Шпаргалка по дисциплине "Налоговое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 01:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содердит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Налоговое право".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры Налоговое право.doc

— 537.00 Кб (Скачать файл)

    - республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);

    - КГК РБ и его органы, Минфин РБ и местные фин. органы, иные уполномоченные органы – при решении вопросов, отнесенных к их компетенции НК РБ и другим законодательством.

          Участники налоговых  отношений, которые уже непосредственно вступили в отношения, регулируемые налоговым законодателством, признаются субъектами налоговых правоотношений.

    Субъект налогового правоотношения - индивидуально-определенный участник конкретного правоотношения, являющийся носителем субъективных налоговых прав и юридических обязанностей. Для вступления в конкретное налоговое правоотношение субъекту необходимо обладать налоговой правоспособностью и дееспособностью, т.е. налоговой правосубъектностью. Правосубъектность является основным свойством лица, делающим его непосредственным носителем налоговых прав и обязанностей, которое предоставляет ему возможность реализовывать их в налоговых правоотношениях.

  Кроме того, к участникам налоговых правоотношений относятся:1.органы, осуществляющие регистрацию организаций и ИП, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы);2.органы опеки и попечительства, соц. учреждения;3. процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля; 4.кредитные организации (банки).

 

21. Правовой статус  банковской системы  в обеспечении  выполнения налогового  обязательства.

    Специфика содержания налоговой правосубъектности  банков проявляется в том, что  они способны выступать в налоговых  отношениях не только в качестве налогоплательщиков либо налоговых агентов, но и в качестве субъектов, принимающих и зачисляющих налоговые платежи, то есть в качестве посредника между налогоплательщиком и бюджетом. Такая многогранность правосубъектности банка позволяет говорить о «триединстве» правового статуса банка в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Фундаментальной особенностью такого статуса является то, что права, обязанности и ответственность банков предусмотрены не только налоговым, но и гражданским законодательством.

    Таким образом, рассматриваемые правоотношения характеризуются сочетанием одновременно частно-правовых и публично-правовых начал.

    Весь  комплекс публично-правовых обязанностей банков в налоговых отношениях условно  можно разделить на три группы:

    1. Обязанности по исполнению поручений  на перечисление налогов.

    2. Обязанности, связанные с учетом  налогоплательщиков.

    3. Обязанности по предоставлению  налоговым органам сведений о  финансово-хозяйственной деятельности  налогоплательщиков.

    Центральной обязанностью банков в налоговых правоотношениях является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков, налоговых агентов или иного обязанного лица на перечисление налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решения налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или иного обязанного лица в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

    В рамках указанной обязанности банк должен:

    - своевременно выполнять поручения  налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов по перечислению сумм налога и (или) сбора;

    - исполнять решения налогового  органа о приостановлении операций  по счетам налогоплательщика,  плательщика сборов, налогового  агента;

    - исполнять решения налогового органа о взыскании сумм налога, сбора, пеней.

    Кроме того, на банки возложен ряд обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков. В частности, открывать счета  налогоплательщикам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; в пятидневный срок сообщать налоговому органу об открытии или закрытии счета налогоплательщика.

    Банки предстают в налоговых правоотношениях  и в качестве источника получения  информации о налогоплательщиках. Банки  обязаны предоставлять в срок налоговому органу по его запросу справки по операциям и счетам организаций или граждан-предпринимателей.

 

22. Понятие законных  представителей и  уполномоченных представителей, иных обязанных  и взаимозависимых  лиц в налоговых  отношениях. 

    Плательщик  может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через своего законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РБ.

    Личное  участие плательщика в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, не лишает его права иметь своего представителя, равно как участие представителя не лишает плательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

    Полномочия  представителя подлежат документальному  подтверждению в порядке, установленном  законодательством.

    Законными представителями плательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании актов законодательства или учредительных документов этой организации.

    Законными представителями плательщика – физ. лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с законодательством.

    Уполномоченным  представителем плательщика  признается физ. или юр. лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.

    Уполномоченный  представитель плательщика-организации  осуществляет свои полномочия на основании  доверенности, выдаваемой в порядке, установленном актами законодательства.

    Уполномоченный  представитель плательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, удостоверенной в порядке, установленном ГК РБ.

    Взаимозависимыми  лицами признаются физ. лица и (или) организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или эк.результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

    К таким отношениям относятся отношения:

    - между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации;

    - когда одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля такого участия составляет не менее 20 процентов;

    -когда одно лицо подчиняется другому по должностному положению либо одно лицо находится (непосредственно или косвенно) под контролем другого лица;

    - когда лица совместно (непосредственно или косвенно) контролируют третье лицо;

    - когда физические лица состоят в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного;

    - между вверителем, доверительным управляющим и выгодоприобретателем, а также доверительным управляющим и организациями, управление имуществом которых осуществляет доверительный управляющий.

 

23. Понятие и значение  налоговых агентов,  их права и обязанности.

    Налоговым агентом признается юр. или физ. лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, доверительный управляющий, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которые в силу НК РБ и др. актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).

    Налоговый агент имеет право:

    - получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

    - получать от налоговых органов и др.уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

    - представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

    - использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных НК РБ и иными актами налогового законодательства;

    - на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном НК РБ;

    - присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    - получать акт или справку проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту или справке проверки;

    - требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

    - требовать соблюдения налоговой тайны;

    - обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

    - на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

    Налоговый агент обязан:

    - исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК РБ;

    - по каждому плательщику вести учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин) и выдавать плательщикам по их обращениям справки о доходах, исчисленных и удержанных налогах;

    - представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);

    - обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов и сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);

    За  невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательными актами.

 

24. Основные права  плательщиков налогов.

    Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации  и физ. лица, на которых в соответствии с НК РБ, Таможенным кодексом РБ и (или) актами Президента РБ, м/н договорами РБ, в том числе м/н договорами РБ, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза, возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

    Плательщик  имеет право:

    - получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

    - получать от налоговых органов и др.уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

    - представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

    - использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных НК РБ и иными актами налогового законодательства;

    - на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном НК РБ;

    - присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    - получать акт или справку проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту или справке проверки;

    - требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Налоговое право"