Актуальность идеи трудового воспитания А.С.Макаренко в контексте новой парадигмы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:08, доклад

Краткое описание

В Концепции Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В этом же документе мы находим перечень основных направлений воспитания, среди которых особое внимание следует уделить труду.

Вложенные файлы: 1 файл

статья.doc

— 28.00 Кб (Скачать файл)

Актуальность  идеи трудового воспитания А.С.Макаренко  в контексте новой парадигмы  образования.

 

     В  Концепции  Духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России  определен  современный  национальный  воспитательный  идеал  -  это  высоконравственный,  творческий  компетентный  гражданин  России,  принимающий  судьбу  Отечества  как  свою  личную,  осознающий  ответственность  за  настоящее  и  будущее  своей  страны,  укорененный  в  духовных  и  культурных  традициях  многонационального  народа  Российской  Федерации.  В  этом  же  документе  мы  находим  перечень  основных  направлений  воспитания,  среди  которых   особое  внимание  следует  уделить  труду.

     Проблема  трудового  воспитания  обучающихся  особо  остро  ощущается  в  современной  школе.  Современные  школьники  и  их  родители  очень  часто  жалуются  на  принуждение  к  труду.  Дети  не  желают  убрать  свое  рабочее  место,  класс,  школьную  территорию.  Поэтому  в  будущем  они  становятся  всего  лишь  потребителями. В этой  связи,  считаем необходимым,  обратиться  к педагогическому опыту А.С.  Макаренко в области трудового воспитания.  Именно  трудотерапия  помогла сделать из  трудных подростков  настоящих людей.

     Антон Семёнович Макаренко (1888—1939)  – один из великих отечественных педагогов.  Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках первой половины двадцатого века.

     Необходимым фактором  воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

    Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть обязательно творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. Вообще, большое место в руководимых Макаренко учреждениями занимала трудовая деятельность; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Макаренко начал  с простейших видов сельского труда, в основном для нужд коллектива, затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.

     Макаренко считал, что  в процессе трудовой деятельности  детей надо развивать их умение  ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени,  к орудиям производства и к  материалам, добиваться высокого  качества работы. Нужно учить детей переключаться с одного вида труда на другой во избежание ранней и узкой специализации. А самое главное - дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

      Труд называют  могучим воспитателем. Единство  труда и воспитания достигается  тем, что человек, познавая  мир трудом, создает красоту, утверждая  этим в себе чувство красоты  труда, творчества, познания.

       У Макаренко был производительный труд детей в соединении с обучением основам наук. Обучаясь в школе, дети в то же время работали на производстве.

     Единственная с педагогической  точки зрения польза труда  заключалась в том, что он  заполнял собою свободное время  воспитанника и вызывал у него некоторое утомление.

     Макаренко говорил: «Если труд всегда был основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своем большинстве являются именно перспективами трудовыми.»

     Макаренко еще и  воспитывал у детей умение  мечтать, но поддерживал лишь  те мечты, которые пробуждали  творческую деятельность воспитанника. Этим самым он воспитывал деятелей, которые могли сами сделать эту мечту явью. И не только творческим должен быть труд как средство всестороннего развития человека, он должен быть и производительным, так как в создании материальных ценностей заключается сила его воспитательного воздействия. Как говорил Макаренко: «Труд «вообще» не является воспитательным средством. Воспитательным средством может быть такой труд, который организован определённым образом, с определённой целью, труд как часть всего воспитательного процесса».

 


Информация о работе Актуальность идеи трудового воспитания А.С.Макаренко в контексте новой парадигмы образования