Активные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Активные методы обучения — это методы, которые побужда¬ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. При обсуждении термина методов активного обучения специалисты имеют разные мнения.

Содержание

Введение. 3
1. Активные методы обучения. 5
2. Характеристика основных активных методов обучения 8
2.1 Анализ конкретных ситуаций (case-study) 10
2.2 Семинар-дискуссия 11
2.3 «Круглый стол» 14
2.4 Мозговой штурм 22
2.5 Деловая игра 26
3. Применение активных методов обучения на уроках иностранного языка. 28
3.1 Игра – средство активизации лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности. 28
3.2 Инсценирование – вид игровой деятельности на уроках ИЯ. 31
3.3 Ролевая игра – эффективнейшее средство мотивации при изучении ИЯ. 32
3.4 Современные телевизионные игры на уроках ИЯ. 33
3.5 Нетрадиционный урок – одно из сильнейших средств мотивации при изучении ИЯ. 34
Заключение 34
Список литературы: 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

      -" Guess ...! "  
а) перед тем, как загадать загадку, ученик рассказывает о своей семье. Guess my viddle: His name is John. . Не is not my uncle. Не is not my father. Не is not my grandfather Who is he?. 
b) для этой игры нужно иметь короны, на эмблемах которых изображен какой-либо вид спорта. Ученик закрывает глаза, а учитель закрепляет корону на его голове, то есть все, кроме этого ученика знают, каким видом спорта он занимается. При помощи вопросов товарищей учащийся должен угадать это. Он задает вопросы: "Саn I run well? " Все отвечают на них, и он должен догадаться, каким видом спорта он занимается.

3.2 Инсценирование – вид игровой деятельности на уроках ИЯ.

     Особый  интерес у малышей вызывает игра " театр". В основу этой работы положены принципы:

а) никакой подготовительной работы (сценарий, костюмы и т.д.). 
б) инсценировка происходит прямо на уроке в течение 5-10 минут. 
в) материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся сказки или их фрагменты. (turnip, Red riding flood)

     Использование театра на уроках показало эффективность  этого приема, прежде всего для  развития навыков и умений не подготовительной устной речи. Дети не остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа. Театральные постановки на уроке - сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.

3.3 Ролевая игра – эффективнейшее средство мотивации при изучении ИЯ.

     Эффективным методом для нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету и  повышения у них мотивации  учения является также ролевая игра. Формы ролевой игры на уроках иностранного языка различны. На начальном этапе  обучения - это сюжетная ролевая игра сказочного содержания, для среднего школьного возраста - сюжетная ролевая игра бытового содержания, на старшем и среднем этапе имитационная ролевая игра познавательного содержания и на старшем же этапе имитационная деловая игра. В сюжетных ролевых играх использовать фотоальбомы, книги, журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, куклы с набором одежды, игрушки. Темы игр близки детям - разговор о членах семьи, о профессиях, о явлениях окружающего мира, о режиме дня и т.д. Способность младших школьников играть выражалось в том, что учащиеся с готовностью принимают игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет.

      " Теремок " - обитатели теремка  задают "гостям" вопросы и только  после правильных ответов разрешают  войти. Если это по теме " Seasons ", то вопросы могут быть следующие: Who are you? What season is it now? What is the weather today? Etc.

     Для разработки сюжетов ролевых игр  бытового содержания можно выделить такие сферы речевого общения: в  школе, на уроке, в столовой, в библиотеке, у врача, в спортзале, дома - на кухне, на отдыхе, на улице, в театре, в музее, на стадионе и т.д.

     Можно также провести дискуссию по прочитанному произведению, где бы приняли участие "противники" и "сторонники" книги, но для проведения такой дискуссии должны быть очень хорошо подготовленные дети, с хорошим словарным запасом.

     Деловая игра позволяет имитировать ситуации, которые могут возникать в  будущей профессиональной деятельности участников.

3.4 Современные телевизионные игры на уроках ИЯ.

     Особый  интерес у учащихся, независимо от возраста, вызывают игры, которые демонстрируются  сейчас по телевидению: " Поле Чудес ",  
" Звездный час ", " Счастливый случай”.

     "Поле  Чудес" - в эту игру может  играть вся группа. Специальный  круг, похожий на телевизионный, повышает интерес. На доске - закрытые карточками слова, которые нужно угадать. Игра может проводиться на материале любой изученной темы. Кроме секторов, дающих возможность учащемуся назвать букву, можно включить сектор " ? " - вопрос задает по этой же теме учитель, сектор " + " - можно открыть любую букву, сектор "банкрот " - но можно избежать его, прочитав стихотворение на немецком языке, сектор " " - нужно спеть песню на немецком языке.

     "Звездный  час" - это своеобразный тестовый  контроль аудирования, проверки усвоения изученного лексического и грамматического материала, навыков говорения. Все учащиеся, даже слабые, принимают участие в игре, хотя бы в одном из его этапов. Для проведения игры нужно подготовить: кубики, на каждой стороне которого - буквы алфавита (немецкого или английского). Звездочки, вырезанные из картона, указатели - дети поднимают их при ответах (указатель - это небольшой круг, вырезанный из картона, с приклеенной к нему снизу вертикальной полоской картона, на круге цифры от одного до пяти; листок плотной бумаги, на котором написано длинное слово на иностранном языке (с большим количеством букв)). На доске заранее помещены один или два теста; в распоряжении учителя - тесты для аудирования; призы.

     " Счастливый случай " - группа делится на две команды (две семьи), садятся по обе стороны от ведущего. Можно проводить самые разнообразные геймы на самые различные темы. Например, подводим итоги по одной теме, а лучше в конце учебного года обобщающее повторение по двум-трем темам (в сильном классе).

3.5 Нетрадиционный урок – одно из сильнейших средств мотивации при изучении ИЯ.

     Существует  и так называемые нестандартные  уроки: такие как урок – пресс - конференция, урок-конференция, урок-день рождения, урок-вертушка,  урок-сватовство. Такие уроки желательно проводить в сильных классах, они требуют большой подготовительной работы, как со стороны учителя, так и учащихся и эти затраты окупаются сторицей.

Заключение

     Изучение  научной  и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество  выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

     Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное  принятие имеющегося знания каждым учеником.

     Преимущество  всех рассмотренных мной методов  технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у  учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

     Отличительная особенность развития образования  в мире в настоящее время –  повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование один из важнейших национальных проектов, который поставил президент В.В. Путин перед правительством и учителями.

     Активные  методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды,  а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

     Активные  методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.

     Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие. 
 
 
 

Список  литературы:

 
  1. Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле. – М.: Феникс, 2002
  2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001.
  4. Бордовская Н.В. Педагогика. – М., 2000.
  5. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология.
  7. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960
  8. Сластенин А.С. Педагогика. –М., 2004.
  9. Гальскова Н.Д., Горячев А.Ю., Никитенко З.Н., Соловцова Э.И., “Обучение иностранному языку: поиск новых путей” – ИЯШ, 1989 г., № 1, стр. 13-19
  10. Бим И.Л. “Обучение иностранному языку: поиск новых путей (концепция лаборатории ИИ содержания и методики обучения АПН СССР)”, стр. 19-26
  11. Бабинская Т.К., Маслыко Е.А. “Настольная книга учителя иностранного языка”, Москва, Высшая школа, 1998 г.
  12. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.
  13. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М., “Язык и дети”, Москва, 1981 г.
  14. Бочарова Л.Н. “Игры на уроках английского языка на начальном и среднем этапе обучения”, ИЯШ, 1996 г., № 3
  15. Манилова М.Я. “Игра на уроке английского языка”, 1997 г., № 1
  16. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество России, 2000 г.

Информация о работе Активные методы обучения