Административная школа управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:30, контрольная работа

Краткое описание

Управленческой деятельностью занимались и другие представители этой школы. Так Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии, Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс». Следовательно, работая в организации на разных уровнях управления, представители школы научного управления и классической школы имели различные взгляды на проблемы управления организацией. Создатели школы научного управления основное внимание уделяли повышению эффективности производства, тогда как представители классической школы считали главным совершенствование управления организацией в целом.

Содержание

1.Введение
2.Что такое управление?
3.Классификация принципов управления по А.Файолю
4.Советы А.Файоля молодым управляющим (менеджерам)
5.Различия во взглядах А.Файоля и Тейлора
6.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрошка.docx

— 31.41 Кб (Скачать файл)

Файоль выделял еще шестую —  административную функцию, которая  отличается от пяти других функций  управления. Административная функция  оказывает воз­действие только на персонал предприятия. При этом Файоль предостерегал  от возможности смешения административной функции с понятием «правления». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям  на основе наилучшего использования  всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций.

 

Управление Файоль рассматривал в  качестве шестой функции, действие которой  должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства  между административной функцией и  правлением.

Фойоль рассматривал предприятие  как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения  эффективности деятельности предприятия  за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют  жесткого исполнения. Они гибки и  подвижны, и их применение зависит  от меняющихся обстоятельств, от состава  работников и т. д.

 

Классификация принципов управления

в теории А.Файоля

Файоль сформулировал 14 принципов  управления:

 

1.Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

Этот принцип, может быть, применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых  оно не приносит желаемых результатов.

 

2.Полномочия и ответственность. Полномочия — это право распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право  отдавать приказы. Власть непосредственно  связана с ответственностью. Различают  должностную (официальную) власть и  личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника.

В современных условиях этот принцип  звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.

 

3.Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции.

Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей  всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.

 

4.Единоначалие (единство распорядительства). Работ­ник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

Сформулировав этот принцип, Файоль вошел  в противоречие с рекомендациями Тейлора, который считал, что рабочие  могут подчиняться разным функциональным руководителям.

 

5.Единство направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя.  При наличии нескольких  групп для координации   их деятельности  необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал:  «Один руководитель и единый  план для совокупности операций, имеющих общую цель».

 

6.Подчиненность личных (индивидуальных) интересов — общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах — задачей руководителя является их примирение.

 

7.Вознаграждение персонала, т. е. цена оказываемых услуг. Работники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.

 

8.Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности.

Небольшие предприятия имеют высокую  степень, централизации, а крупные  — меньшую. Выбор правильного  соотношения между централизацией и децентрализацией позволяет достичь  наилучших результатов.

 

9.Склярная цепь (иерархия). Склярная цепь — это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей   низового   звена).   Склярная   цепь   определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

Рациональная структура управления организацией тре­бует наличия наряду с иерархией горизонтальных связей.

 

10.Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный».  Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место — для всего и все на своем месте».      

 

11.Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.     

 

12.Стабильность рабочего места дня персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работнику необходимо определенное время для овладения требуемыми навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

 

13.Инициатива.   Проявление   предприимчивости и инициативы не только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием».

 

14.Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия, Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

 

Предложенная  Файолем  классификация  принципов управления  способствовала  упорядочению  управленческого  процесса.   Файоль  подчеркивал  универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что  предложенная им система принципов  не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для  дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и  обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике — это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства  меры». Многие из приведенных выше признаков  не утратили своей актуальности и  в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

Файоль рассматривал теорию управления (в его терминологии — администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской  деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности  предприятия.

   Файоль   выделил   важнейшие   принципы:   единство командования  и руководства. По мнению Файоля, для достижения определенной  цели должны быть соответствующая  программа и единый руководитель. Нарушение этого принципа приводит  к неправильному разграничению  функций внутри организации. В  отличие от Тейлора,   Файоль   отрицает  необходимость   наделения  функциональных работников административными  правами  и  впервые указывает  на необходимость создания штабов, которые не должны обладать  правом руководства, а только  осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования  организации.

Особое внимание Файоль уделил составлению  прогноза и плана. Он указал на необходимость  краткосрочного и долгосрочного  планирования в каждой организации, а также на необходимость планирования в национальном масштабе, исходя из потребностей общества в целом и  в особенности производства.

Заслугой Файоля является утверждение  о том, что каждый член общества нуждается  в большей или меньшей степени  в знании принципов административной деятельности.

Таковы основные положения административной школы Файоля. Главным в ней  Файоль считал сам метод анализа  и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу  подготовки руководящих кадров, решительно выступая против существующей системы, опирающейся на инженерные дисциплины. Основным для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Мастерство же управленческих работников может быть достигнуто по мере про­движения их по служебной лестнице.

Файоль ставил задачу — научить  промышленных администраторов такому управлению занятыми на пред­приятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем  концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном  предпринимателем. Последнее требует  создания науки об управлении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».

 

Особое внимание школа Файоля уделяла  разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был  составлен перечень качеств, в число  которых вошли, следующие:

 

·     здоровье и  физические качества;

 

·     ум и интеллектуальные способности;      

 

·     моральные  качества (сдержанность, воля, настойчивость, решительность в принятии ответственных  решений, чувство долга и т.д.);

 

·     хорошее  общее образование;

 

·     способность  управлять людьми (предвидение, уме­ние  разработать  план  действий,   организаторские способности, умение воздействовать на людей для выполнения поставленных целей, искусство обще­ния, коммуникабельность, умение контролировать действия подчиненных);

 

·     знание всех наиболее важных функций и направлений  деятельности предприятия;

 

·     подлинная   компетентность   в  деятельности   конкретного предприятия.

 

Советы А.Файоля молодым  управляющим (менеджерам)

 

 Особого внимания заслуживают  советы Файоля молодым управляющим  (менеджерам). Наиболее интересными  среди них являются следующие:

 

1.   дополняйте  свои  технические знания   «умением распоряжаться, предвидеть, организовывать и контролировать». «Вас будут судить не по вашим знаниям, а по вашим действиям»;

 

2.   получайте «необходимые  ценные  дополнения   к вашему образованию» общением с руководителя­ми;

 

3.   при общении с рабочими тщательно взвешивайте свои слова и не делайте незаслуженных замечаний. Всесторонне изучайте поведение, характер, сноровку и даже личную жизнь рабочих;

 

4.   при благоприятных отношениях с руководителями не злоупотребляйте их доверием;

 

5.   при оценке окружающих вас людей соблюдайте должную сдержанность и меру, не допускайте не­ обоснованной и недоброжелательной критики;

 

6.   постоянно пополняйте свои знания и не отставайте от достижений современного общества.

 

Обращаясь к молодым менеджерам, Файоль писал: «Вы принадлежите к... интеллигенции, поэтому не должны отставать  от передовых идей во всех областях».

 

Различия во взглядах А.Файоля и Тейлора

 

Взгляды Файоля и Тейлора имеют  принципиальное отличие. У Тейлора  рабочий является одним из элемен­тов производства наряду с предметами труда  и орудиями производства. Файоль же рассматривает рабочего как «социально-психологического индивида». Файоль выдвигал на первый план «социально-организационную задачу», у Тейлора она растворяется в  задаче общеорганизационной.

Файоль во многом пошел дальше Тейлора. В частности, он предпринял попытку  с теоретических позиций исследовать  «социальный организм» предприятия, в то время как Тейлор практически  все свои усилия направлял на рационализацию «материального» организма.

Следует отметить, что позднее в  американской практике, а за нею  и в других странах, тейлоризм  и файолизм слились в единую концепцию, известную как школа «научного  менеджеризма».

 

Список литературы

 

1.   Коротков Э.М.  Концепция менеджмента   /Москва 1996г.

 

2.   Чудновская С.Н.  История менеджмента    /Санкт-Петербург  2004г.

 

3.   Коротова Н.В.  История мирового менеджмента     /Москва 2002г.

 

4.   Менеджмент в  России и зарубежом          /выпуск№1 1997г.

 

5.   Басовский Л.Е.  Менеджмент    /учеб.пособие  Москва  2003г 

 

6.   Классики менеджмента   /энциклопедия под редакцией Малькольма  Уонера Санкт-Петербург 2001г.

 


Информация о работе Административная школа управления