Шпаргалка по дисциплине "Налоговое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 01:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содердит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Налоговое право".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры Налоговое право.doc

— 537.00 Кб (Скачать файл)

     Налоговая система должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

 

12 Налоговая политика государства

     Основные  цели государственной политики - снижение налоговой нагрузки, упрощение и  совершенствование налоговой системы. Собственно целью реформирования налоговой системы выступает достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития).

     В качестве основных направлений реформирования налоговой системы в нашей  стране  предлагается поэтапное  решение следующих наиболее актуальных для представителей реального сектора экономики задач:

     снижение  до минимума, а в последствии и  отмена налогов, уплачиваемых из выручки (оборотных налогов);

     сокращение  количества платежей за счет объединения  налогов, имеющих сходную налоговую базу;

     пересмотр формирования базы исчисления налога на прибыль;

     максимальное  упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей;

     отмена  местных целевых сборов;

     уменьшение  количества и ограничение ставок местных налогов и сборов;

     снижение  и унификация таможенных пошлин;

     расширение  налоговой базы по основным налогам  и сборам, сокращение налоговых льгот.

     упрощение налоговой системы;

     запрет  на введение налогов, не предусмотренных  налоговым законодательством.

     простота, доступность, понятность налогового законодательства, его кодификация;

     становление и повышение налоговой культуры;

     отмена, пересмотр и систематизация льгот  и др.

     Налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться. Необходимо чтобы налоги не только давали возможность, но и стимулировали коллективы к накоплению средств, способствовали вовлечению в оборот теневой экономики, способствовали повышению платежеспособности населения.

 

13.Принципы налогообложения.

     Под принципами налогообложения следует  понимать основные исходные положения  системы налогообложения.

     Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

     1) принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;

     2) принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

     3) принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

     4) принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

     Основные  принципы налогообложения  в Республике Беларусь – СТ 2 НК (общая  часть)

     1. Каждое лицо обязано уплачивать  законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

     2. Ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги, сборы (пошлины), а также  обладающие установленными настоящим  Кодексом признаками налогов,  сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией РБ, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ.

     3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

     4. Не допускается установление  налогов, сборов (пошлин) и льгот  по их уплате, наносящих ущерб  национальной безопасности РБ, ее  территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство РБ, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории РБлибо создающих в нарушение Конституции РБи принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

     5. Допускается установление особых  видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством.

 

14.Порядок  установления, введения, изменения и прекращения  действия налогов, сборов (пошлин).

     Установление, введение и прекращение действия республиканских налогов, сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о  внесении изменений и (или) дополнений в настоящий Кодекс, а по вопросам изменения плательщиков и отдельных  элементов обложения применительно к таможенным платежам – в Таможенный кодекс Республики Беларусь или Законом «О Таможенном тарифе» либо Президентом Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза.

     2. Законы об установлении, введении новых, или прекращении действия введенных республиканских налогов, сборов (пошлин), а также о внесении изменений в действующие республиканские налоги, сборы (пошлины) в части определения плательщиков, налоговых ставок, налоговой базы, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь. В исключительных случаях указанные законы могут приниматься при уточнении республиканского бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

     Установление, введение, изменение и прекращение  действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с  Кодексом принятием нормативного правового акта (решения):

     по  курортному сбору – Минского городского Совета депутатов, Советов депутатов базового территориального уровня; 

     по  местным налогам и сборам, кроме  курортного, – областных и Минского городского Советов депутатов.

     Областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать, вводить  в действие или не устанавливать, не вводить в действие местный  налог и (или) сбор либо прекратить действие ранее введенного ими местного налога и (или) сбора.

     При установлении местных налогов и  сборов местные Советы депутатов  в соответствии с настоящим Кодексом определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных  налогов и сборов, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, а также налоговые льготы по местным налогам и сборам.

     Нормативные правовые акты (решения) об установлении, введении и прекращении действия местных налогов и сборов, а также о внесении изменений в действующие местные налоги и сборы в части определения налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при необходимости в месячный срок со дня принятия закона Республики Беларусь о внесении изменений и (или) дополнений в настоящий Кодекс и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия. В исключительных случаях указанные нормативные правовые акты (решения) могут приниматься при уточнении соответствующего местного бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

     Решения об установлении, введении, изменении и прекращении действия местных налогов и сборов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом, вступают в силу после их официального опубликования и направляются установившими их местными Советами депутатов в финансовые и налоговые органы соответствующей административно-территориальной единицы в десятидневный срок с даты их принятия.

 

15.Понятие, предмет и метод налогового права.

     Налоговое право относится  к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

     Возникновение налогового права связано с необходимостью урегулировать общественные отношения по учету, исчислению и уплате в бюджет установленных законом налоговых платежей между государством в лице его органов и плательщиками. В качестве которых выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность и получающие от нее доход, а также физические лица, имеющие в собственности определяемый в налоговых нормах объект налогообложения.

     Налоговое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права.

     Предметом налогового права  являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации налоговых правоотношений.

     Эти отношения отличаются большим разнообразием  по своему содержанию и кругу участников, но одной из сторон в них всегда выступает орган государственной власти.

     В предмет регулирования налогового права могут при определенных условиях входить отдельные виды отношений, регулируемые смежными отраслями  права.

     Методом налогового права  можно назвать те специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений.

     Основной  метод налогового права - метод властных предписаний (императивный метод). Одна сторона (государство в лице уполномоченных органов) издает властные предписания, обязательные для исполнения другой стороной плательщиком). Применяется при реализации функций налоговых органов, которые дают предписания участникам налоговых правоотношений.

     В меньшей степени, нежели императивный метод, налоговому праву присущ диспозитивный  метод (гражданский метод равенства). Его суть заключается в пре доставлении субъектам альтернативной возможности выбора вариантов поведения в рамках налоговых предписаний; плательщики равны, что выражается законами о правовом режиме налогообложения.

     Налоговое право, рассматриваемое в качестве самостоятельной научной правовой теории, изучает закономерности организационно-правовой регламентации деятельности в рамках налоговой системы и налоговых правоотношений. Результатом этого является разработка способов и методов, устраняющих недостатки существующего организационно-правового аспекта налоговой системы, создание эффективного правового поля в области налоговых правоотношений с целью поддержания состояния правопорядка в налоговой сфере и повышения уровня налоговой безопасности.

     Налоговое право как самостоятельная отрасль  права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные  общественные отношения по поводу перераспределения  части собственности плательщиков в государственный бюджет на основе императивных предписаний государственной власти. Это совокупности финансово-правовых норм, регулирующих отношения в сфере налогообложения, то есть отношения, связанные с осуществлением сбора налогов и других платежей, организацией и функционированием органов налогового контроля и налогообложением на всех уровнях власти и самоуправления.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Налоговое право"