Функции налогов и их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы заключается в том, чтобы раскрыть тему - функции налогов и принципы налогообложения. Для достижения поставленной цели построены следующие задачи:
1. раскрыть термин функции налогов и их взаимосвязь ;
2. более подробно ознакомится с принципами налогообложения.

Содержание

Введение
1. Функции налогов и их взаимосвязь
2. Принципы налогообложения
2.1. Принцип справедливости налогообложения
2.2. Принцип законности налогообложения
2.3. Принцип всеобщности налогообложения
2.4. Принцип налоговой платежеспособности
2.5. Принцип равного налогового бремени
2.6. Принцип юридического равенства налогоплательщиков
2.7. Принцип удобства плательщика при уплате налога
2.8. Принцип определенности налогообложения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Функции налогов и их взаимосвязь.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

В настоящее время  налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного  в налоге стимулирующего и регулирующего  начала.

Суть фискальной функции  заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается  путём участия государства в  воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Однако между стимулирующей  и регулирующей функциями налогов  есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы налогообложения

 

Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 75) предусматривает установление общих принципов налогообложения и создает для этого достаточно широкую основу из положений об обязанности каждого уплачивать законно установленные налоги, о равенстве прав и свобод гражданина и человека, единстве экономического пространства, признании и защите государством всех форм собственности и т.д. Например, принцип всеобщности налогообложения вытекает из конституционного положения, нашедшего отражение в ст. 57  

Конституции РФ, которая обязывает каждого уплачивать законно установленные налоги. Поэтому  принципы налогообложения содержат наиболее общие конституционные начала и в то же время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием.

Принципы налогообложения  не просто отражают правильное понимание  практики налогообложения, но, что особенно существенно, фиксируют представление  о долженствующем. Принципы налогообложения существенны для налоговой системы, определяя ее конфигурацию и содержание. При формировании налогового права законодатель обязан учитывать принципы налогообложения. Они должны быть, с одной стороны, сформулированы как нормы - принципы, а с другой - "растворены" в налоговом праве как под отрасли финансового права. Принципы налогообложения придают качественную определенность налоговому праву, составляют, по Монтескье, его "дух". Представляется, что с учетом опыта налогообложения большинства стран мира, а также достижений зарубежной и отечественной финансовой и финансово-правовой науки практика налогообложения может базироваться на следующих принципах: справедливости, законности, всеобщности, налоговой платежеспособности, юридического равенства налогоплательщиков, определенности, удобства налогоплательщика при уплате налога, стабильности законодательства и др.

      1. Принцип справедливости налогообложения

 

В самом общем смысле справедливость применительно к  налогообложению есть форма поведения государства, определяемая равным отношением к налоговым обязанностям и правам всех граждан и организаций, причем эти обязанности (права) одинаково возлагаются как на своих граждан, так и на других людей. Будучи по своей сути морально-правовым, принцип справедливости налогообложения в отдельных странах получил закрепление на конституционном уровне. 

Анализ принципа справедливости налогообложения  позволяет выделить в нем три  элемента. Первый элемент может быть сформулирован так: каждый гражданин  обязан оплачивать работу своего государства, так как он и его собственность находятся под его защитой. Понимание налога в этом смысле возникло в древности и лежало в основании экономической деятельности любого государства.

Суть второго элемента: в случае уклонения от уплаты налога отдельными лицами государство принуждает их к этому, изымая из имущества этих лиц необходимую по закону часть. Обязанность платить налоги выступает в качестве безусловного требования государства к каждому лицу (физическому и юридическому), имеющему определенный доход и имущество. Уклоняясь от уплаты налога, гражданин не только нарушает экономические права государства, но также интересы других граждан, поскольку подобное уклонение приводит к необходимости повышения налоговых ставок и возложению на добросовестных плательщиков дополнительных обязанностей.

Третий элемент выражается следующим образом: государственные  налоги, распространяясь на граждан  и организации, возлагают бремя  на одних и предоставляют налоговые льготы другим. Статья 56 НК РФ под налоговыми льготами признает преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и заключающиеся в возможности не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Так, граждане освобождаются от уплаты налогов, получая государственные пособия по безработице, беременности и родам. Без этого элемента принцип справедливости налогообложения не обладает полнотой содержания. 

Принцип справедливости наиболее фундаментальный в системе  принципов налогообложения. На него можно смотреть с двух сторон. Во-первых, этот принцип не только самостоятелен и имеет реальное содержание, но и повседневно доминирует над другими принципами, а вечно недовольный налогоплательщик апеллирует, прежде всего к нему. 

Во-вторых, принцип справедливости налогообложения, будучи базовым, является исходным для большинства других принципов. Большинство принципов  налогообложения логически и  юридически вытекают из принципа справедливости, являются в известной мере его  составляющими. 

В российской юридической  науке данный принцип нередко  именуют принципом равного налогового бремени. 

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не разрешается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала".

Справедливая система  налогообложения - идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди, как представляется, еще очень долгий путь. Несовершенство системы налогообложения неизбежно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться.

Основной признак справедливой налоговой системы - наличие льгот. Льготы, представляющие собой определенные преимущества (освобождения, скидки, изъятия, отсрочки и т.д.) при исчислении и уплате налоговых платежей, являются необходимым элементом любой налоговой системы. Кроме того, посредством налоговых льгот осуществляется государственное регулирование экономикой страны.

Поэтому закрепление  в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения  в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую  систему более эффективной, но и  будет способствовать повышению авторитета власти, политической стабильности и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.

 

1.3 Принцип  законности налогообложения

 

Законность в сфере  налогообложения можно определить как точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний действующего налогового законодательства. Принцип законности - один из наиболее древних принципов налогообложения.

Статья 57 Конституции  РФ устанавливает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Данная статья усиливается категоричностью п. 5 ст. 3 НК РФ, в котором говорится: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом.

В принципе законности налогообложения выделяются две составляющие. Первая заключается в соблюдении законодателем при разработке и принятии налогового закона базовых идей, положений, принципов налогообложения, требований введения в действие законодательных актов. При этом, закрепляя налог как обязательный платеж для гражданина или организации, законодатель обращает особое внимание на такой существенный элемент налога, как объект налогообложения. Только закон может определить то имущество и тот доход, которые являются объектом налога.

Вторая составляющая принципа законности налогообложения заключается в применении норм налогового права, в неукоснительном выполнении (соблюдении, исполнении, использовании) всеми участниками налоговых правоотношений, включая государство, действующего законодательства.

Таким образом, принцип  законности проявляется в налоговой  сфере в первую очередь применительно  к налоговым обязанностям. Так, ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать незаконные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

 

1.4 Принцип  всеобщности налогообложения

 

Всеобщность налогообложения  может быть сведена к следующей  максиме: все классы и сословия, все  граждане обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Принцип всеобщности  налогообложения был научно обоснован  английским философом и политэкономом  Дж.Ст. Миллем в работе "Основания  политической экономии" в главе "Общие  принципы системы налогов". По Миллю, этот принцип проявляется в том, что государство при обложении налогами исключает всякие привилегии для каких-либо групп и сословий, как имущественные, так и личные. Освобождение малоимущих от отдельных прямых налогов не является нарушением этого принципа, поскольку такой подход будет способствовать улучшению жизни этих граждан и приближению их доходов к средним.

Принцип всеобщности  налогообложения закреплен в  ст. 57 Конституции РФ, согласно которой  каждый обязан платить законно установленные  налоги, и в ст. 8 Конституции РФ, устанавливающей, что каждый гражданин России несет равные обязанности перед обществом. При этом следует указать на весьма важную деталь: в то время как статья 57 Конституции РФ закрепляет налоговую обязанность лишь в отношении физических лиц, НК РФ распространяет требование всеобщности налогообложения и на организации. Разумеется, НК РФ делает исключения для отдельных граждан.

Например, в соответствии с п. 7 ст. 395 НК РФ освобождаются от уплаты налога на земельный участок  физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Подобные исключения, связанные с налоговыми льготами, вполне вписываются в принцип всеобщности обложения и только подтверждают "доброе правило социальной справедливости".

 

1.5 Принцип  налоговой платежеспособности

 

Данный принцип предполагает учет фактической способности к  уплате налога исходя из экономических  возможностей налогоплательщика. Принцип  налоговой платежеспособности имеет  в финансовой и финансово-правовой литературе и другие названия: "принцип равного налогового бремени", "принцип равномерности налогообложения", "принцип достаточности". Наиболее кратко и понятно сформулировал этот принцип Дж.Ст. Милль: с крупных доходов следует взимать большую долю налога, с небольших - меньшую долю налога. Иначе говоря, принцип налоговой платежеспособности требует, чтобы каждый налогоплательщик платил налог сообразно со своим имущественным положением.

Принцип налоговой платежеспособности ориентирует государство в сфере  налогообложения на сопоставление экономических возможностей различных налогоплательщиков и учета той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов. Месячный доход в 25 тыс. руб., который получен в результате собственного труда налогоплательщика, работающего инженером, врачом, преподавателем, имеющим семью из нескольких человек, должен оцениваться государством в плане взимания с него доли налога иначе, чем доход той же величины, но приносимый процентами на денежные средства, находящиеся на банковском счете.

Пункт 3 ст. 3 НК РФ устанавливает, что "налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными".

1.6 Принцип равного  налогового бремени

Конституционные положения  рассматриваемого принципа развиваются  в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

Информация о работе Функции налогов и их взаимосвязь