Авторская педагогическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:37, реферат

Краткое описание

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

Концепции, ориентированные на коллективное воспитание В.А. Караковского, основанны  на общечеловеческих ценностях, идеях  коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем.

 

 

 

 

 

 

 

Авторская педагогическая система Е.А. Ямбурга

Адаптивная модель школы

Разработанная московским педагогом Евгением Ямбургом модель адаптивной школы становится все  более популярной.

Ее суть - адаптация учебной системы  к возможностям и потребностям школьника, в отличие от традиционной школы, где все наоборот. Переделать школьную систему под ребенка - идея не новая, однако методика Ямбурга отличается особой гибкостью и этим во многом и интересна.

То есть это школа, где методы работы с учениками, формы обучения и подходы к организации учебного процесса подбираются в зависимости от того, какие дети учатся в том или ином конкретном классе. Не ребенок адаптируется в школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Как результат - разноуровневая система обучения, дающая возможность каждому ученику реализоваться. Сегодня в центре образования 237 педагогов и 2020 учеников. При нем действуют театральная студия, школа художественных ремесел и даже парикмахерская (персонал - сами учащиеся).

Школа, известная по имени  ее директора и разработчика адаптивной модели образования Евгения Ямбурга (официально - Центр образования N 109), находится на юго-западе Москвы и  состоит из нескольких подразделений (детский сад, младшая школа, средняя  и старшая школа, конно-спортивный клуб и т. д.).

Условия, в которых  по восемь-десять (а то и больше) часов  в день будет находиться ваш ребенок, - фактор, заслуживающий особого  внимания. Каждая школа в идеале должна иметь свое лицо. В этой - никаких  серо-зелено-голубых стен, атмосфера, в которой проводят время дети, не должна отдавать казенщиной. Другой принципиальный момент - есть все, что нужно для учебного процесса. Однако в ЦО о количестве компьютеров и прочего оборудования упоминать не принято, главное - техника обучения. Между тем недавно центр приобрел партию ноутбуков для учеников коррекционных классов. Достаточно показательно. Если речь идет о частной школе, тот тут уж сам бог велел организовать "удобства" на уровне выше среднего. А вот государственные учебные заведения, как правило, в этом отношении не блещут. В прямом и переносном смысле. Евгений Александрович говорит, что сам, приезжая с инспекциями в другие школы, в первую очередь обращает внимание на состояние сантехнических помещений, и специально показывает мне туалеты и умывальники - светлые кафельные полы, цветы, рыбки в аквариуме...

На стенах - шаржи на учителей, видимо, для создания неформальной атмосферы. Естественно, никто не обижается - так принято. Уменьшенная копия  директора школы, изготовленная из папье-маше, - прямо перед его кабинетом.

Главные принципы адаптивной школы - ориентация в первую очередь  на особенности ребенка (как психические, так и физические), гибкий подход к обучению и отсутствие жесткого отбора на входе.

Гибкий подход, декларируемый адаптивной школой, - это возможность постоянно выбирать. В том числе и приемы обучения. Скажем, в вальдорфских школах учатся только по вальдорфским канонам, в школе Амонашвили - в соответствии с одноименной методикой. А здесь педагогический инструментарий может быть любым. Главное - чтобы он подходил детскому коллективу.

Коррекционные классы рассчитаны на детей, требующих повышенного внимания со стороны педагогов, на тех, кому учиться  в обычном классе будет трудно. Учиться в гимназическом или  лицейном классе более престижно, чем в общеобразовательном, но и гораздо сложнее. Например, в лицейном лингвистическом изучаются два иностранных языка, в медицинском серьезный акцент делается на химию и биологию и т. д.

Примечательно, что переходы от одного этапа школьной жизни к другому в адаптивной школе максимально щадящие. Так, часть первых классов находится на территории детского сада, то есть поступившие в них малыши пребывают в знакомой обстановке; часть пятых по той же схеме - на территории начальной школы.

Кстати, обучение в гимназических  классах начинается не с пятого года обучения, как в других российских школах, а с шестого. На пятом же дети привыкают к новым педагогам, новой системе построения учебного процесса и т. п. Для учеников и  это - достаточно серьезный стресс, подчеркивает Евгений Ямбург.

Занятия В ЦО N 109 продолжаются примерно до часа-двух дня. А после начинается самое интересное.

Например, у школы есть своя конюшня  с 27 лошадями. Дело в том, что администрация  ЦО решила ввести в школьный обиход иппотерапию. Показаний к ее применению множество. Так, даже у детей с ДЦП, которые регулярно ездят верхом, улучшается координация движений, появляется чувство уверенности в себе. Действенна иппотерапия и при менее серьезных проблемах со здоровьем.

Однако это не все. При ЦО функционирует клуб путешественников "Зюйд-Вест", члены которого зимой разрабатывают маршруты походов по Волге (эту реку ямбуржцы осваивают уже 15 лет), ищут информацию в интернете о каждом участке пути, шпаклюют плавсредства - школьный флот насчитывает 15 шестивесельных ялов (у ЦО есть еще и два собственных теплохода). В плавание по Волге отправляются летом. С одной стороны - это все интересно и, безусловно, познавательно. С другой - есть еще одна возможность перемешать самых разных детей и подростков. В походе ведь все в одной команде, кто, как и в каком классе учится, уже большого значения не имеет.

Речные путешествия, лошади - вещи уже привычные и для школьников, и для учителей. Но педагогика на марше: ЦО N 109 реализует новый проект - совместно с питомником собак. Ученики центра теперь там частые гости. "Статистика свидетельствует, что в большинстве случаев ребенок, у которого есть дома собака, учится лучше, - рассказывает Евгений Ямбург.- Причина проста: уход за собакой - кормление, выгуливание - дисциплинирует, вырабатывает ответственность. Кроме того, мы учим наших учеников общаться с разными детьми. В том числе и с инвалидами. Первая реакция наших ребят, впервые появившихся в интернате, - шок, они никогда не видели детей на колясках. Хозяева смущены, но мы пришли с собаками, и через них, как через посредников, дети все-таки начали общаться. В общем, это довольно серьезная научная работа, которую мы планируем продолжать".

 

Авторская педагогическая система А.С. Макаренко

 

Педагогическая система А.С. Макаренко основана на трех взаимосвязанных принципах. Принцип первый: труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе. Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами. Отсюда - принцип второй: самоуправление. Организовать его без соблюдения первого принципа невозможно, потому что чем тогда всерьез управлять?

Принцип третий: коллективная ответственность. За проступок одного отвечает вся группа (отряд). Однако коллектив может быть заинтересован  в дисциплине (а значит, и в  осуждении ее нарушителя) только в  том случае, если от дисциплинированности каждого зависит благосостояние (не только материальное!) всех и если ребята сами могут участвовать в установлении границ этой дисциплины.

Педагоги особо отмечают гуманистическую направленность педагогической системы А.С. Макаренко, говорят о  том, что она создает базу для полноценного развития личности, готовит детей к реальной жизни со всеми ее трудностями и проблемами, во многом помогает детям чувствовать себя хозяевами и творцами своей жизни 
Макаренко ставит в центр воспитания ценностное отношение к труду, что особенно актуально сегодня, когда сознание значимости труда у молодежи явно снижено. Его педагогическую концепцию можно охарактеризовать как оптимистическую (с приоритетом категории будущего), социально-личностную (первенство общности) и как концепцию целостного развития личности (основанного на волевой активности). В авторских материалах А.С.Макаренко отмечается: на основе коллективной трудовой организации «удалось создать крепкую и дружную семью и найти интересные и оригинальные формы внутренней организации»; в основу воспитания здесь положена не «логика труда», а «логика хозяйства», которое «должно отличаться развитием, мощностью, прибыльностью, веселым тоном». Душа общинно-коллективистской педагогики Макаренко - социальный оптимизм, устремленность в будущее, идея «возвышения человека» в процессе созидания и творчества.

Особенность педагогической системы А.С.Макаренко - это правоотношение целей и средств воспитания, их диалектическая взаимосвязь, которая  и составляет суть педагогической логики: зрения этой логики, мы не можем допустить никакого средства, которое не вело бы к поставленной нами цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторская педагогическая система  В.С. Библера

                   «Диалог культур»

 

    Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарного университета, г. Москва.

Проблема диалога в  обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она  сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В системе «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика системы, определяющая и ее цель, и содержание.

В основу системы «Диалога культур» положены идеи М. М. Бахтина  «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «философской логики культуры» В. С. Библера.

Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь  является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.

Классификационные параметры системы

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской  основе: диалектическая.

По основному  фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции  усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН +2) СУД.

По характеру  содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

По организационным  формам: традиционная классно-урочная с элементами групповой.

По подходу  к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.

По категории  обучаемых: продвинутого уровня.

Целевые ориентации

• Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры.

• Обновление предметного  содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.

Концептуальные  идеи

• Диалог, диалогичность  есть неотъемлемый компонент внутреннего  содержания личности.

• Многоголосье мира («карнавал  мироощущения» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.

• Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так  как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру.

• Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование  и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

• Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени).

В системе «Диалога культур» диалог выступает в двух функциях:

1. Форма организации  обучения.

2. Принцип организации  самого содержания науки:

а) диалог - определение  самой сути и смысла усваиваемых  и творчески формируемых понятий;

б) диалог культур в  контексте современной культуры развертывается вокруг основных, вопросов бытия, основных точек удивления;

в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика, как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления. Особенности организации содержания (по В. С. Библеру)

1. Проецирование на  весь процесс обучения особенностей  культуры и мышления эпох:

• античное мышление - эйдетическое (образное);

• средневековое - причащающее  мышление (часть мыслится как принадлежное к демиургу);

• новое время - рационалистическое мышление, разум - все;

• современная эпоха - релятивизм, отсутствие единой картины  мира; характерно возвращение мышления к исходным началам.

2. Обучение строится  на сквозном диалоге двух основных  сфер учебного процесса: речевой стихии (и форм организации) русской речи  и исторической последовательности основных форм европейской (в основном) культуры.

3. Последовательность  классов отвечает последовательности  основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории - античной, средневековой, нововременной - как эти культуры воспроизводятся в проблемах современной культуры XX века.

1-11 классы: Точки удивления  - это «узелки» понимания, которые  станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Примеры: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка сознания; загадка предметного орудия.

          III-IV: Античная культура.

          V-VI: Культура Средневековья.

         VII-VIII: Культура Нового Времени, Возрождения.

         IX-X: Культура современности.

         XI: Класс специально диалогический. 

4. Обучение в каждом  учебном цикле строится на  основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах (1-2-й классы) нашей школы.

Информация о работе Авторская педагогическая система