Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 02:06, контрольная работа

Краткое описание

Поступление ребенка в детский сад связано с изменением социальной ситуации развития, расширением круга общения, появлением новых требований и в связи с этим предполагает адаптацию ребенка к изменившимся условиям. Понятие «адаптация» в научной литературе трактуется как «процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования» [Костяк 2008: 30]. В основном адаптацию связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения.

Содержание

Психолого-педагогические обоснования понятия «адаптация».
Особенности развития детей раннего возраста.
Характеристика методов и приёмов работы воспитателя с детьми, обеспечивающих спокойный и безболезненный переход ребёнка из домашних условий в детский сад.
Работа дошкольного учреждения с семьёй ребёнка раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Педагогические выводы и рекомендации по проведению и организации детей раннего возраста.
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптция. Лёхе.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

     Старший воспитатель и психолог рассказывают о возрастных особенностях детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние, дают рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые помогут малышам спокойно войти в новые условия жизни:

     – привести домашний режим в соответствие с режимом группы;

     – познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;

     – по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;

     – расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т.п.

     В августе, за 10-15 дней до начала второго этапа адаптационного периода – приема детей в группу, – проводится второе родительское собрание, на котором заведующая рассказывает о режиме работы группы, необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни. Родители узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально-типологических особенностей и от того, как его подготовили к этому серьезному этапу жизни. Заведующая сообщает, что адаптационный период будет проходить под контролем медико-педагогической службы с участием психолога, подчеркивает: для успешного проведения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых – родителей, воспитателей, медицинских работников, старшего воспитателя и психолога. Одно из главных условий успешной адаптации ребенка – присутствие мамы.

     Старшая медицинская сестра дает рекомендации по профилактическим мероприятиям с детьми (обработка носоглотки, витаминизация, рацион питания, щадящий режим в домашних условиях и т. д.), объясняет родителям, почему дети все же могут заболеть.

     Старший воспитатель рекомендует в оставшиеся до прихода детей в дошкольное учреждение дни формировать у них положительное отношение к детскому саду. Все члены семьи должны радоваться, удивляться: «Смотрите-ка, а Танюшка совсем большая стала, уже в детский сад собирается! Там хорошо, весело, интересно!». Можно вспоминать яркие события из собственной «детсадовской» жизни; придумывать истории о том, как игрушечный мишутка отправился в детский сад.

     Старший воспитатель также рассказывает о том, какие задачи будут решаться всеми взрослыми на этом этапе адаптационного периода.

     Психолог подробно описывает поведение мамы в первые дни совместного с ребенком посещения учреждения: чтобы не вызывать у малыша тревоги, напряжения, не следует прижимать его к себе, брать на руки; необходимо спокойно относиться ко всем предложениям персонала, помогать воспитателю в выполнении наиболее трудоемких режимных моментов (сборы на прогулку и др.), но не подменять его в учебно-воспитательном процессе (не устраивать игр, хороводов и т.п.). Главная задача мамы формировать положительное отношение к воспитателю – интересному, доброму взрослому; быть помощником в решении текущих задач на каждой ступени иерархической лестницы.

     В конце собрания под руководством медико-педагогической службы учреждения устанавливается очередность наполнения группы новыми детьми [Теплюк 2003: 47-48]. 

  1. Педагогические  выводы и рекомендации по проведению и организации детей раннего возраста

     Подводя итог данной работы, укажем, что адаптация  детей раннего возраста к ДОУ должна осуществляться с учётом возрастных особенностей ребёнка в процессе взаимодействия всех специалистов детского сада при поддержке родителей и включает психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу. Консультирование педагогов и родителей предполагает оказание помощи рекомендательного характера в связи с проблемами поведения общения и эмоционального самочувствия ребёнка.

     Отметим, что длительность адаптации зависит  от индивидуальных особенностей малыша: активный любознательный привыкнет к новым условиям значительно быстрее.

     Следует пораньше укладывать детей на ночной сон после тёплой ванны. Во время  адаптационного периода важно создать  в доме спокойную обстановку, с понимание относиться к немотивированным капризам ребёнка, больше гулять с ним, играть.  

     Библиография

  1. Ватутина, Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.
  2. Васильева, Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / Е. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 10.
  3. Жадинец, М. Ребёнок идёт в детский сад [Текст] / М. Жадинец // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 9.
  4. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребёнка в детском саду [Текст] / Т.В. Костяк. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
  5. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
  6. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования [Текст] / Под ред. Т.Н. Дороновой, Т.И. Ерофеевой. – М.: Обруч, 2010. – 304 с.
  7. Соловьёва, Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада [Текст] / Е. Соловьёва // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 8.
  8. Теплюк, С.Н. Как подготовить малыша к детскому саду [Текст] /                  С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 8.
  9. Теплюк, С.Н. Улыбка малыша в период адаптации [Текст] /                  С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3,4.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Для этой цели нами разработаны психолого-педагогические параметры, которые дают возможность прогнозировать течение адаптации и предполагают индивидуальные подходы к детям в дошкольном учреждении и семье триод адаптации.

     Подходы состоят из трех блоков:

     введение  детей, связанное с удовлетворением  органичес--:требностей;

     :вень нервно-психического развития; •   некоторые черты личности ребенка (схема). Данные о ребенке проставляются в баллах либо просто запи-_ з   - ~ея словами. .-_-: лиз показывает, что уже в раннем возрасте (второй-тре-" | ы жизни) наибольшее значение в период адаптации име-эовень социализации, в частности наличие или отсутствие :тния ребенка со сверстниками. Немаловажную роль игра->:;мирование таких черт личности, как инициативность,

     т :ятельность, умение решать «проблемы» в игре.

     ": г. эжительное влияние на течение процесса адаптации ока-

     кн  вопрос его организации. Желательно, чтобы воспита-

     :   ^ганее познакомился с детьми, поступающими в детское

     и •   льное учреждение, а именно весной, и проводил прием по

     1  *1 
 
 

     А   даптационньщ период - серьез-V    1\ ное испытание для малышей до X л.3,5-4 лет.- вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.         2.

     О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи'(Н.М. Аксарина, Р.В. ТошюваТЯмпольская, Ё~Шмйдт~-Кольмер, В. Манова-Томова и др.З«Мож-но!?1юльшой~дсщеЖ1зё]5отггаости предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», - отмечала Е.И. Морозова (1999)-

     Анализ  деятельности дошкольных учреждений в период адаптации показывает, что эта проблема - одна из плохо-решаемых. Воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотного построения взаимоот-нршений с родителями новичков. Г~~'~ В связи с этим старшему воспитателю I и психологу необходимо усилить рабо-I ту с персоналом в этом направлении: ( систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка (Г.М. Лямина), этапы развития общения взрослого с ребенком (СЮ. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева), практическое применение этих знаний в ус-..   . ,■'"'

     V    1\ ное испытание для малышей до X л.3,5-4 лет.- вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.         2.

     О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи'(Н.М. Аксарина, Р.В. ТошюваТЯмпольская, Ё~Шмйдт~-Кольмер, В. Манова-Томова и др.З«Мож-но!?1юльшой~дсщеЖ1зё]5отггаости предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», - отмечала Е.И. Морозова (1999)-

     Анализ  деятельности дошкольных учреждений в период адаптации показывает, что эта проблема - одна из плохо-решаемых. Воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотного построения взаимоот-нршений с родителями новичков. Г~~'~ В связи с этим старшему воспитателю I и психологу необходимо усилить рабо-I ту с персоналом в этом направлении: ( систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка (Г.М. Лямина), этапы развития общения взрослого с ребенком (СЮ. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева), практическое применение этих знаний в ус-..   . ,■'"'

     ловиях  адаптации (НД Ватутина), диагностическая методика адаптационного профиля (Е.И. Морозова). | Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации (см.: Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3). г Следует сразу же пояснить, что иерархическая лестница применительно к данной проблеме предполагает последовательное расположение задач не в смысле их соподчинения, а в порядке очередности их решения при жестком условии: без успешного решения задач предыдущей ступени невозможно эффективное движение вверх. {/ 
 

     Адаптация психологическая — процесс и результат активного приспособления человека к требованиям общества в соответствии с собственными интересами и потребностями.

     Адаптация социальная — процесс и результат активного приспособления человека к условиям социальной среды.

     Адаптация физиологическая — свойство организма целесообразно и пластично перестраивать свои функции в соответствии с требованиями внешней среды.

     ной и гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни, основанной исключительно на оценке поведенческих и познавательных характеристик каждого из них Первое знакомство с дошкольным учреждением, как правило, проходит на прогулке (в утреннее или вечернее время) и длится не более 30—40 минут. В день можно принимать до четырех детей (по одному человеку на начало прогулки и к ее окончанию), У каждого малыша свой ритм адаптации. С учетом этого время пребывания ребенка в детском саду увеличивается постепенно: сначала он приходит только на прогулку, затем к началу утренних занятий и уходит домой к концу прогулки. Завтрак, обед и дневной сон должны проходить в домашней обстановке. Со временем ребенок будет обедать в дошкольном учреждении, а потом - завтракать, а к окончанию адаптационного периода и спать днем вместе со сверстниками.

     • На время адаптационного периода следует несколько скорректировать режим дня. Первые 15-20 дней выводить детей на прогулку сразу после завтрака, заменить предусмотренные по сетке игры-занятия на развлечения, подвижные игры, наблюдения за животными в живом уголке и на прогулке.

     •  Воспитателю следует работать спокойно, без напряжения, доброжелательно встречать нового ребенка и его маму. В трудные моменты проведения режимных процессов нужно опираться на непосредственную помощь мам, находить возможность в присутствии детей делать подарки-самоделки, дарить их всем детям.

     • С целью снятия эмоционального дискомфорта и напряженного состояния ограничить число взрослых, посещающих группу (завхоз, музыкальный работник и др.).

Информация о работе Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению