Актуальные аспекты развития эстетической гимнастики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 17:24, реферат
Краткое описание
Первые всероссийские соревнования по ЭГ состоялись в ноябре 2002 г. в городе Ступино Московской области. Победу одержала московская команда «Возрождение», в состав которой входили знаменитые гимнастки-«художницы» Наталья Липковская, Елена Давиденко, Анна Шишова и др.
 
                
            
Вложенные файлы: 1 файл
                    
                
Актуальные аспекты развития эстетической 
гимнастики
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ: 1 августа 2005 г. приказом №495 
Федерального агентства по физической 
культуре и спорту РФ официально утверждён 
новый вид спорта – эстетическая гимнастика 
(ЭГ). Включение ЭГ в ВРВС и ЕВСК дало право 
ДЮСШ, клубам, спортивным центрам открывать 
отделения ЭГ, спортивным комитетам и 
федерациям – проводить официальные соревнования, 
вузам – вводить новую специализацию.
Первые всероссийские соревнования по 
ЭГ состоялись в ноябре 2002 г. в городе Ступино 
Московской области. Победу одержала московская 
команда «Возрождение», в состав которой 
входили знаменитые гимнастки-«художницы» 
Наталья Липковская, Елена Давиденко, 
Анна Шишова и др.
Первый Чемпионат мира по ЭГ состоялся 
ещё раньше – в 2000 г. в Хельсинки. Тогда 
победу одержала команда Финляндии. В 
2009 г. в Москве состоялся уже 10-й Чемпионат 
мира, на котором также победила финская 
команда.
В ноябре 2007 г. в Волгограде состоялась 
защита первой диссертации на соискание 
учёной степени кандидата наук по ЭГ «Методика 
занятий эстетической гимнастикой с девочками 
6-9 лет», автор – А.И. Исаева, научный руководитель 
– С.В. Вишнякова.
В 2009 г. в Санкт-Петербурге в НГУ им. П.Ф. 
Лесгафта официально открыта новая специализация 
– эстетическая гимнастика на кафедре 
теории и методики гимнастики (бакалавриат 
и магистратура) по очнойи заочной формам 
обучения.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ: Эстетическая гимнастика (ЭГ) – это групповой 
синтетический вид спорта – сплав художественной 
гимнастики, парно-групповой акробатики 
и танца, или образно говоря – «синхронное 
плавание на ковре».
К обязательным элементам в соревновательных 
композициях по ЭГ относятся:
  две целостные волны (вперёд, назад или 
  в сторону);
 
  два целостных взмаха (в сторону, вперёд-назад 
  или по кругу);
 
  две серии из двух взаимосвязанных движений 
  телом;
 
  две серии из трёх взаимосвязанных движений 
  телом (помимо волн и взмахов это: наклоны, 
  изгибы, скручивания, сжатия, расслабления);
 
  два изолированных элемента на равновесие 
  (равновесия и повороты) + одно соединение 
  из них;
 
  два изолированных прыжка + соединение 
  из них.
 
Дополнительными трудностями в ЭГ являются 
целостные соединения из элементов разных 
технико-структурных групп: движения телом 
+ прыжок (равновесие, поворот), прыжок 
+ равновесие (поворот, волна, взмах и т.п.). 
Эти соединения имеют высокую техническую 
ценность, однако засчитываются они лишь 
при условии, что выполнены все обязательные 
элементы.
Разрешёнными элементами вЭГ являются:
  акробатические элементы (индивидуальные 
  и парно-групповые);
 
  танцевальные элементы (шаги, подскоки, 
  позы).
 
При этом регламент применения разрешённых 
элементов постоянно меняется.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 
ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ:
В этом виде спорта
1 – соревнуются только клубы, 
а не сборные команды городов 
и стран;
2 – количество гимнасток в 
команде произвольное: от 6-ти до 
10-ти человек;
3 – разрешается использование 
любого музыкального сопровождения: 
без слов, с голосом, со словами 
и т.д.;
4 – основополагающим является 
принцип целостного и непрерывного 
движения;
5 – особое внимание уделяется 
равномерности проявления гимнастками 
всех физических качеств;
6 – не поощряются элементы, требующие 
проявления чрезмерной гибкости;
7 – обязательным является равномерное 
выполнение элементов с правой 
и левой ноги.
ОСНОВЫ СУДЕЙСТВА: оценивают выступления групп 
в ЭГ три бригады по 34 человека каждая, 
т.е. всего 9-12 судей.
Бригада А-1 оценивает техническую ценность 
композиции из 5,9 балла (+0,1 – бонус за особую 
ценность). В эту оценку входит ценность 
обязательных элементов (3,8 балла) и дополнительных 
трудностей (до 2,1 балла).
Бригада А-2 оценивает артистическую 
ценность композиции из 3,9 балла (+0,1 – 
бонус за особую ценность). Сюда входит 
оценка выполнения (соответствия) специфических 
требований, композиции, музыкальности, 
выразительности.
Бригада В оценивает качество исполнения 
композиции группой из 10 баллов традиционным 
для гимнастики способом – вычитанием 
сбавок за ошибки разной степени значимости 
и с учётом количества гимнасток, допустивших 
ошибки.
КОНТИНГЕНТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ: Соревнования по ЭГ проводятся в трёх 
возрастных категориях:
  дети – от 6-ти до 14-ти лет делятся на четыре 
  подгруппы: 6-8 лет – «юный гимнаст»; 8-10 
  лет – 3 разряд; 10-12 лет – 2 разряд; 12-14 лет 
  – 1 разряд;
 
  «юниоры» – гимнастки от 14-тидо 16-ти лет 
  (кандидаты в мастера спорта);
 
  «синьоры» – гимнастки от 16-ти лет и старше 
  (мастера спорта).
 
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И 
ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью выявления сущности ЭГ, её связи 
с художественной гимнастикой, специфических 
особенностей, состояния и перспектив 
развития нами в течении последних 5-ти 
лет проводились специальные наблюдения, 
беседы со специалистами, анализ правил 
соревнований, регистрация состава участниц, 
сбор результатов соревнований, сведений 
о численности гимнасток в команде, музыке, 
композициях на турнирах по ЭГ самого 
разного уровня от районных соревнований 
до этапов Кубка мира.
СВЯЗЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ 
ГИМНАСТИКИ: в процессе анализа материалов 
исследований установлено, что эстетическая 
гимнастика находится в близком родстве 
с художественной гимнастикой. Более того, 
она представляет собой своеобразное 
возрождение корневой сущности художественной 
гимнастики, поскольку многое из того, 
что так тщательно разрабатывали, что 
ценили и чем гордились основатели этого 
красивейшего вида спорта Р.А. Варшавская, 
Е.Н. Горлова, Т.Т. Варакина, Ю.Н. Шишкарёва 
и многие другие по объективным причинам 
олимпийского развития ХГ безвозвратно 
исчезло. Так, в числе главных обязательных 
элементов в ЭГ перечисляются разнообразные 
движения телом: волны, взмахи, наклоны, 
изгибы, скручивания, сжатия, расслабления, 
притом, что в арсенале средств художественной 
гимнастики этих элементов практически 
не стало. Однако именно эти движения служат 
прекрасным средством профилактики болезней 
позвоночника, суставов, сосудов и др.
Очевидно, что ЭГ доступна значительно 
большему числу девочек, девушек и женщин 
по целому ряду причин: во-первых, в этом 
виде гимнастики не требуются и не поощряются 
элементы на чрезмерную гибкость; во-вторых, 
далеко не все девушки обладают идеальными, 
с точки зрения ХГ, фигурами, а в группе 
исполнительниц, особенно в большой, недостатки 
фигуры нивелируются; в-третьих, в соревнованиях 
по ЭГ на любом уровне выступают не сборные, 
а клубные команды, что повышает шансы 
спортивного роста для любой трудолюбивой 
девочки.
Особого внимания заслуживает развитие 
ЭГ как студенческого вида спорта, поскольку 
возраст старших гимнасток («сеньорок») 
– от 16-ти лет и старше – как раз относиться 
к периоду студенчества и у нас, и в других 
странах. Однако в Финляндии и Эстонии 
в студенческие команды, как правило, входят 
девушки, которые серьёзно занимаются 
ЭГ по несколько лет, и в этих странах ЭГ 
– национальный вид спорта. А в России, 
Украине, Болгарии команды в основном 
состоят из бывших «художниц» – девушек, 
которые много лет занимались ХГ, достигли 
в этом виде спорта своего наивысшего 
уровня и решили продолжить спортивную 
карьеру в родственном виде спорта – в 
ЭГ. По нашему мнению, опыт России, Украины, 
Болгарии является положительным в том 
смысле, что после напряжённых тренировок 
гимнастки-«художницы» не уходят в «никуда», 
не бросают спорт резко и бесповоротно, 
что крайне вредно для здоровья молодых 
девушек, а продолжают свое спортивное 
совершенствование. К слову сказать, в 
этом вопросе аналогичного мнения придерживается 
и главный тренер сборной команды России 
по художественной гимнастике И.А. Винер, 
которая всецело поддерживает становление 
нового вида гимнастики и помогает ему.
Таким образом, между художественной 
и эстетической гимнастикой нет противоречий. 
Наоборот, они дополняют друг друга.
АНАЛИЗ ПРАВИЛ СОРЕВНОВАНИЙ 
ПО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ: в ЭГ разработана вполне логичная 
и понятная система оценок выступления 
гимнастических групп, которая, однако, 
несомненно, нуждается в дальнейшем совершенствовании. 
Например, деление элементов всего на 
две группы трудности А и В в настоящее 
время явно недостаточно. Этих групп должно 
быть, как минимум, 3-4: простые элементы, 
средние, сложные, очень сложные. При этом 
пропорция, установленная для оценки разных 
сторон мастерства гимнасток кажется 
нам наиболее правильной и справедливой:
техническая ценность  | 
  артистическая ценность  | 
  исполнение  | 
6 баллов  | 
  4 балла  | 
  10 баллов  | 
 
 
  
Несколько путанной и нелогичной нам 
кажется оценка артистической ценности, 
по правилам ЭГ. Возможно, это связано 
с неточностью перевода правил с финского 
языка. Вместе с тем, следует признать, 
что более чётких и понятных критериев 
оценки композиции нам не приходилось 
видеть ни в одном из технико-эстетических 
видов спорта: +0,1 балла за наличие каждого. 
Назовём основные из них:
  композиция – единое целое;
 
  композиция выразительна и экспрессивна;
 
  выразительность и стиль доступны всей 
  команде;
 
  композиция и музыка взаимосвязаны;
 
  музыка дополняет композицию;
 
  музыкальные части разнообразны по темпу 
  и динамике;
 
  имеются кульминационные моменты.
 
Отметим, что в этом перечне не хватает 
лишь требования к «образности» композиции.
Кроме перечисленного, поощряется разнообразие: 
1) во всех структурных элементах техники; 
2) в построениях и передвижениях; 3) в уровнях 
(высоте) движений; 4) в темпе и 5) в динамике 
движений.
ЧИСЛО ГИМНАСТОК В КОМАНДЕ: в связи с тем, что в ЭГ разрешено выступать 
командой от 6-ти дл 10-ти человек произвольно, 
нас заинтересовало, будут ли тренеры 
искать оптимальную численность гимнасток 
и, если да, то с каких позиций. Оказалось, 
что в настоящее время количество гимнасток 
в команде определяется тем, сколько имеется 
в наличие спортсменок заданного возраста 
и подготовленности, а потому это количество 
в реальности колеблется от 6-ти до 10-ти 
человек во всех возрастных категориях. 
Некоторые рекомендации в этом вопросе 
удалось получить в процессе бесед с тренерами, 
в частности: 1) нечётное количество исполнительниц 
предпочтительнее, т.к. возможными становятся 
более оригинальные построения и перестроения, 
менее заметна «грязь»; 2) маленьких гимнасток 
должно быть больше, чтобы площадка не 
казалась пустой, старших гимнасток – 
меньше, чтобы им не было тесно.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР: в этом вопросе некоторые специалисты 
называют ЭГ «возвращением утраченных 
ценностей художественной гимнастики». 
Так ли это?
В 50-70 гг. прошлого века вместе с приглашением 
гимнастки на площадку назывался композитор 
и музыка, под которую она выступала. Это 
несло в себе колоссальную образовательную 
и воспитательную функцию и для спортсменок, 
и для тренеров, и для зрителей. На зарубежных 
соревнованиях по ЭГ представление команд 
и тренеров не принято, в связи с чем название 
музыкальных произведений не озвучивается. 
На отечественных соревнованиях лишь 
около 50% команд знают и называют имя композитора 
и музыку, под которую выступают. Таким 
образом, «возвращение к утраченным ценностям» 
в этом аспекте, к сожалению, не произошло. 
Что же касается музыкально репертуара, 
то здесь выявлена следующая тенденция 
(по убывающей): песенный репертуар (детский 
и взрослый), музыка из кинофильмов, мультфильмов, 
спектаклей, эстрадные мелодии, классическая 
музыка.
Однако отметим, что команда «Роксет» 
из Тулы победила на Чемпионате мира 2005 
г. с музыкой Игоря Стравинского «Весна 
священная». Команда «Оскар» из Ростова-на-Дону 
завоевала Кубок мира с композицией на 
музыку Ара Гаваркян «Арцах», посвящённую 
памяти о геноциде армянского народа. 
Призер многих международных соревнований 
эстонская команда «Пируэт» выступала 
с самой потрясающей композицией на музыку 
П.И. Чайковского I Концерт для фортепиано 
с оркестром. На юниорском уровне одно 
время остро соперничали команда «Роксет-джуниор» 
с композицией на музыку М.П. Мусоргского 
«Ночь на лысой горе» и команда «Юнона» 
с композицией на музыку А.И. Хачатуряна 
Адажио из балета «Спартак».
Таким образом, есть надежда, что на соревнованиях 
и по художественной, и по эстетической 
гимнастике всё чаще будет звучать музыка, 
представляющая собой великое культурное 
наследие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всему сказанному, отметим, 
что эстетическая гимнастика сегодня
– это реально существующий и развивающийся 
вид спорта. В нём немало проблем организационного, 
информационного, политического, научного 
характера и др. Но в то же время этот гимнастический 
вид спорта, безусловно, имеет очень привлекательную 
соревновательную сущность, выход на мировую 
арену, отлаженную систему соревнований 
и судейства.
 
    
    
    
    
    
 
 
 
					Информация о работе  Актуальные аспекты развития эстетической гимнастики