Активные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:20, реферат

Краткое описание

3 активных методов обучения, их плюсы и минусы

Вложенные файлы: 1 файл

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Проблемность  как принцип обучения -г- это дидактический принцип, который только начинает утверждаться в практической методике обучения (в теории педагогики его еще нет). Суть его такова: при организации процесса обучения содержание учебного материала не преподносится обучаемым в готовом для запоминания виде, а дается в составе проблемной задачи как неизвестное искомое. Оно может становиться известным и усваиваться обучаемыми только в результате их собственной поисковой мыслительной деятельности по решению проблемной задачи. Таким образом, проблемность как принцип обучения не только требует (именно — требует) особым образом организовать содержание усваиваемых знаний, но и диктует особую методику его усвоения — через мыслительные действия обучаемого по поиску этого содержания.

Недостатки:

Продуктивные  методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами.

Есть  учебные проблемы, которые непосильны для учащихся. Понизить уровень проблемности (т.е. кое-что подсказать учащимся) можно только репродуктивными методами.

Есть  учебные проблемы, которые очень  легки для учащихся. Создать на их базе проблемную ситуацию просто невозможно, т.к. учащиеся решают их с первого  предъявления. В этом случае более  уместно применение репродуктивных методов.

Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо чтобы  они уже имели некоторый "стартовый" запас знаний. Создать этот запас  можно только с помощью репродуктивных методов.

При формировании умений и навыков (особенно технических) где показ, подражание и репродукция  имеют очень большое значение, продуктивные методы уступают репродуктивным по эффективности, что называется, вчистую.

По сравнению  с репродуктивными продуктивные методы требуют значительно больших затрат времени на изучение учебного материала.

Продуктивные  методы для успешного применения требуют более высокой педагогической квалификации преподавателя и больших  затрат педагогического труда как  при проведении проблемного занятия, так и на этапе его подготовки.

- "большой  круг". Работа проходит в три  этапа. 

достоинства проблемного  обучения:

1) проблемное обучение  учит мыслить логично, научно, творчески;

2) проблемное обучение  учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

3) проблемное обучение  учит преодолевать встречающиеся  затруднения;

4) проблемное обучение  делает учебный материал более  доказательным;

5) проблемное обучение  делает усвоение учебного материала  более основательным и прочным;

6) проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;

7) проблемное обучение  вызывает положительное эмоциональное  отношение к учению;

8) проблемное обучение  формирует и развивает познавательные  интересы;

9) проблемное обучение  формирует творческую личность. 
 
 

Методы  интерактивного обучения

Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.

Интерактивные методы принесут наибольший эффект, не только обучающий, но и воспитательный, когда преподаватель будет влиять на обсуждение не только высказыванием  научно аргументированной точки зрения, но и выражением своего личностного отношения к проблеме, своей мировоззренческой и нравственной позиции.

при интерактивных  методах обучения совместная учебная  деятельность студентов, благодаря  участию самого преподавателя в  дискуссиях с ними как бы на равных, превращается в некую модель социального общения личностей в реальной творческой (продуктивной) деятельности, а не просто происходит взаимодействие деятельностей (обучающей и учебной)

К методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: 

1) эвристическая  беседа, 2) метод дискуссии, 3) «мозговая  атака», 4)метод «круглого стола», 5)метод «деловой игры», 6)конкурсы  практических работ с их обсуждением.  И некоторые другие, применяемые  отдельными преподавателями —  энтузиастами активных методов обучения. 

Коротко рассмотрим каждый из них. 

Эвристическая беседа. Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр. — нахожу, открываю, отыскиваю). Метод в его древнегреческом варианте представлял собой систему обучения, основанную на так называемых сократических беседах. В них путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждали ученика прийти к самостоятельному правильному ответу на поставленный вопрос. 

Дискуссия как метод интерактивного обучения стала применяться в последние годы, когда была провозглашена гласность и были сняты запреты на плюрализм мнений не только по вопросам житейским, но и по проблемам теории, политики, идеологии. 

Метод дискуссии (учебной дискуссии — так ее назовем) представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу, или, вернее сказать, специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается вначале как эвристическая беседа. То, что она постепенно переходит в дискуссию, — нормальный ход занятия. 

Метод дискуссии используется в групповых  формах занятий на семинарах-дискуссиях, семинарах-практикумах, собеседованиях по обсуждению итогов (или хода и  методов) выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. Иногда практикуются и лекции-дискуссии, когда лектор по ходу изложения материала обращается к аудитории с отдельными вопросами, требующими коротких и быстрых ответов.

Метод «мозговой атаки» как метод обучения еще не успел прижиться в практике вузовского преподавания. Само название метода родилось в системе управления, а также в сфере научных исследований. Он особенно широко применяется в экономической управленческой деятельности, менеджменте. В чем суть метода мозговой атаки в его исходном смысле, безотносительно к обучению? Он заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих у присутствующих нужных и ненужных ассоциаций. Потом из всего этого конгломерата записанных на диктофон мнений, случайных реплик, даже отвлеченных слов-восклицаний путем внимательного анализа отбираются идеи, наиболее интересные по своей близости и замыслу организатора мозговой атаки, и используются для дальнейшего углубленного обсуждения по существу вопроса. Золотое правило мозговой атаки — ничего из произнесенного участниками разговора не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей, вплоть до несуразных.

Метод круглого стола был заимствован педагогикой из области политики и науки. «Круглые столы» организуются обычно для обсуждения какой-нибудь проблемы представителями разных политических и научных направлений. Обмен мнениями позволяет находить какие-то точки соприкосновения, чтобы в дальнейшей работе они могли служить отправными для поиска общих выводов — получения научной истины или достижения политической стабильности в обществе. 

В обучении метод круглого стола используется для повышения эффективности  усвоения теоретических проблем  путем рассмотрения их в разных научных  аспектах, с участием специалистов разного профиля и т. д. 

Метод деловой игры первоначально появился не в системе образования, а в практической сфере управления. Сейчас деловые игры применяются в самых различных областях практики: в исследовательской работе, в процессе проектных разработок, при коллективной выработке решений в реальных производственных ситуациях, а также в военном деле. Кстати говоря, прообразом современной «деловой игры» как метода обучения как раз являются военные игры, практикуемые с древних времен для обучения войск не в реальных ситуациях боя и войны, а в ситуациях военных игр, имитирующих условия боя, боевых действий. Игры в военном деле — это и есть «деловые игры», где учат командира управлять войсками, а солдата — управлять собой в напряженных условиях боя. 

Суть  метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции.

Методом тренинга занятия проводятся довольно редко. Причин тут несколько. Во-первых, это новый в учебной практике и далеко не всеми опробованный (не говоря уж об освоении) метод. Во-вторых, подготовка занятия по этому методу — процесс довольно трудоемкий и требует много времени. В-третьих, не всегда бывает ясно преподавателю, какие проблемы социальной психологии целесообразнее всего вынести на групповой тренинг, а какие — нецелесообразно. Первые две причины, по-видимому, несущественны, а что касается третьей, то в принципе ее можно устранить и сейчас, назвав темы и проблемы, по которым чаще всего проводятся тренинги.

Проведение  занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой  подготовительной работы, как, впрочем, и при других формах групповых  занятий («деловая игра», «круглый стол» или семинар-дискуссия и т. д.).

Подготовка  включает в себя:

а) работу над планом-сценарием тренинга;

б) работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой  на тренинг (это обычно делается посредством заблаговременно вручаемых им вопросов-проблем по изучаемой теме);

в) самоподготовку преподавателя (он продумывает свое поведение на тренинге: как ставить  вопросы, как реагировать на ответы или реплики, на спорные ситуации; драматизировать ситуацию спора  или соглашаться с одной из спорящих сторон; высказываться самому или требовать высказывания вариантов решения участников группы; как реагировать на явно неверные решения; как и когда делать обобщающие выводы; за что и как оценивать активность студентов в ходе тренинга и т. д.);

г) распределение  ролей между участниками, хотя роли могут получить не все, а большинство  окажется в роли как бы сторонних  наблюдателей и невольных критиков, и в этом качестве принимать самое  деятельное участие в тренинге.

В ходе тренинга на исполняемые роли могут переназначаться другие участники тренинга. Роли могут быть самые разные. Они зависят от темы занятия.

Плюсы интерактивного обучения:

• включенность каждого ученика в решение  творческих задач «не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания»;

• оптимизация  познавательной деятельности и межличностных  отношений, ведущая к «становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося»;

• более  продуктивное, чем ранее, «мотивированное  овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности»

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

ученику:

·        развитие личностной рефлексии;

·        осознание включенности  в общую  работу;

·        становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

·        развитие навыков общения;

·        принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

·        повышение познавательной активности

Информация о работе Активные методы обучения