Активные методы обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – способы использования современных активных методов обучения в работе с электронными таблицами в образовательном процессе, пути их совершенствования.
Цель и задачи исследования. Целью работы является влияние активных методов обучения на работу с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- анализ учебно-методической литературы по применению активных методов обучения;
- охарактеризовать активные методы обучения в образовательном процессе, пути их совершенствования.
- раскрыть роль активных методов обучения на занятиях с электронными таблицами.

Содержание

Введение 5
1. Теоретико-методические аспекты использования активных методов обучения в образовательном процессе 7
1.1 Сущность активных методов обучения, их характеристика 7
1.2 Дидактические функции и задачи активных методов обучения 21
1.3 Преимущества активных методов обучения в системе среднего профессионального образования 26
2. Практическое использование активных методов обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования 28
2.1 Применение деловой игры как активного метода обучения на уроках информатики. 28
2.2 Применение мозгового штурма как метода обучения в работе с электронными таблицами 33
2.3 Интерактивный тренинг-зачет как активный метод обучения по теме «Электронные таблицы» 37

Вложенные файлы: 1 файл

АМО Трифонова Л.Н.docx

— 136.94 Кб (Скачать файл)

2.2 Применение мозгового штурма как метода обучения в работе с электронными таблицами

Значение мозгового штурма: обыденное (посидим - обмозгуем) и профессиональное – интенсификация процесса порождения идей для их дальнейшей разработки.

Учебное занятие c применением мозгового штурма проводится для учащихся учащихся 1 курса учреждений профессионально-технического образования по теме «Microsoft Excel» На протяжении занятия учащиеся должны:

Тип занятия: обобщающее занятие с игровыми элементами.

Оборудование  занятия:

  1. Наличие компьютеров;
  2. Дискеты (3,5 дюйма);
  3. Раздаточный материал:
  • таблички с названием команд «Синие» и «Зеленые»;
  • табличка со словосочетанием «Электронные таблицы»;
  • листы с кроссвордом (2 шт. - по числу команд);
  • карточки с практическим заданием;
  • карандаши, ручки;
  • зачетные баллы («Ордена») – 40 шт.;
  • турнирная таблица для учета заработанных баллов;
  • красочная надпись темы занятия на листе ватмана «Игра «Мозговой штурм»

Занятие проводит педагог (главнокомандующий  штурма), ему помогает педагог-организатор (адъютант).

Ход занятия

I. Организационный  момент. Подготовка к штурму: (приветствие, объявление темы занятия и постановка целей перед учащимися, объявление условий игры, разбивка учащихся на две команды «Синих» и «Зеленых») – 5 мин.

II. Основной этап (работа в командах). Мозговой штурм – 35 мин.

Разведка  боем (интеллектуальная разминка):

Данное задание носит  характер разминки, способствует настрою  учащихся на игру в командах.

Предложить учащимся ответить на вопрос «Назначение электронной таблицы?». Правильно ответивший зарабатывает для своей команды дополнительный зачетный балл «Орден», а также право на первый ход.

    1. Вопросы:
    2. Как называется документ в программе Excel? Из чего он состоит?
    3. Особенности типового интерфейса табличных процессоров.
    4. Какие типы данных могут содержать электронные таблицы?
    5. Какие данные называют зависимыми, а какие независимыми?
    6. По какому признаку программа определяет, что введенные данные являются не значением, а формулой?
    7. Что такое формула в электронной таблице и ее типы? Приведите примеры.
    8. Что такое функция в электронной таблице? Приведите примеры
    9. Поясните, для чего используются абсолютная и относительная адресация?
    10. Что такое автозаполнение?
    11. Как можно «размножить» содержимое ячейки?
    12. Как просмотреть и отредактировать формулу, содержащуюся в ячейке?
    13. Что такое диапазон и как его выделить?
    14. Укажите, какие вы знаете типы диаграмм. Когда следует использовать каждую из них?
    15. Как выделить смежные и несмежные блоки ячеек?
    16. Какие вы знаете форматы данных?
    17. Что такое Мастер функций?
    18. Что такое Мастер диаграмм?
    19. Как осуществляется сортировка списков?
    20. Как осуществляется фильтрация списков?

Обе команды за 3 минуты должны составить новые слова из словосочетания «Электронные таблицы». Команда, составившая больше слов и составившая самое длинное слово, выигрывает и получает «Орден».

Адъютант подводит итоги  первого конкурса, результаты фиксирует  в таблице.

Вторая  атака «Реши задачу»:

Каждой команде предлагается несколько занимательных задач.

  1. Как известно, автомобиль, изобретенный Винтиком и Шпунтиком, работает не на бензине, а на газированной воде разных сортов. На одном литре лимонада он проезжает 120 км, на одном литре кока-колы – 100 км, на одном литре фанты – 150 км. цена одного литра фанты в Цветочном городе – 3 монеты за литр, лимонада – 1 монета за литр, кока-колы – 2 монеты за литр. Готовясь к путешествию, Незнайка купил 10 литров кока-колы, 5 литров лимонада, 10 литров фанты. Винтик и Шпунтик вместе купили 10 литров лимонада и 10 литров фанты. Торопыжка – 5 литров фанты, 10 – кока-колы 10 – лимонада. Поэт Цветик – 20 литров фанты.
  2. Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего литров горючего купил каждый из человечков, сколько ему это стоило и какое расстояние он может проехать на этом горючем; сколько всего было куплено горючего каждого вида всеми человечками вместе, сколько это стоило и какое расстояние можно проехать на этом горючем; сколько горючего всех видов было куплено всеми человечками и сколько это стоило.

Команда, правильно выполнившая  задание, получает “Орден”.

Адъютант подводит итоги  третьего конкурса, результаты фиксирует  в турнирной таблице.

 

Третья  атака «Построй диаграмму»:

От каждой команды выбираются по 4 человека. Задания выполняются на компьютерах в течение 10 минут. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно построит диаграммы, получает «Орден».

На основе данных, приведенных  в таблице, постройте несколько  типов диаграмм, наглядно показывающих итоги сессии.

Разбираем со студентами когда необходимо использовать базы данных.

Так как базы данных изучались  раньше электронных таблиц, то студенты свободно говорят для чего они  необходимы и как работать в БД.

Останавливаемся на отличительных  особенностях Excel и Access.

Далее предлагается на практике построить базу данных и осуществить  поиск данных в ней.

Адъютант подводит итоги  пятого конкурса, результаты фиксирует  в турнирной таблице.

III. Подведение  итогов занятия, награждение победителей: “После штурма” – 5 мин.

Главнокомандующий штурма (педагог) отмечает и анализирует вклад  каждого учащегося в победу своей  команды, характерные для всех ошибки, допущенные в процессе игры, и намечает перспективу их исправления.

Адъютант (педагог-организатор) подсчитывает зачетные баллы – “Ордена”, все результаты заносятся в таблицу, объявляются победители игры “Мозговой  штурм”. Все учащиеся, участвовавшие  в игре “Мозговой штурм”, получают “зачет” за I четверть.

2.3 Интерактивный  тренинг-зачет как активный метод  обучения  по теме «Электронные таблицы»

Интерактивные игры - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Понятие «интеракция» включает внутриличностную и межличностную коммуникацию. Аспекты интерактивных игр, усиливающих мотивацию студентов:

    • активное участие в деятельности;
    • обратная связь;
    • точно определенные содержательные и временные границы;
    • открытые результаты (отсутствие правильных и неправильных решений);
    • учет естественных потребностей людей (например, желание поговорить или стремление к физической активности);
    • соревнование (открытое проявление соперничества в игровой ситуации) и сотрудничество (совместная деятельность);
    • равномерное участие (нетрадиционное, спонтанное поведение, фантазия оказываются равноценными общепринятым моделям поведения и даже предпочитаются им);
    • влияние структуры (структурированная активность);
    • групповая сплоченность (безопасность);
    • отступление ведущего «на задний план».

 Тип занятия: обобщающее занятие с игровыми элементами.

Оборудование  занятия:

    1. Наличие компьютеров;
    2. Раздаточный материал;
    3. Учебники

Занятие проводит педагог-организатор.

Ход занятия

I. Организационный  момент. Подготовка к тренингу: (приветствие, объявление темы занятия и постановка целей перед учащимися).

II. Основной этап 

Задание №1 (работа по вариантам).

Интерактивный тренинг предполагает деление учащихся по вариантам. Каждый вариант решает свой тест. Варианты тестовых заданий представлены в Приложении В. Оценки выставляются в журнал.

Задание №2 (вопрос-ответ)

Следующий этап интерактивного тренинга включает в себя следующее  задание «Вопрос-ответ»

Учащиеся так же разделены  на 2варианта. Первый вариант будет задавать вопросы на тему электронные таблицы, второй - отвечать. Затем меняемся. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту. Будут учитываться активность участников команд в конечно, количество и глубина заданных вопросов и качество ответов, также юмор, оригинальность, находчивость.

Пожалуйста, правая команда, задавайте вопросы своим противникам, а левая команда постарается  ответить. Начали!

Итак, давайте оценим проведенную игру. Ведущий, определит победителей.

Задание № 3(закончи  фразу) 
          Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.  
Рефлексивный экран 
я узнал…  
было интересно…  
было трудно…  
я выполнял задания…  
я понял, что…  
теперь я могу…  
я почувствовал, что…  
я приобрел…  
я научился…  
у меня получилось …  
я смог…  
я попробую…  
меня удивило…  
занятия дали мне для жизни…  
мне захотелось…

III. Подведение итогов и составление диаграммы с помощью таблиц взятых из интернета.

 

Заключение

 

     Использование активных методов в обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки студентов путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание студентов.

     В первой  главе было дано определение  активным методам обучения, а так же были представлены дидактические функции и задачи. Кроме того были даны преимущества активных методов обучения в системе среднего профессионального образования.

     Во второй  главе даны примеры занятия для проведения деловой игры с применением электронных таблиц как активного метода обучения

Таким образом, мы проанализировали процесса использования электронных таблиц в современных активных методах обучения и достигли заданных задач:

- охарактеризовали активные методы обучения  в образовательном процессе, пути их совершенствования;

- раскрыли роль активных методов обучения на занятиях с электронными таблицами.  

Список используемых источников

  1. Бельчиков, Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. – Рига : Авотс, 1989. – 304 с. 
  2. Братцева Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы / Г.Г. Братцева // Философия образования: сб. материалов конф. Вып. 23. – СПб., 2002.
  3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М., 1991.
  4. Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1981.
  5. Гендин А.М. Педагогическое образование и ориентация на учительскую профессию / А.М. Гендин, М.И. Сергеев // Образование в Сибири. – 1994. - № 1.
  6. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики / В.И. Гинецинский. - СПб., 1992.
  7. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев. – М., 2001.
  8. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. – М., 1998.
  9. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб., 2002.
  10. Метод активного социологического тестирования,  анализа и контроля. МАСТАК / под ред. Жукова Р.Ф. – М., 1990.
  11. Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: учеб. пособие / Т.К. Крикунова.- М., 1999.
  12. Принципы, организация и методы обучения / А.А Балаев – М., 1957.
  13. Матюшкин А.М. Метод опережающего обучения / С. И. Лысенкова.

- М., 1998.

  1. Махмутов М. И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. - М., 1975.
  2. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие / Н.А. Морева. - 2-е изд. - М., 2001.
  3. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. – Ростов н/Д, 2004.
  4. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в подготовке учителя /

Н.Д. Никандров // Магистр. – 1994. - № 6.

  1. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред.

Информация о работе Активные методы обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования