Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастных группах малокомплектно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:11, реферат

Краткое описание

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. В связи с оттоком населения из посёлка из – за условий жизни связанных с нестабильностью, с отсутствием производства, рабочих мест, социальный уровень населения снизился.

Вложенные файлы: 1 файл

municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

«Основная  общеобразовательная  школа №10 с. Б. Хатыми  Нерюнгринского района»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Актуальность и система работы

  по социально-личностному развитию  детей

дошкольного возраста  в разновозрастных группах

  малокомплектного сельского детского  сада»

 

(Из опыта работы  дошкольных  групп ООШ №10)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Руководитель  структурного  подразделения 

                                                                                 «Детский сад «Алёнушка»:   Загвоздкина Г. Н.                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Б. Хатыми

2012

       Проблема приобщения  к социальному миру всегда  была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.   В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. В связи с оттоком населения из  посёлка из – за условий жизни связанных с нестабильностью, с отсутствием производства, рабочих мест, социальный  уровень населения снизился. В сложившейся ныне в нашем посёлке ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность,  дети нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.

     По 2009 год педагогический  коллектив детского сада работал по программе «Школа 2100» под редакцией А. А. Леонтьева, а с 2010 года -  по базовой  «Программе воспитания и обучения в детском сада»  под редакцией М. А. Васильевой, обновлённый вариант, с прошлого года используем примерную основную общеобразовательную программу «От рождения до школы», которая является переработанным в соответствии с действующими ФГТ вариантом Программы под редакцией М. А.Васильевой.  Работая по данным программам, мы пришли к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

     Специфика нашего учреждения – в составе ООШ № 10 функционируют  две разновозрастные группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста. Количество проживающих в селе менее 300 человек (вместе с пенсионерами и новорожденными детьми). Социум села - только самое необходимое. Контингент детей очень разный, возраст детей по факту от 1 года  до 8,2 лет.

     Цель: создание  благоприятных условий в разновозрастных группах сельского детского сада для позитивной социализации воспитанников, для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности  жизнедеятельности дошкольника.

      Задачи:

  • создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
  • взаимодействие работы администрации, педагогов и родителей по социально-личностному развитию детей;
  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к  элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения с детьми разного возраста и взрослыми;
  • формирование у детей основ личности будущего гражданина;
  • профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем в пределах возможности малокомплектного учреждения.

     Промежуточные результаты работы:

  -    У  детей формируются  отношения, основанные на  сотрудничестве  и взаимопомощи;

  -  Проявление и утверждение  в личности ребёнка таких качеств,  как самостоятельность,    ответственность,  коммуникативность, чувство собственного  достоинства;

  - Обновление предметно-развивающей  среды для обеспечения успешного  индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;

-  Повышение уровня педагогической  культуры родителей;

Ожидаемые конечные результаты:  

            Воспитанник:

  • Имеет представление о себе, семье, обществе, государстве, природе.
  • Способен управлять своим поведением.
  • Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Толерантен к людям другой национальности.
  • Способен управлять своим поведением.

    Основная цель педагогов нашего детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Работу по социально-личностному  развитию детей проводим поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных  личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

- систематическая работа с детьми  по социально-личностному развитию;

- коррекция имеющихся социально-эмоциональных  проблем.

Своеобразие  разновозрастных групп– подбор  игрушек выполняем так, чтобы ассортимент удовлетворял детей всех возрастов. Расстановка  мебели – так же, чтоб соответствовала разному  росту детей.

    Проблема  воспитания  и обучения детей в разновозрастной  группе требует от воспитателя  свободной  ориентации в динамике  программных требований на протяжении всего дошкольного возраста, знать  воспитательно- образовательные  задачи  общего характера и конкретное  содержание  воспитания детей каждого возраста, каждой  подгруппы,  соотносить их с  уровнем развития детей  всей  группы и с учётом этого строить педагогический процесс, осуществлять развитие каждого ребёнка.    В учреждении  подобраны и переработаны перспективные планы по социально- личностному развитию детей на все возрастные группы, работа по которым даёт положительный  эффект.  Подобраны и используются  игры для формирования навыков культуры общения, развития эмоционально –нравственной сферы, выражения своих чувств и умозаключений… ПВ работе с детьми педагоги  используют разные формы образовательной деятельности: режимные  моменты, совместную деятельность с педагогом, самостоятельную деятельность детей.

Постоянная  кропотливая  работа  педагога с детьми,  использование  принципа  мини – макса, личностно  – ориентированный  подход во взаимодействии педагогов  и  родителей, оказывают  положительное влияние на динамику  личностного  развития детей, на повышение социальной  активности,  развитие самостоятельности и самоконтроля, укрепление социальной позиции личности ребёнка.  В основе организации жизни детей в разновозрастной группе – принцип  постепенного и последовательного  подключения детей  к режимным процессам, начиная каждый раз с более младших, создание условий для разнообразной деятельности детей в течение дня. Режим дня  скорректирован по среднему возрасту  детей в группе. Важным является согласованность действий воспитателя  и помощника воспитателя.

Личностно- ориентированный подход во взаимодействии педагогов  с родителями позволяет  выработать  единые требования к воспитанию    детей в  семье и в детском саду. Для  обеспечения тесного взаимодействия  педагогов и родителей по социально –личностному направлению работы

с детьми составили  план работы с  родителями. Для  ознакомления  родителей  с работой детского сада используем беседы,  родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники,  оформления в  «Уголке для родителей» и др.

    Большую роль в успешном  социально-личностном развитии дошкольников  играет коллектив единомышленников, который составляют администрация  детского сада, воспитатели, музыкальный руководитель. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе, воспитывают социальные чувства, формируют  чувства  уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Регулярно  проводим  все  по  плану утренники  и развлечения, активно  вовлекаем в сюрпризные моменты сотрудников детского сада, родителей и  учеников школы № 10, наших бывших выпускников.

Уделяем большое внимание работе с  родителями. Для обеспечения тесного  взаимодействия педагогов и родителей  по социально-личностному направлению  работы с детьми составили план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада используем родительские собрания, субботники, консультации, открытые занятия, оформления в «Уголке родителей», на все утренники и праздники приглашаем родителей и др. Ежегодно  на  родительских субботниках  летом силами  родителей мы  ремонтируем  наши  игровые  площадки, ежегодно  родители  нам помогали перекрывать  теплицу, завозить  землю в неё,  дрова для  топки. Многие  атрибуты к играм в группах изготовлены  руками  родителей. Неоднократно проводили выставки детских работ «Вместе с мамой и папой».

Для реализации задач социально-личностного  развития детей дошкольного возраста  в разновозрастной  группе педагогам  необходим высокий уровень профессиональной компетентности, так как узких  специалистов нет, а в работе  бывают разные ситуации, когда педагог выступает и психологом, и дефектологом.

 

  Процесс развития личности  – это этап развития отношений  между ребёнком и взрослым, в  первую очередь, матерью и отцом,  но на данный момент в детском  саду недостаточно развито социальное партнёрство педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы.

Проблему составляют асоциальные  семьи, в которых воспитываются  дети дошкольного возраста. Поэтому  необходимо продолжить работу и далее  привлекать родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье.

  В учреждении недостаточно  игрового материала для  детей,  для  оснащения  предметно  – развивающей  среды, согласно  требований ФГТ, недостаточно  оснащён  физкультурно – музыкальный зал, требует оснащения  физкультурная площадка  летняя и игровые площадки для  детей. Постепенно стараемся  добиваться  пополнения оснащения.

   Проводимая нами работа  поможет детям в сложном процессе  вхождения в мир людей, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей.


Информация о работе Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастных группах малокомплектно