Таможенные пошлины и налоги как инструменты государственного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

Содержание

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И НАЛОГОВ
1.1Таможенные пошлины: понятие ,виды
1.2 НДС при перемещении товаров через границу РФ
2 ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД
3 НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И НАЛОГИ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовичок Матвеев7777.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

     Однако  при вывозе товаров из РФ НДС, а  стало быть и налоговая база, исчисляются  отдельно по каждой операции вывоза, а  не по итогам налогового периода. При  ввозе же база и сумма налога определяются по итогам налогового периода.

     При реализации товаров (работ, услуг), по которым установлена нулевая ставка, моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающий право на получение возмещения из бюджета при обложении по этой ставке.

     Такими  товарами (работами, услугами) являются:

     товары  на экспорт (кроме нефти, включая  стабильный газовый конденсат, природного газа, экспортируемых в государства  СНГ);

     работы (услуги), непосредственно связанные  с производством и реализацией  экспортируемых товаров;

     работы (услуги), непосредственно связанные  с транзитной перевозкой товаров  через Россию;

     припасы, вывезенные из РФ в таможенном режиме перемещения припасов.

     Если  полный пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения  товаров под режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

     Налоговая ставка. При ввозе товаров в  РФ применяются налоговые ставки 10 и 18%, при вывозе — 0%.

     В рамках настоящего параграфа можно  ограничиться тем, что обложение  производится по налоговой ставке 0% при реализации:

     товаров на экспорт (кроме нефти, включая  стабильный газовый конденсат, природного газа, экспортируемых в государства СНГ);

     работ (услуг), непосредственно связанных  с производством и реализацией  экспортируемых товаров; работ (услуг), непосредственно связанных с  транзитной перевозкой товаров через  Россию;

     товаров (работ, услуг) для официального пользования  иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатическим или административно-техническим их персоналом, включая проживающих вместе с ними членов семей;

     припасов, вывезенных из РФ в таможенном режиме перемещения припасов.

     Экономический смысл нулевой ставки состоит  в следующем. Международное налоговое  право в части регулирования  косвенного налогообложения исходит  из принципа «страны назначения»: при  перемещении товаров (работ, услуг) косвенные налоги (НДС, акцизы и таможенные пошлины), как правило, в стране происхождения не взимаются, а взимаются в стране назначения. Однако в стране происхождения операции вывоза не освобождаются от обложения, а облагаются, но по нулевой ставке.

     В стране происхождения за товарно-материальные ценности уплачен НДСупл, но при вывозе произведенных из них товаров эти последние облагаются по нулевой ставке, а потому НДСполуч = 0. Следовательно, в российский бюджет лицо, вывозящее товар, должно заплатить НДС6юаж = НДСполуч - НДСупл = - НДСупл, т.е. отрицательную величину. По этой операции налоговые вычеты (НДСупл) превысили сумму НДС, уплаченную налогоплательщиком своим поставщикам при покупке товаров в РФ.

     Превышение  возникло из-за того, что по этим операциям  НК РФ установлена нулевая ставка. Как нам уже известно, в случае такого превышения полученная разница подлежит возмещению (в форме зачета или возврата) плательщику из бюджета.

     Налоговые органы производят возмещение после  того, как налогоплательщик подтвердит свое право на получение возмещения при обложении по нулевой ставке. Это вызвано тем, что весьма распространенным налоговым преступлением является получение возмещения НДСупл из бюджета, притом что товар из России не вывезен и реализован внутри страны. В этом случае недобросовестный плательщик получает двойное покрытие НДС, уплаченного своим поставщикам: из бюджета (в связи с «лжеэкспортом») и от своих покупателей на внутреннем рынке РФ. В этой связи НК РФ предусматривает особый порядок подтверждения права на получение возмещения при обложении по нулевой ставке в случаях реализации.

     Порядок исчисления НДС. При вывозе товаров  из РФ сумма налога исчисляется аналогично тому, как она исчисляется при  «внутренней» реализации. Отличие состоит  лишь в том, что, поскольку по экспортным операциям установлена нулевая ставка, подлежащий уплате в бюджет НДС исчисляется отдельно по каждой такой операции, а не по итогам налогового периода.

     Общая сумма налога при ввозе товаров  в РФ исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой базы (произведение ставки на базу). Иными словами, при ввозе товаров НДС исчисляется по итогам налогового периода.

     Если  налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз  сумма налога исчисляется отдельно. При этом общая сумма налога исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных отдельно по каждой из таких баз.

     Порядок и сроки уплаты НДС при ввозе  товаров в РФ устанавливаются  таможенным законодательством РФ. Здесь следует особо подчеркнуть, что налоговым администрированием по НДС являются таможенные органы (при ввозе товаров) и налоговые органы (при их вывозе).

     Принципиальным  моментом представленной схемы является то, что НДСупл налогоплательщик уплачивает не продавцу-нерезиденту (ясно, что последний не может предъявить к оплате в цене налог резиденту другого государства), а российскому таможенному органу.

     При ввозе и вывозе товаров в зависимости  от избранного таможенного режима налогообложение  производится в следующем порядке.

     При перемещении физическими лицами товаров, не предназначенных для  производственной или иной предпринимательской  деятельности, может применяться  упрощенный либо льготный порядок уплаты НДС в соответствии с таможенным законодательством.

     В целях последующего вывоза этих товаров (в том числе продуктов их переработки) в соответствии с таможенным режимом  экспорта. Если в соответствии с  международным договором РФ отменены таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых товаров, взимание налога с товаров, происходящих из такого государства и ввозимых в РФ, осуществляют налоговые органы РФ.

     Объектом  налогообложения в таких случаях  признается стоимость приобретенных  товаров, ввозимых в РФ, включая затраты  на доставку их до границы РФ.

     Налог уплачивается одновременно с оплатой  стоимости товаров, но не позднее 15 календарных дней после принятия на учет товаров, ввезенных в РФ. Порядок уплаты налога на товары, перемещаемые без таможенного контроля и таможенного  оформления, определяется Правительством РФ.

     НДС уплачивается по выбору плательщика  как в рублях, так и в иностранной  валюте, курс которой котируется ЦБР. Пересчет рублей в иностранную валюту производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты налога не связана с подачей таможенной декларации, — на день фактической уплаты.

     Налог может быть уплачен в любой  форме в соответствии с законодательством  РФ.

     При ввозе товаров НДС должен быть уплачен не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте' их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

     При изменении таможенного режима налог должен быть уплачен не позднее дня завершения действия изменяемого режима.

     При использовании условно выпущенных товаров в иных целях чем те, в связи с которыми были предоставлены  таможенные льготы, для целей исчисления пеней сроком уплаты налога считаете первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установит невозможно, сроком уплаты НДС считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары.

     При нарушении требований и условий таможенных процедур которое влечет обязанность уплатить налог, сроком его уплаты для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплат НДС считается день начала действия соответствующей таможен: ной процедуры. 

 

    2 ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ  И НАЛОГИ КАК  ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 

     Основные  инструменты государственного регулирования  внешнеторговой деятельности условно  могут быть объединены в следующие  группы:

     1) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);

     2) паратарифные (или квазитарифные)  инструменты, использование которых  формально не связано с регулированием  внешнеторговой деятельности, но  на деле оказывает на нее  существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые таможенными органами);

     3) валютно-финансовое регулирование  (порядок совершения валютных  операций и т.д.);

     4) антидемпинговые и компенсационные  пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;

     5) государственная монополия на  внешнюю торговлю отдельными  товарами;

     6) технические барьеры;

     7) контингентирование (квотирование), лицензирование  внешнеторговых операций, иные административные  инструменты регулирования.

     В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" внешнеторговая политика осуществляется посредством  таможенно-тарифного и нетарифного  регулирования экспортно-импортных  операций. Иные методы регулирования путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации или ее субъектов не допускаются. В этом же Законе (ст. 4) в качестве важнейшего принципа государственного регулирования внешнеторговой деятельности закреплен приоритет экономических мер, среди которых центральное место занимает таможенный тариф.

     Статья 14 Федерального закона "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" озаглавлена "Таможенно-тарифное регулирование  внешнеторговой деятельности". В ней сущность этого метода определена следующим образом: "В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины". Таким образом, основой таможенно-тарифного регулирования являются таможенные пошлины, представляющие собой косвенный налог на импортные (экспортные) товары, включаемый в продажную цену товаров и влияющий на их конкурентоспособность на рынке. Иными словами, таможенные пошлины выступают в качестве основного стоимостного ограничения импортных (экспортных) операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.

     Таможенный  тариф определяется в ст. 1 Закона РФ "О таможенном тарифе" как  инструмент "торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком". В п. 1 ст. 2 того же Закона отмечается, что таможенный тариф представляет собой результат систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, перемещаемого через таможенную границу. Вообще под тарифом подразумевается система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги (транспортные тарифы, тарифы связи, тарифы на услуги коммунально-бытового хозяйства, таможенные, страховые и другие тарифы).

     В таможенном тарифе устанавливается  соответствие между двумя структурными элементами - товарной номенклатурой  и ставками таможенных пошлин. Можно  отметить, что еще в начале ХХ в. существовали таможенные системы, обходившиеся без таможенных тарифов. Например, в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой в 5% (в Индии такая ставка составляла 3,5, в Египте - 8% и т.д.). Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин стали зависеть не только от вида товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны его происхождения. Наряду с простыми (одноколонными) появляются и сложные (многоколонные) тарифы.

     Простой тариф содержит для каждого товара лишь одну ставку пошлины, применяемую  вне зависимости от страны происхождения. Что же касается сложного тарифа, то в нем для каждого товара устанавливаются две или более ставок таможенных пошлин. Простой тариф иначе называют одноколонным, а сложный - многоколонным. Поскольку простой тариф не обеспечивает должной "маневренности" на торговых переговорах, современный таможенный тариф является, как правило, сложным.

     По  своей правовой природе сложные  таможенные тарифы могут быть автономными  и автономно-конвенционными. Автономные тарифы предусматривают ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным государственным органом данной страны вне зависимости от имеющихся многосторонних или двусторонних международных договоренностей. Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа без согласования со странами - внешнеторговыми партнерами. Автономно-конвенционные тарифы наряду с автономными ставками содержат также и ставки конвенционные (договорные). Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые оговорены в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком действия соответствующего международного договора (соглашения).

Информация о работе Таможенные пошлины и налоги как инструменты государственного регулирования ВЭД