Сущность налогов. Основные принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 00:07, реферат

Краткое описание

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане.
Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов
государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на
экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система Украины.docx

— 81.46 Кб (Скачать файл)

специальное использование  водных ресурсов, за специальное использование

лесных ресурсов, за пользование  недрами для добычи полезных ископаемых.

Ставки и порядок платежей по ним будут определятся Кабмином. Отменяются

отчисления на геологоразведочные работы, выполненные за счет госбюджета.

Увеличиваются нормативы  платы за использование подземных  вод и пользование

недрами.

В рентные платежи включены плата за нефть и природный  газ, добываемые в Украине.

9. Экологический налог.  Вводится вместо действующих  сборов за загрязнение

окружающей природной  среды. При этом объектом налогооблажения  будут выбросы

вредных веществ в атмосферу  и водоемы, размещение отходов. Ставка налога

будет устанавливаться Кабмином Украины по каждому виду вредного воздействия

на окружающую среду.

     Местные налоги и сборы.

Предполагается отмена ряда сборов, в частности: на право проведения кино – и

телесъемок, за участие на бегах, с лиц, принимающих участие  в игре на

тотализаторе на ипподроме, за использование местной символики, за выдачу

ордера на квартиру, за проведения аукциона, конкурсной распродажи и  лотереи.

Одновременно предполагается ввести ряд новых сборов, в частности: за

предоставление в пользовании  земельных участков для строительства  объектов

производственного и непроизводственного  назначения, индивидуального жилья  и

гаражей в населенных пунктах, на осуществление социально-бытовых  мероприятий

(самоналогооблажение) , за  организацию концертных мероприятий  с участием

зарубежных исполнителей (3% от выручки за билеты).

Кроме того, местным органам  самоуправления будет предоставлено  право

установления местного акцизного  налога на продукцию, включенную в перечень.

Объектом налогооблажения  в этом случае будет оборот по реализации упомянутой

продукции, а плательщиком – субъект предпринимательской  деятельности,

реализующий ее.

Ряд местных налогов и  сборов определенны как обязательный для введения (при

наличии объектов налогооблажения), а именно:

—    налог с рекламы;

—    коммунальный налог (планируется пересмотр ставки в  сторону снижения

предельного размера с 10% до 4%);

—    гостиничный  сбор;

—    сбор за парковку автотранспорта;

—    рыночный сбор;

—    сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и  сферы услуг.

Отдельным разделом в Кодексе  определены специальные налоговые  режимы –

фиксированный сельскохозяйственный налог; патент на занятие определенным

видом деятельности; разовый  патент, приобретаемый физическими  лицами, не

зарегистрированными в качестве субъекта предпринимательской деятельности и

осуществляющими продажу  товаров; единый фиксированный налог; специальный

режим налогооблажения для  субъектов предпринимательской  деятельности

свободных экономических  зон.

Если проанализировать такую  краткую характеристику реформирования то можно

заметить как достоинства  и недостатки. К достоинствам можно  отнести такие

положения как:

1.      Введение  в Кодекс исчерпывающего перечня  налогов, сборов и

обязательных платежей и  некоторое упрощение учетных  и бухгалтерских процедур

вследствие совмещения ряда из них.

2.      Снижения  давления на фонд труда, что  косвенно должно повлиять на

снижение себестоимости.

3.      Изменение  порядка использования понятия  «обычной цены», что, возможно

(в зависимости от нового  толкования), будет способствовать  активизации

движения товарных и финансовых потоков (ликвидации затоваренности).

4.      Снижение  ставки налога на добавленную  стоимость, что должно оказать

положительное влияние на цены товаров (работ, услуг).

5.      Сокращение  перечня подакцизных товаров,  что в свою очередь должно

привести к снижению цен  на эти товары.

6.      Введение  специальных налоговых режимов  для отдельных групп

плательщиков налогов, упрощающих учет и отчетность.

Но несмотря на положительные  моменты реформирования есть также  и недостатки.

Их можно условно разделить  на общие и конкретные. К общим  можно отнести:

—    отсутствие целостности, простой логичной концепции построения системы

налогооблажения;

—    фискальный уклон;

—    несоответствие порядка начисления налогов сути объектов налогооблажения;

—    непоследовательность и несогласованность различных  инструментов

налоговой политики; жестокое ограничение прав и интересов  плательщиков

налогов, в частности невозможность  контроля со стороны плательщиков налога за

использованием налоговых  поступлений;

—    отсутствие действенной  амортизационной политики как стимула  поддержки

производства.

Конкретные недостатки:

—   отсутствие ограничения  предельного уровня налоговых изъятий  у субъектов

налогооблажения. (По расчетам специалистов, сегодня общая сумма  налогов и

сборов намного превышает  объем обшей прибыли. В проекте  Кодекса не

предусматриваются достаточные  меры для исключения этого в будущем);

—    развитие тенденции  к смещению основной тяжести налогового бремени с

предприятий на граждан, в  т. ч. и путем расширения налогооблагаемой базы по

налогу на доходы физических лиц;

—    введение так  называемого «социального налога», что противоречит сущности

налогов как таковых. Платежи  в целевые фонды – это страховые  взносы,

являющиеся собственностью страхователей и застрахованных. Признание этих

средств налогом влечет их консолидацию в госбюджете с возможностью нарушения

прав собственника;

—  неопределенность источников финансирования расходов на меры по ликвидации

последствий Чернобыльской  катастрофы, защиту безработных и  инновационную

деятельность, т. к. сборы  в соответствующие фонды не предусмотрены  перечнем

налогов (сборов, платежей);

—    введение налогооблажения  недвижимого имущества предприятий  и граждан, что

влечет за собой снижение соответственно прибыли и реальных доходов, так как

необлагаемый минимум  по этому налогу для граждан не соответствует социальному

стандарту по имущественному минимуму (проектом Закона «О налоге на недвижимое

имущество (недвижимость)»  предусмотрено освобождение от уплаты налога в

случае, когда начисленный  налог не превышает 2 необлагаемых минимума).

Социально оправданным может  быть подход к налогообложению имущества  только с

позиции его стоимости  с освобождением от него в т. ч. организации (например,

медицинские и образовательные  учреждения, организации санаторно-курортного и

иного оздоровительного типа, культурно-просвитительные учреждения);

—    установление трехступенчатой  шкалы налогооблажения доходов  физических лиц с

30%-й предельной ставкой,  что является неоправданным в  социальном плане, так

как освобождает от вполне посильного налогового бремени богатых  граждан, чего

нельзя сказать о низкооплачиваемых  категориях населения;

—    предоставления органам исполнительной власти права  устанавливать ставки по

отдельным налогам, сборам и  платежам (например, за использование  природных

ресурсов), что нарушает конституционный  принцип разделения властей;

—    почти треть  налогов имеет своим источником на объект налогооблажения, а

направление использования  средств (например, сбор в Госфонд);

—    ужесточение  финансовых санкций;

—    сохранение авансового порядка уплаты налогов (по методу начисления);

—    повышение ставок акцизного сбора;

—    расширение сферы  взимания госпошлины;

—    увеличение размеров платы за пользование подземными водами и недрами;

—    предоставление приоритета косвенным налогам вместо прямых. В условиях,

когда около 70% граждан находится  за чертой бедности, политика приоритетности

косвенных налогов ведет  к дальнейшему их обнищанию, что  подтверждено

эволюцией развития налоговых  систем в мире;

—    отсутствие мер  по стимулированию инвестиционной –  инновационной

деятельности.

В основу концепции Налогового кодекса заложено механическое сочетание

существующих и новых  налогов, сборов, обязательных платежей, которые

существенно не меняют качественные характеристики системы налогооблажения. Не

предусмотрено задействование других ее функций помимо фискальной –

стимулирующей и регулирующей. Основной упор вновь делается на расширение

сферы налогооблажения, а  также на силовое давление на плательщиков налогов,

расширение прав и полномочий налоговых служб без адекватного  усиления их

ответственности. Игнорируется принцип пропорциональной взаимосвязи  между

ростом налоговых изъятий  и увеличением доходов плательщиков налогов. Доход

который получит государство  от расширения базы налогооблажения (помимо

легализации теневого сектора) и усиления административного контроля без

одновременного изменения  методов формирования налоговых  инструментов в

направлении достижения сбалансированности интересов государства,

предпринимателей и граждан, будет меньшим, чем экономический  убыток,

причиненный субъектам рыночных отношений. Следовательно, не будет  достигнута

цель, преследуемая налоговой  реформой.

3.2  Какие налоги нас  ожидают

В настоящее время Постановлением Верховной Рады Украины от 13.07.2000 г.

№ 1868-III принят проект Налогового кодекса Украины, в нем предусматривается

сократить установленный  в данное время перечень налогов  до одиннадцати

общегосударственных и тринадцати местных.

Действующее на сегодняшний  день налоговое законодательство в  Украине можно

охарактеризовать как  бессистемное, отличающееся следующими тенденциями:

1. Налоговая политика в  Украине формируется под воздействием  текущих

обязательств, лоббизма, без  соответствующего научного обоснования  и анализа

последствий от введения тех  или иных налогов и сборов (обязательных

платежей);

2. Помимо существования  обычного числа налогов и сборов, которые, как

правило, отличаются низкой эффективностью, сформированы многочисленные

внебюджетные фонды целевого назначения, что существенно усложняет  уплату

налогов и контроль за ее осуществлением;

3. В налоговом законодательстве  присутствует фискальная функция  и отсутствует

функция стимулирования экономики;

4. Подзаконные акты, издаваемые  Кабмином Украины, противоречат  законам

Украины, и довольно часто  законодательные акты даже имеют  обратную силу, т.

е. налоги взимаются за время, когда тот или иной Закон еще  не действовал;

5. Ряд вопросов фактически  не урегулирован законодательством,  в частности,

ответственность за неуплату налогов;

6. Часть налогов и сборов  формируется не от объекта  налогооблажения, а от

направления их использования (например, взносы в Пенсионный фонд, Фонд

социального страхования, Государственный  инновационный фонд);

7. Политика исполнительной  ветви власти направлена исключительно  на

пополнение бюджета любой  ценой, что загоняет экономику в  тень.

8. Все проблемы решаются  административным путем (усиливается  роль карательных

органов - ГНАУ).

Таким образом, неэффективность  налоговой политики приводит постоянно  к:

—    падению объемов  производства, его рентабельности и  соответственно

увеличению количества убыточных  предприятий;

—    росту «тенизации»  экономики;

—    формирования негативного  отношения общества к самому понятию  «налоги».

Поэтому назрела необходимость  реформирования налоговой системы  Украины.

Именно Налоговый кодекс должен обеспечить комплексный подход в регулировании

налоговых отношений, устранить  несогласованность налогового законодательства,

обеспечить единую и стабильную законодательную базу налогооблажения.

Проект Кодекса, подписанный  Кабмином Украины, предполагает в основном

сохранить действующую систему  налогооблажения в Украине, т. е. в случае его

принятия Верховной Радой  Украины надеяться на кардинальные улучшения и

изменения налоговой сфере  не стоит.

В основу альтернативного  проекта заложена новая система  налогооблажения,

предполагающая не механическое объединение существующих и новых  налогов и

обязательных платежей, а  качественное их отличие, применение методов

формирования налоговых  инструментов на основе изучения их влияния  и

взаимосвязи.

Структура проекта включает общую, особую, специальные части, а  также

заключительные положения. В общей части проекта Налогового кодекса отражены

такие основные элементы налогового законодательства, как: сфера его  действия,

принцип налогового законодательства, понятие и виды налогов и сборов,

компетенция Верховной Рады Украины, Верховного Совета Автономной Республики

Крым, областных, городских, сельских Советов относительно введения, изменения

и сокращения налогов и  сборов, - а также определены плательщики  налогов и

сборов, база налогооблажения, ставки налогов, условия льгот, источники  уплаты

налогов, сроки их уплаты, обязательства, способы и порядок  их выполнения,

Информация о работе Сущность налогов. Основные принципы налогообложения