Сущность налогов. Основные принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 00:07, реферат

Краткое описание

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане.
Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов
государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на
экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система Украины.docx

— 81.46 Кб (Скачать файл)

товаров или же в установленном  размере за единицу товара.

7. Как указывалось выше, альтернативный законопроект Налогового  кодекса не

вводит понятие налога на имущество.

Вместе с тем он все  же предусматривает земельный налог  и сбор с владельцев

транспортных средств. Земельный  налог рассчитывается в процентах  исходя из

стоимости за единицу площади  земельного участка.

Транспортный сбор рассчитывается так же, как и в проекте Кабмина  Украины.

Что касается сборов, перечисляемых  в государственные целевые фонды, то можно

отметить следующее:

1.      Проект  Правительства не предусматривает  социальный сбор, в отличие от

альтернативного;

2.      Экологический  сбор в альтернативном проекте  устанавливается как

фиксированная плата в  соответствии с каждым ингредиентом, загрязняющим

окружающую среду. В проекте  Кабмина  Украины этот сбор устанавливается

согласно нормативам выбросов в окружающую среду и размещение отходов;

3.      Сбор на  геологоразведочные работы предусматривают  оба проекта;

4.      Оба законопроекта  вводят сбор за специальное  использование лесных

ресурсов.

5.      Проект  Кабмина Украины не включает  лицензионный сбор, в отличии  от

альтернативного, согласно которому сбор будет рассчитываться исходя из

количества лицензий на осуществление  определенных видов деятельности,

подлежащих лицензированию;

6.      Согласно  альтернативному проекту сбор  на добычу полезных ископаемых

рассчитывается исходя из стоимости балансовых запасов. В  варианте

Правительства размер сбора  будет устанавливаться Кабмином Украины;

7.      Проект  Кабмина Украины не предусматривает  сбора за использование

государственной символики  Украины, в отличие от альтернативного, в котором

сбор рассчитывается на базе суммы реализации товаров с изображением

государственной символики  Украины и составляет 1%;

8.      В отношении  сбора за специальное использование  водных ресурсов проект

Кабмина Украины предусматривает, что ставки будут устанавливаться

Правительством, а альтернативный – будут рассчитываться в гривнах  за единицу

объема использованной воды.

Таким образом, проект Налогового кодекса, подготовленный Комитетом  Верховной

Рады Украины по вопросам бюджета, содержит ряд принципиально  новых положений,

а именно:

1.      Замена  НДС и налога на прибыль  налогом с реализации;

2.      Создание  единого фонда социальной защиты  вместо большого количества

государственных целевых  фондов;

3.      Отмена  всех внебюджетных фондов;

4.      Установление  единой ставки налога на доходы  физических лиц.

Кроме того, альтернативным проектом предусмотрено реформирование системы

бюджетных и внебюджетных фондов.

В действующей налоговой  системе налоговая загрузка на фонд оплаты труда

составляет 42%, что является главной причиной фальсификации  размера

официальной заработной платы (выплаты неучтенной наличностью, готовой

продукцией и т. д.), а  также причиной которая ограничивает увеличение рабочих

мест, стимулирует рост безработицы. Кроме высокого налогового давления,

большое недовольство предпринимателей вызывает необходимость введения

обязательной отчетности, связанной с обязательными платежами  во многие

государственные фонды.

Поэтому предлагается создать  единый Государственный фонд социальной защиты,

ликвидировать все действующие  на сегодня бюджетные и внебюджетные фонды.

Создание внебюджетных фондов и их бесконтрольное использование  вне сферы

влияния Верховной Рады Украины  в будущем следует считать  неприемлемым.

Государственный фонд социальной защиты может быть создан на базе Пенсионного

фонда с передачей ему  дополнительных функций (пособие по безработице,

социальное обеспечение  некоторых категорий граждан  и т. д.)

Реализация предложений, касающихся создания в действующих  условиях единого

Государственного фонда  социальной защиты, даст возможность:

—    уменьшить налоговую  нагрузку на юридических лиц;

—    легализовать значительные объемы неофициального фонда оплаты труда;

—    уменьшить затраты  на содержание государственных структур;

—    упростить ответственность  юридических лиц;

—    упростить государственный  контроль за совершением обязательных платежей;

—    увеличить возможность  финансового маневра при выплате  пенсий и пособий

за счет объединения денежных ресурсов.

С использованием разработанной  методики определения оптимального налогового

давления установлен размер ставки социального сбора (взнос  в государственный

фонд социальной защиты) который  равен 30%.

По экспертным оценкам  в течении первого года после  введения девяти процентной

ставки налогообложения  прибыли физических лиц и начислений на фонд

потребления (в размере 30%) можно ожидать увеличения официального фонда

оплаты труда на предприятиях в 1,3 – 1,5 раз только благодаря легализации

теневых доходов.

Вместе с тем хотелось бы высказать ряд замечаний к  альтернативному проекту:

1.      Проект  предусматривает, что каждому  виду налога Кабмином Украины

будет разрабатываться Положение  о порядке взимания налога (сбора) и

представления налоговой  отчетности. То есть может возникнуть ситуация, когда

налоговая система снова  «обрастет» многочисленными подзаконными актами,

возникнут правовые коллизии, усложнится механизм уплаты налогов. Более

целесообразно было бы законодательно урегулировать эти вопросы;

2.      Проектом  не решаются проблемы со сборами,  взысканием платежей

государственными учреждениями за осуществление определенных действий. Было бы

правильным ограничивать их количество и размер на законодательном  уровне;

3.      Не урегулированы  вопросы относительно возможности  списания и

реструктуризации налоговой  задолженности;

4.      Нечетко  урегулированы вопросы налогооблажения  доходов физических лиц

от осуществления предпринимательской  деятельности без создания юридического

лица;

5.      Недостаточно  урегулированы механизмы уплаты  налога с реализации. В

частности, не предусмотрен механизм адаптации предприятий  к новой схеме

налогооблажения. Не учтены также особенности налогооблажения  банковских

учреждений, бюджетных организаций, операций с ценными бумагами, филиалов

предприятий.

В целом альтернативный Налоговый  кодекс обеспечивает комплексный переход  в

регулировании налоговых  отношений, устраняет недостатки в  налоговом

законодательстве Украины, обеспечивает его гармонизацию (что  нельзя сказать о

варианте Кабмина Украины, где фактически сохраняется действующая

неэффективная система налогового законодательства).

            3.3  Противоречия правовой базы  налоговой системы Украины           

Согласно части второй статьи 19 Конституции органы государственной  власти и

органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать

только на основании, в  пределах полномочий и способом, которые  предусмотрены

Конституцией и законам  Украины. Следовательно, из вышеизложенного  можно

сделать вывод о том, что  каждый гражданин Украины, который  не нарушает

действующие нормы права, может спать спокойно. Все это  было бы так, если бы,

выполняя одни действующие  нормативные акты, этот же гражданин  не нарушал бы

других, также действующих, то есть при условии, если бы одни нормативные  акты

не противоречили бы другим. Следует учесть, что сама противоречивость норм

права друг другу не такая  уж и страшная, пока речь не идет об уголовной

ответственности.

Что касается законодательного органа, то следует отметить, что  согласно

пункту 4 раздела 15 Конституции  Указ Президента Украины, изданный на его

основании, вступает в силу, если в течении тридцати календарных  дней со дня

представления законопроекта (за исключением дней межсессионного периода)

Верховная Рада Украины не примет закон или не отклонит его  большинством от ее

конституционного большинства.

Верховная Рада 14 октября 1998 года приняла Закон «О порядке  установления

ставок налогов и сборов (обязательных платежей), других элементов  налоговых

баз, а также льгот по налогообложению» далее – Закон  об установлении и

изменении налогов.

Хотя этот Закон и был  издан в связи с изданием Указа  Президента Украины «О

некоторых вопросах, связанных  с установлением ставок акцизного  сбора и

ввозной пошлины» от 18 июня 1998 года, принятого со ссылкой на пункт 4

раздела 15 «Переходные положения» Конституции Украины, Верховная  Рада Украины

Законом об установлении и  изменении налогов установила нормы  общего действия,

а именно:

1.      Ставки  общегосударственных налогов и  сборов (обязательных платежей),

другие элементы налоговых  баз, а также льготы по налогообложению

устанавливаются или изменяются исключительно законами Украины  по вопросам

налогооблажения.

2.      Ставки  местных налогов и сборов (обязательных  платежей), другие

элементы налоговых баз, а также льготы по налогообложению  устанавливаются или

изменяются исключительно  соответствующими органами местного самоуправления

села, поселка, города в порядке, установленном законами Украины.

Парламент 24 декабря 1998 года дополнительно издал Постановление  «О

применении нормативно –  правовых актов по вопросам налогооблажения  в Украине»

которым разъяснил, что: любые  нормативно – правовые акты, которые  не имеют

силы закона и изданы с  нарушением требований Закона Украины  «О порядке

установления ставок налогов  и сборов (обязательных платежей), других

элементов налоговых баз, а также льгот по налогообложению», которыми

увеличивались ставки налогов  и сборов (обязательных платежей) или  изменялись

объекты налогооблажения, другие элементы налоговых баз и льготы по

налогообложению, а также  те, которыми устанавливались налоги и сборы

(обязательные платежи), которые  не были определены Законом  Украины «О системе

налогообложения», не применяются  в части, которая противоречит Закону Украины

«О порядке установления ставок налогов и сборов (обязательных платежей),

других элементов налоговых  баз, а также льгот по налогообложению» с момента

их издания, и не подлежат исполнению плательщиками налогов  и сборов

(обязательных платежей).

Кроме того, указанным Постановлением Верховная Рада установила, что любые

вопросы налогообложения  являются вопросами, полностью урегулированными

законами Украины. Президенту Украины было рекомендовано в  десятидневный срок

отменить изданные им акты, которые не соответствуют Закону об установлении и

изменении налогов.

Однако Президент свои Указы  по этому вопросу не отменил, а органы

исполнительной власти решили принять к добросовестному исполнению «налоговые»

указы Президента, игнорируя  при этом вышеуказанные Закон  об установлении и

изменении налогов и Постановление  по вопросам о налогообложении.

Что касается самих «налоговых»  указов, то следует отметить, что  все они

изданы с благою целью  – помочь налогоплательщикам. Но проблема в том, что

такая помощь фактически состоит  в разрешении нарушать налоговые  законы,

которые и Президентом, и  Верховной Радой оставлены при  этом неизменными.

Президентом – потому что  он не вправе изменять законы. Парламентом  – потому

что он заявил о неправомерности  таких действий Президента.

Приведем несколько таких  примеров «налоговых благ».

Указ Президента Украины  «О некоторых изменениях в налогообложении» от 7

августа 1998 года (далее –  указ 1).

Статьей 1 Указа 1 установлено, что начиная с 1 января 1999 года, прекращается

взимание сбора в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий

Чернобыльской катастрофы и  социальной защите населения. Однако обязательность

уплаты так называемого  Чернобыльского сбора установлено  Законом Украины «О

формировании Фонда для  осуществлении мер по ликвидации последствий

Чернобыльской катастрофы и  социальной защите населения» 20 июня 1997 года

который до настоящего времени  является действующим в Украине, однако не

выполняется налогоплательщиками, но пока еще не контролируется налоговой

службой. Пунктом 15 части  первой статьи 14 Закона Украины «О системе

налогообложения» (в редакции Закона Украины от 18 февраля 1997 года) сбор в

Фонд для осуществления  мер по ликвидации последствий Чернобыльской  катастрофы

и социальной защите населения  отнесен к общегосударственным  налогам и сборам

(обязательным платежам). Частью третей статьи 9 этого же  Закона установлено,

что обязанность юридического лица относительно уплаты налогов и  сборов

(обязательных платежей) прекращается  с уплатой налога, сбора (обязательного

платежа) или его отменой. Таким образом, поскольку Чернобыльский  сбор на

сегодня не отменен, а Закон  о его уплате является действующим, то обязанность

юридического лица относительно уплаты этого сбора может быть прекращена

только его уплатой. А  установление факта неуплаты этого  сбора является

Информация о работе Сущность налогов. Основные принципы налогообложения