  резцов до мягкого неба.

10. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

11. «Оближем губки». Рот  приоткрыт. Облизать сначала верхнюю,  затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения  для губ

1. «Улыбка». Удерживание  губ в улыбке. Зубы не видны.

2. «Заборчик» верхние  и нижние зубы обнажены. Губы  растянуты в улыбке.

3. «Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

4. «Хоботок». Вытягивание  сомкнутых губ вперед.

5. «Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

 

Упражнения «Часики», «Змейка»

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

 

Упражнения  «Лопаточка», «Качели»

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Ну, пора за дело.

 

Упражнение  «Заборчик»

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело, И работа закипела.

Гвозди, молоток и клещи  – 

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «Тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.

Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

 

Упражнение  «Маляр»

Вот и банка с краской  рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

Язычок наш кончил дело,

Отдыхать он может  смело.

 

Упражнения «лошадка», «Гармошка», «Футбол»

Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача – 

Загонять в ворота мячик.

 

Упражнения  «Горка», «Лопаточка»

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

 

Для звуков «З», «З», «Ц», «Ж», «Ш», «Ч», «Щ», «Л», «Л», предлагается следующий вариант «Сказки о  Веселом Язычке».

Жил – был Веселый  язычок в свом домике. Догадайся, что  это за домик.

В домике этом красные  двери,

рядом с дверями белые  звери.

Любят зверюшки конфеты  и плюшки.

Догадались? Этот домик  – рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт).

Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык).

Вот он вышел погреться  на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком.

Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта).

Котенок свернулся клубочком.

«Пора и мне спать», - подумал Язычок.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент  закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении  личности играет речь. Речь - это сложная  функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи.

 В данной контрольной работе рассмотрены особенности дизартрии, как одно из речевых нарушений, а также формирование артикуляционных умений и навыков, (развитие мышц артикуляторного аппарата), которые проводятся в виде артикуляционной гимнастики и необходимы в коррекции дизартрии у детей.

Задача логопеда совместно  с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Необходимо помнить, что для дошкольников игра – ведущий вид деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бертынь Г.П., Лукашова И.Д., Певзнер М.С. Происхождение сложных  дефектов у детей: Причины возникновения  и пути профилактики аномалий в развития у детей. – М., 1985.

Логопедия: учебное пособие / Под ред. М.С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998.

Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Вегнер, и др., / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: «акадесия», 2001.

Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред Н.М. Назаровой. – М. «Академия», 2001.

 

Трофимова Н.М., Дуванова С.П. и др. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2006.

 





Информация о работе Артикуляционная гимнастика