Алкоголизм - как форма проявления дивиатного поведения детей. Социальная педагогическая деятельность с подростками склонных к алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - изучить содержание работы социального педагога по профилактики подросткового алкоголизма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
определить сущность понятия подросткового алкоголизма;
изучить отношение подростков к употреблению алкогольных напитков.

Содержание

Введение
Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков
1.2 Особенности детского и подросткового алкоголизма его влияние на организм подростка
1.3 Причины и уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков
1.4 Освещение в социально-педагогической литературе проблемы профилактики подросткового алкоголизма
Глава 2. Организация деятельности социального педагога по профилактики алкоголизма в подростковой среде
2.1 Содержание деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в ОСШ №20 г. Барановичи
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

контроль по педагогике 2012.docx

— 151.27 Кб (Скачать файл)

                                      Министерство образования и науки РФ                                                                            

                       Пензенский государственный педагогический университет 

                                                    имени В.Г. Белинского

                      Факультет начального и специального образования

             Кафедра  педагогического и психологического начального образования

 

 

 

 

              

 

                                                       Контрольная работа

                                                      по педагогике на тему

       «Алкоголизм - как форма проявления дивиатного поведения детей.

   Социальная педагогическая деятельность с подростками склонных к алкоголизму »

 

 

                                            

 

                                                            

                                                                                 

                                                                                                 Выполнила:

                                                                                               студентка группы ЛП 21

                                                                                                А.С. Кавкаева

                                                                                               Проверила:

                                                                                                к.п.н., доцент

                                                                                              Л.Н. Корчагина

                                                 

 

 

 

 

 

         2012

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема

1.1 Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков

1.2 Особенности детского и подросткового алкоголизма его влияние на организм подростка

1.3 Причины и уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков

1.4 Освещение в социально-педагогической литературе проблемы профилактики подросткового алкоголизма

Глава 2. Организация деятельности социального педагога по профилактики алкоголизма в подростковой среде

2.1 Содержание деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в ОСШ №20 г. Барановичи

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Алкоголизм и пьянство, по данным ВОЗ, перестали быть сегодня  медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают  здоровье, благополучие и безопасность всего населения, влияют на национальное развитие, алкоголизм и пьянство - это  трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение  и связанные с ними проблемы, стоят  сейчас в одном ряду с такими распространенными  заболеваниями, как сердечнососудистые и онкологические, а по экономическому и социальному ущербу даже превосходят  их. Проблема алкоголизма, особенно среди  подростков является актуальной и одной  из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.

В настоящее время резко  снижается возраст первого знакомства детей с алкоголем. По данным наркологических  служб 12 % начинают употреблять спиртные напитки в 8-12 лет, а к 14-15 уже наблюдается  систематическое употребление алкоголя .Начало злоупотребления алкоголя теснейшим образом связано с психологическими особенностями подростка, c отклоняющимся поведением. При анализе алкоголизации несовершеннолетних употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения.

Актуальность исследования и его практическая значимость определила цель данной контрольной работы.

Цель контрольной работы - изучить содержание работы социального педагога по профилактики подросткового алкоголизма.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

определить сущность понятия  подросткового алкоголизма;

изучить отношение подростков к употреблению алкогольных напитков.

Объектом исследования является подростковый алкоголизм.

Целенаправленная профилактическая работа социального педагога будет способствовать не только снижению алкоголизма и вредных привычек в подростковой среде, но и снижению правонарушений и преступности среди подростков.

 
Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема

1.1 Понятие и  характеристика алкоголизма как  формы девиантного поведения  подростков

 

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьёзнейших социально-педагогических проблем.

Подростковый возраст  и рискованное поведение - это  почти синонимы. В этом возрасте становятся актуальными потребности  в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт  ими, они составляют основной смысл  его жизни и заставляют действовать. Нередко самым простым и быстрым  способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым  это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность  в себе, лёгкость в общении, отвлечься  от своих проблем.

Проблема алкоголизма  имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, знание и учет которых способствует принятию эффективных мер по ее преодолению.

На Руси употребление спиртных напитков, началось с момента создания Киевского государства и, было развито  среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление  и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.

социальный  педагог подростковый алкоголизм

Слово "алкоголь" имеет  арабское происхождение и в буквальном смысле означает "нечто эфирное". Напитки, содержащие спирт называются алкогольными. Чем выше показатель крепости алкогольного напитка, тем  сильнее его опьяняющее действие.

В терминологическом плане  следует различать понятия "алкоголизм", как болезнь, и "пьянство", как  употребление спиртных напитков, приводящие к алкоголизму. Разграничение этих понятий, необходимо хотя бы уже потому, что при профилактике и лечении алкоголизма применяются преимущественно меры медицинского характера, а при борьбе с пьянством - педагогического и общественного воздействия.

Понятие "алкоголизм" включает себя два основных критерия: медицинский  и социальный. С медицинской точки  зрения, алкоголизм рассматривается  как - заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая  и физическая зависимость), развитием  дисфункционального состояния, абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях - стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией.

С социальных позиций алкоголизм - форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

Социальный критерий алкоголизма  определяет тот духовный, материальный и биологический вред, который  приносит неумеренное употребление алкоголя, как самим больным, так и всему обществу.

Злоупотребление алкоголем  разрушает общество, потому что ведет  к росту правонарушений, преступности, к распаду семей, увеличению смертности от дорожно-транспортных происшествий, снижению производительности труда, ухудшению  состояния экономики.

Пьянство - не заболевание. Этим оно отличается от алкоголизма, хотя социальные критерии пьянства и алкоголизма  совпадают. Пьянство - антиобщественная форма поведения, проявляющаяся  преимущественно в злоупотреблении  алкоголем. В то же время пьянство служит благодатной почвой для развития алкоголизма .

В последние десятилетия  пьянство все шире распространяется среди подростков и юношества. Многие подростки рассматривают алкоголь как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства - как проявление мужественности и независимости .

Особенность пьянства и алкоголизма  как формы девиантного поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

Анализ литературы по исследуемой  проблеме показал, что в настоящее  время алкоголизм принято рассматривать  как прогрессирующий болезненный  процесс, что позволяет выделить три стадии его развития.

Первая стадия алкоголизма постепенно формируется из пьянства. Для неё характерны такие признаки как: психическая зависимость от алкоголя, возрастающая стойкость к нему, частичные нарушения памяти на период опьянения, переход от эпизодического пьянства к систематическому. В результате систематического пьянства постепенно снижается чувствительность организма к алкоголю. Подросток начинает употреблять спиртное в 2-3 раза больше, чем прежде. Изменяется и характер опьянения. Вместо эйфории, приподнятости настроения появляются несвойственные им ранее грубость, подозрительность, злобность, агрессивность. Почти постоянным становится выпадение из памяти некоторых эпизодов, относящихся к состоянию опьянения.

Для подростков в начальной  стадии алкоголизма (вне состоянии  опьянения) характерны: повышенная раздражительность, несдержанность, гнев. Им трудно сосредоточить внимание, что влечёт за собой повышенную отвлекаемость, плохое запоминание, следовательно - неудачи в учёбе. Их выводят из себя обычные раздражители: ход часов, шорох бумаги. Сон обычно нарушен, и сопровождается кошмарными сновидениями .

Во второй стадии патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер. Полностью утрачивается контроль над количеством выпитого. Ранний признак этой стадии - формирование абстинентного синдрома. Наличие абстинентного синдрома, неодолимый характер влечения, высокая стойкость к алкоголю - всё это делает подростка зависимым от алкоголя не только в психическом, но и в физическом отношении. На данной стадии заболевания тяга больного к алкоголизмом к спиртному определяется не только желанием достигнуть душевного комфорта, но и стремлением облегчить своё физическое состояние, пьянство становится практически ежедневным и сопровождается потреблением больших доз алкоголя. Запои могут длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и прекращаются на неопределённый промежуток времени только в связи с внешними обстоятельствами (отсутствие денег и прочее).

Таким образом, на второй стадии наблюдаются следующие признаки: патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер, утрачивается не только количественный, но и ситуационный самоконтроль, формируется синдром похмелье и всё более заметными становятся признаки изменения личности.

Третья стадия характеризуется уменьшением стойкости к алкоголю, усилением физической зависимости от алкоголя, углубляющейся деградации личности.

У части подростков наблюдаются  судорожные припадки. Происходит процесс слабоумия, только уже необратимый. Для подростков характерны: апатия, выраженный эгоизм, психическая, физическая слабость. Аппетит и половое влечение отсутствуют или резко снижены .

Такова картина алкоголизма, которую как нельзя точно охарактеризовал  еще в прошлом веке великий  русский писатель Л.Н. Толстой: "Вино губит телесное здоровье людей, губит  умственные способности, губит благосостояние семьи, и что всего ужаснее, губит  душу людей и их потомство".

Таким образом, последствия  злоупотребления алкоголем для  здоровья и социального статуса  человека свидетельствуют, что оно  представляет серьезную социальную опасность. Злоупотребление алкоголем  разрушает общество, потому что ведет  к росту правонарушений, преступности, к распаду семей.

 

1.2 Особенности  детского и подросткового алкоголизма  его влияние на организм подростка

 

Подростковый возраст - это  переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма. В этом возрасте усиленно развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти  в 2 раза, возрастает объём крови, выбрасываемой  сердцем за одно сокращение. В самом  начале периода отрочества завершаются  морфологические и функциональные изменения органов пищеварения. В этот период происходит дальнейшее совершенствование функциональной деятельности центральной нервной  системы. Развитие психики в этот период знаменует собой переход  индивидуального сознания в общественное сознание.

В подростковый период начинают формироваться высшие этические  и нравственные категории, эстетические понятия. Также характерны специфические  психологические черты и реакции, такие, как группирование со сверстниками. Анализ социально-педагогической литературы по исследуемой проблеме показал, что к настоящему времени накопился достаточный фактический материал, свидетельствующий о том, что характер пьянства и клиническая картина алкогольного опьянения у детей и подростков по сравнению с таковыми у взрослых имеют свои особенности.

В процессе формирования алкоголизма  у подростков большую роль играют механизмы подражания: очень часто  они начинают пить не столько ради вызываемого алкоголем чувства  опьянения, сколько ради любопытства, подражая взрослым. Немаловажное значение при этом имеют такие психологические  особенности, как повышенное стремление к самостоятельности. Сам процесс пьянства у подростков носит характер противопоставления себя окружающим, а поэтому с самого начала подростки могут употреблять большие дозы крепких напитков, что приводит к тяжелому опьянению. М.А. Галагузова в качестве основных характерных особенностей подросткового алкоголизма выделяет:

Информация о работе Алкоголизм - как форма проявления дивиатного поведения детей. Социальная педагогическая деятельность с подростками склонных к алкоголизм