Функции налогов и их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы заключается в том, чтобы раскрыть тему - функции налогов и принципы налогообложения. Для достижения поставленной цели построены следующие задачи:
1. раскрыть термин функции налогов и их взаимосвязь ;
2. более подробно ознакомится с принципами налогообложения.

Содержание

Введение
1. Функции налогов и их взаимосвязь
2. Принципы налогообложения
2.1. Принцип справедливости налогообложения
2.2. Принцип законности налогообложения
2.3. Принцип всеобщности налогообложения
2.4. Принцип налоговой платежеспособности
2.5. Принцип равного налогового бремени
2.6. Принцип юридического равенства налогоплательщиков
2.7. Принцип удобства плательщика при уплате налога
2.8. Принцип определенности налогообложения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Функции налогов и их взаимосвязь.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому в развитие этих положений в ч. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ запрещено  установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых  льгот в зависимости от формы собственности (государственная - федеральная и субъектов Федерации, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

Исключения из этого  принципа направлены на защиту публичных  и экономических интересов общества (и государства) и содержатся в  ч. 3 п. 2 ст. 3 НК РФ: например, при ввозе  товара в Российскую Федерацию из-за рубежа допустимо установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

Принцип равенства в  социальном государстве в отношении  обязанности платить законно  установленные налоги и сборы (ч. 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.

Таким образом, равенство  в налогообложении понимается не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков и выражается в том, что за основу берется фактическая способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов налогоплательщиков. Другими словами, равенство в налогообложении понимается как равномерность обложения. Она оценивается на основе сопоставления экономических возможностей различных налогоплательщиков и сравнения той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов. То есть речь идет о сравнении налогового бремени, которое несут различные плательщики.

В настоящее время  одним из наиболее "популярных" видов попрания этого конституционного принципа, безусловно, придется признать принятую и допускаемую законодательством  многих стран практику предоставления индивидуальных налоговых льгот. В Российской Федерации предоставление налоговых льгот индивидуального характера запрещено положениями ст. 56 НК РФ.

Следует заметить, что  в доктрине конституционного права  многих зарубежных стран этот принцип  получил наименование "принципа равенства перед законом, судом и налогом", а в некоторых странах - "принципа недискриминации при налогообложении". Например, в ст. 189 Конституции Королевства Нидерландов прямо говорится, что "никакие привилегии не могут предоставляться в области налогов". В конституционном и налоговом праве

Современные исследователи  налогов считают, что "налоговая  система государства - это, пожалуй, наиболее яркое проявление соотношения  классовых и групповых интересов, социальных сил, их борьбы и компромиссов. Борьба между имущими и неимущими слоями общества, между земельными собственниками и капиталистами - все это отражалось на эволюции налоговой системы".

В настоящее время  вопрос о принципах налогообложения  по-прежнему актуален. В различных  странах ученые обращаются к исследованию этой проблемы, ключевой в процессе совершенствования налогового законодательства и налогового администрирования.

 

1.7 Принцип  юридического равенства налогоплательщиков

Следует отличать принцип  равного налогового бремени (принцип  налоговой платежеспособности) от принципа юридического равенства налогоплательщиков. Если первый берет за основу фактическую способность налогоплательщика к уплате налога, то второй ставит всех налогоплательщиков в юридически равное положение. Пункт 2 ст. 3 НК РФ прямо устанавливает, что "налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места нахождения капитала".

Исключение сделано  для таможенной сферы, где, согласно НК РФ, допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Такие меры принимаются в качестве ответной реакции на дискриминацию российских товаропроизводителей, для ценовой поддержки отечественных товаров и т.д.

 

1.8 Принцип  определенности налогообложения

 

Данный принцип означает, что налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен.

В соответствии со ст. 3 НК РФ принцип определенности налогообложения  включает в себя следующие требования: при установлении налогов должны быть определены все его элементы; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; акты законодательства о налогах и сборах должны быть опубликованы и по возможности стать известными каждому налогоплательщику; все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Определенность налога выражается прежде всего через язык нормативного акта. Принцип определенности налогообложения требует, чтобы язык налоговых нормативных актов был общедоступен для восприятия и понятен каждому, а не только налоговому инспектору и профессору налогового права.

 

1.9 Принцип  удобства плательщика при уплате  налога

 

Данный принцип означает, что государство должно при построении налога устранить формальности и упростить процедуру уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода налогоплательщиком. Принцип удобства налогоплательщика ориентирует как законодателя, так и правоприменителя на то, чтобы налог взимался в такое время и таким способом, которые представляют максимальные удобства для налогоплательщика.

Сами акты о налогах, как сказано выше, должны быть для  налогоплательщика понятны. Бухгалтерский учет и отчетность не должны отнимать много времени, особенно у субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Работники налоговых инспекций обязаны помогать отдельным налогоплательщикам составлять декларации. Точнее: налогоплательщик имеет право на такую процедуру уплаты налога, которая бы не стесняла его хозяйственной деятельности и не отнимала массу времени.

Принцип удобства налогоплательщика  охватывает не только технико-юридические  аспекты налогообложения, способствующие созданию комфортных условий для уплаты налога. Данный принцип имеет прямое отношение к системам налогообложения, которые по возможности должны быть просты и технически менее тягостны для уплаты налога. Эту цель преследует законодатель введением в Налоговый кодекс РФ специальных налоговых режимов. Объектом такого налогообложения является вмененный доход, т.е. предполагаемый доход налогоплательщика за определенный период. При этом уплата единого налога освобождает субъектов малого бизнеса от ряда налогов и отчислений во внебюджетные фонды, что делает процесс уплаты налога более простым и коротким.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Налоги являются источниками пополнения доходной части бюджета. Это безвозмездно присваиваемая часть дохода или выручки. Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог. Объект налога -- это доход или имущество, на которые начисляется налог, а источник налога -- доход, за счет которого уплачивается налог.

Важным вопросом теории налогов являются принципы налогообложения: всеобщность, справедливость, удобство, достаточность, стабильность, гибкость, выбор надлежащего источника и объекта налогообложения.

Устойчивую налоговую  систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических  отношений в обществе, созданный  производственный и научный потенциал.

Как и принципы других отраслей права, принципы налогового права  могут быть разделены на два вида: социально-правовые (они, как правило, имеют общеправовое значение - законность, правопорядок и т.д.) и специально-правовые принципы.

Принцип законности налогообложения Данный принцип является общеправовым и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение является ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничением законным, - то есть основанным на законе и, в широком смысле, направленным на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

Принцип всеобщности  налогообложения является конституционным, и закреплен в ст. 57 Конституции  Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

В соответствии с этим принципом, каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (РФ) от 12.12.1993(принята всенародным голосованием);

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) N 146-ФЗ от 31.07.1998 (принят ГД ФС РФ 16.07.1998);

  1. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение: Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 417с;
  2. Крохина Ю. А. Налоговое право: учебник - М.: . Высшее образование, 2006. - 410 с;
  3. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.

Информация о работе Функции налогов и их взаимосвязь