Анализ программы по развитию речи дошкольников и исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:
речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития речи у старших дошкольников ……………………………………………………………………………………...6
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………....6
Общая характеристика речи детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Методы и средства развития речи у старших дошкольников……….17
Глава 2. Анализ программы по развитию речи дошкольников и исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………...25
2.1. Анализ программы по развитию речи дошкольников …………………...25
2.2. Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..28
2.3. Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….......33
Список литературы …………………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 90.67 Кб (Скачать файл)

Данная программа содержит методические рекомендации, конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, а также  игры и упражнения.  Эта программа по своим задачам полностью совпадает с программой Ушаковой О.С.  Ознакомление детей с художественной литературой, предлагается программой «Детство» проводить в рамках занятий по социальному миру (как часть занятия).

Главная цель речевого развития ребёнка – овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Основные задачи развития речи детей:

1.     Развитие связной речи, умения строить простые и сложные синтаксические конструкции и использовать их в речи.

2.     Развитие лексической стороны речи

3.     Формирование грамматического строя речи, умения использовать в речи все грамматические формы.

4.     Развитие звуковой стороны речи

5.     Развитие образной речи.

Программа предусматривает использование  разнообразных методов и приёмов:

Лингвистический метод: изучение связей, отношений и противопоставлений внутри языковой системы.

Наглядные: использование иллюстративно печатного материала (картины, альбомы, карточки, предметные и сюжетные картинки), схемы для составления рассказов.

Словесные:   речевой образец, повторное проговаривание, рассказ воспитателя, беседа, поисковые вопросы, художественное слово, чтение художественной литературы, словесные игры, диалог, монолог, пересказ, рассказывание по картине, рассказ – описание, рассказывание из личного опыта.

Программа Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Развитие речи детей 3-7 лет» рассчитана на 4 года обучения.

1 год обучения – дети 3-4 лет, младшая группа

2 год обучения – дети 4-5 лет, средняя группа

3 год обучения – дети 5-6 лет, старшая группа

4 год обучения – дети 6 – 7 лет, подготовительная группа.

 

 Занятия на всех периодах обучения  проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия на первом году обучения –  до 15 мин., на втором году обучения –  до 20 мин., на третьем году обучения –  до 25 мин., на четвёртом году обучения –  до 30 мин.

Первый год обучения (дети 3-4 лет), имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В этот период ребёнок переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающим, выражения мыслей и переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей, связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей   вещей и природных явлений. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей  к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить. Чтобы быть понятным слушателям.

На втором году обучения (дети 4-5 лет) значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Центральным направлением работы по развитию речи детей пятого года жизни является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи.  Расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.

На третьем и четвёртом году обучения (старший дошкольный возраст) дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим опытом детей, развитием их интеллектуальных способностей, умением устанавливать разнообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. Дети старшего дошкольного возраста активно экспериментируют со словом, видоизменяют его, придумываю новые слова. В этом возрасте ребёнок пользуется речевыми интонационными средствами, способен освоить типичные для языка средства выразительности – эпитеты, сравнения, метафоры. Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста это содержательность и связность речи, развитие выразительности речи, подготовка к обучению чтению.

В предлагаемой программе раскрываются основные направления речевой работы с детьми дошкольного возраста (от трех до семи лет), приводятся отдельные примеры и некоторые методические приемы работы над разными сторонами речевого развития ребенка.

2.2 Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования : обследование словаря детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования :

1. Распределить детей на две группы

3. Отобрать критерии словаря развитого у детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести исследование словаря детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Дети были поделены на две группы: экспериментальную группу и контрольную группу.

Экспериментальная группа:

А. Вика (5,5 л.)

Е. Влад (5,8 г.)

Г. Саша (5,6 г.)

С. Ульяна (5,7 г.)

Ч. Настя (6,2 г.)

Контрольная группа:

Т. Саша (6, 3 г.)

С. Матвей (5, 5 г.)

Д. Злата (5, 10 г.)

М. Диана (5,9 г.)

Л. Артём (6,1 г.)

Детям старшего дошкольного возраста были предложены 3 методики для выявления уровня словаря с запасом слов.  При проверке уровня развития словаря основное внимание обращается на количественный и качественный состав словаря, понимание значения слова, степень его обобщенности, умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.

В первой методике Ф. Г. Даскаловой были следующие задания:

Детям предлагались задания на определение – "Что такое…?" и "Что значит слово?".

 второй  методике В.И. Яшиной "Диагностика  лексического развития" детям  предлагались три задания:

Задание №1. Классификация понятий

Задание № 2. Подбор синонимов

Задание № 3. Подбор определений

В третьей методике Н.И. Гуткиной "Проверка словарного запаса (на уровне слов)" детям было предложено вспомнить всевозможные предметы одежды.

 

2.3. Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста

В процессе обследования словарного запаса детей на констатирующем эксперименте учитывались все критерии, по которым в дальнейшем шла оценка уровней развития словаря детей экспериментальной и контрольной групп.

В таблице 1. Представлены результаты обследования словарного запаса детей экспериментальной группы.

 

Таблица 1.

Результаты обследования экспериментальной группы на констатирующем эксперименте

 

Фамилия, имя

Возраст

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Общий бал по методикам

Уровень словарного запаса

1

А. Вика

5,5

2 б.

2 б.

2 б.

6 б.

Средний

2

Е. Влад

5,8

3 б.

2 б.

3 б.

8 б.

Высокий

3

Г. Саша

5,6

1 б.

2 б.

2 б.

5 б.

Средний

4

С. Ульяна

5,7

1 б.

1 б.

1 б.

3 б.

Низкий

5

Ч. Настя

6,2

1 б.

1 б.

2 б.

4 б.

Низкий


 

 

 

 

В таблице 2. Представлены результаты обследования словарного запаса детей контрольной группы.

Таблица 2.

Результаты обследования контрольной группы на констатирующем эксперименте

Фамилия, имя

Возраст

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Общий бал по методикам

Уровень словарного запаса

1

Т. Саша

6,3

1 б.

1 б.

1 б.

3 б.

Низкий

2

С. Матвей

5,5

3 б.

3 б.

3 б.

9 б.

Высокий

3

Д. Злата

5,10

1 б.

2 б.

2 б.

5 б.

Средний

4

М. Диана

5,9

2 б.

2 б.

1 б.

5 б.

Средний

5

Л. Артём

6,1

1 б.

1 б.

2 б.

4 б.

Низкий


 

 

При диагностическом обследовании детей экспериментальной и контрольной групп было выявлено, что у дошкольников есть проблемы в словарном запасе.

При работе по первой методике многие дети затруднялись в определении таких понятий, как: сердце, работа, свобода, езда, смерть, удовлетворение, любовь, голод. То есть у них вызывали проблемы обозначение абстрактных существительных.

При работе по второй методике наибольшее затруднение вызвали первое задание (классификация понятий) и второе задание (подбор синонимов).

При классификации понятий дети не всегда могли правильно дать подробное определение понятий и отобрать соответствующие картинки. А при подборе синонимов проблемы возникли со словами: хмурый, трусливый, смеяться, старый. Были сделаны выводы, что в группах недостаточный уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

По результатам констатирующего эксперимента был сделан вывод, что менее всего развит словарный запас у Т. Саши и Л. Артёма, а также присутствуют пробелы в словарном запасе у Д. Златы и М. Дианы.

 

Выводы по второй главе. Подведём итоги по второй главе.

Рассмотрев результаты эксперимента можно сказать, что  должно идти обогащение и развитие словарного запаса детей экспериментальной группы в процессе участия их в театрализованной деятельности. Каждый новый вид работы объясняется детям и повторяется до тех пор, пока дети не усваивают необходимые слова и их значения. Этому помогают такие виды работы, как "Составь рассказ", проигрывание этюда "Школа зверей", упражнение "Дорожка сказок"; театральная игра "Колобок", постановка под руководством воспитателя различных сценок и сказок.

Данные и подобные занятия по театрализованной деятельности используются при работе по обогащению словаря детей старшего школьного возраста. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

 

 

 

Заключение

В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни человека (а пожалуй, важнейший),первый его «университет». Но в отличие от студента настоящего университета ребенок занимается сразу на всех факультетах.

Он постигает (конечно, в доступных ему пределах) тайны живой природы и природы неживой, усваивает азы математики. Проходит он и элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается он и к филологическим наукам, приобретая умения не только эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать ого героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится и маленьким языковедом, потому что приобретает способность нс только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов — предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего развития личности ребенка [11].

Своевременное развитие речи и словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Информация о работе Анализ программы по развитию речи дошкольников и исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста