Сущность налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:11, реферат

Краткое описание

Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:
– как отрасль права; – как самостоятельную научную правовую теорию;
– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях. Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Вложенные файлы: 1 файл

НП.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

8.3. Способы Уплаты  Налогов


 

   Обязанность по уплате налога или  сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК или иным актом законодательства о налогах и сборах. 
   Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновенияустановленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога или сбора. 
   В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. 
   Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается: 
   – с уплатой налога налогоплательщиком (сбора плательщиком сбора); 
   – со смертью физического лица – налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации; 
   – с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации; 
   – с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. 
   Исчисление налога, подлежащего уплате за налоговый период, производится исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. 
   НК предусматривает возможность исчисления налога:   – налогоплательщиком самостоятельно;   – налоговым агентом;   – налоговым органом.   

Самостоятельное исчисление налога налогоплательщиком является процедурой универсального применения и не требует специального подтверждения в соответствующей норме законодательства о налогах и сборах для каждого конкретного случая или каждого конкретного налога. 
   Исчисление суммы налога налоговым органом или налоговым агентом производится только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах. 
   В случае исчисления налога налоговым органом он не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщикуналоговое уведомление. 
   В теории существует четыре основных способа уплаты налога: 
   – кадастровый;   – «у источника»;   – по декларации;   – по уведомлению. 
   Кадастровый способ уплаты заключается в уплате налога на основании данных соответствующего реестра объектов налогообложения. Как правило, применяется для налогов, объектом которых является имущество, а исчисление размера налога не связано с оценкой доходности объекта налогообложения. 
   Уплата налога «у источника» применяется в отношении тех налогов, которые удерживаются из начисленного дохода. Этот способ означает необходимость исчисления и перечисления налоговых платежей лицом, выплачивающим налогооблагаемые доходы налогоплательщику. Налогоплательщик получает налогооблагаемый доход уже с вычтенной из него суммы налогового платежа. 
   При использовании прогрессивной или регрессивной ставки налогообложения уплата налога «у источника» не исключает необходимости последующей подачи по итогам года налоговой декларации с последующим перерасчетом налоговых обязательств. 
   Уплата налога по декларации состоит в предоставлении налогоплательщиком в налоговые органы информации о полученных им за прошедший налоговый период объектах налогообложения и расчет суммы налогового платежа. Указанная информация заносится налогоплательщиком в бланк налоговой декларации, который передается в налоговый орган. 
   Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и других связанных с исчислением и уплатой налога обстоятельствах. 
   Одновременно с подачей налоговой декларации или позднее налогоплательщик осуществляет уплату налогового платежа. 
   Уплата налога по уведомлению применяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти, не являющиеся налоговыми агентами. Эти органы направляют налогоплательщику налоговое уведомление. 
   В налоговом уведомлении должны быть указаны: 
   – размер налога, подлежащего уплате; 
   – расчет налоговой базы; 
   – срок уплаты налога. 
   Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. 
   После получения налогового уведомления налогоплательщик самостоятельно осуществляет уплату налогового платежа в установленном размере. 
   Уплата налога по уведомлению часто сочетается с кадастровым способом уплаты налога.

 Порядок Исполнения  Обязанности По Уплате Налога  Или Сбора   

Исполнение обязанности по уплате налога или сбора означает соблюдение налогоплательщиком или плательщиком сборов определенных условий. Обязанность по уплате налога или сбора должна быть выполнена налогоплательщиком или плательщиком сборов: 
   – самостоятельно (если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах); 
   – в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, или досрочно;   – в наличной или безналичной форме;   – в валюте РФ.   Правила исполнения плательщиком сбора обязанности по уплате сбора совпадают с правилами исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога. 
   Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога или сбора производится: 
   – разовой уплатой всей суммы налога; 
   – в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах. 
   Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с НК применительно к каждому налогу. 
   НК может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу– авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. 
      Налог не признается уплаченным в случаях: 
   1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; 
   2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ; 
   3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику – физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ; 
   4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства; 
   5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований. 
   Последствия неисполнения обязанности по уплате налога или сбора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием для: 
   1) направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (сбора); 
   2) применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, в том числе: 
   – взыскания налога (сбора) за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке; 
   – взыскания налога (сбора) за счет имущества налогоплательщика.

8.5. Способы Обеспечения  Исполнения Обязанности По Уплате  Налогов И Сборов


 

   Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: 
   – направлением требования об уплате налогов и сборов; 
   – залогом имущества; 
   – поручительством; 
   – пеней; 
   – приостановлением операций по счетам в банке; 
   – наложением ареста на имущество налогоплательщика. 
   Налоговая Отчетность, оформленная в виде налоговой декларации или расчета, используется в целях извещения налогоплательщиком или налоговым агентом органов налоговой администрации о факте исполнения им обязанности по исчислению налоговых платежей. 
   Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика (налогового агента) об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. 
   Налоговая декларация является основным источником поступления текущей информации от налогоплательщиков и налоговых агентов в органы налоговой администрации. 
   Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. 
   Расчет сбора представляет собой письменное заявление об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора. 
   Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов. 
   Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. 
   Налоговая отчетность может быть представлена в налоговый орган в установленные сроки лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. 
   Налоговый орган не вправе отказать в принятии указанных видов налоговой отчетности.

Порядок Зачета Или Возврата Сумм Излишне Уплаченных Налога, Сбора, Пеней, Штрафа   

В НК для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов установлены  единые правила зачета излишне уплаченных или взысканных налогов, сборов и соответствующих пеней (ст. 78, 79 НК). 
   Налоговый контроль – вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами. 
   Можно выделить четыре формы налогового контроля: 
   – государственный налоговый учет; 
   – мониторинг и оперативный налоговый контроль; 
   – камеральный и выездной налоговый контроль; 
   – административно-налоговый контроль. 
   Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы. 
   Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения). 
   Основной задачей мониторинга и оперативного налогового контроля является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений. 
   Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок. 
   Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.

НАЛОГОВОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Общая Характеристика Налогового Расследования   

Сущность налогового расследования. Как следует из самого понятия «налоговое расследование», его основным отличием от расследования в целом является отраслевая специализация. Налоговое расследование может быть проведено только в отношении фактов нарушения налогового законодательства. 
   Налоговое расследование – это совокупность разнообразных мер розыскного и аналитического характера, с помощью которых соответствующие органы государства исследуют, узнают все обстоятельства совершения нарушений законодательства о налогах и сборах. 
   Объектом налогового расследования является деятельность налогоплательщика, являющаяся в налоговой сфере предположительно противоправной и в связи с этим формирующая угрозу налоговой безопасности государства и потенциально дестабилизирующая состояние правопорядка в налоговой сфере. 
   Налоговое расследование представляет собой систему правоохранительных и иных функций, где системообразующим фактором выступает противоправное деяние, квалифицируемое как налоговое правонарушение или налоговое преступление. 
Налоговые Санкции   

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция. 
   Формы налоговых санкций. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного вида налогового правонарушения. 
   Особенности применения мер ответственности в зависимости от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств совершения налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения. 
   При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 % по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения. 
   Порядок взыскания налоговой санкции. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции. 
   Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается: 
   – в арбитражный суд (при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя); 
   – суд общей юрисдикции (при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

Меры Административной Ответственности За Нарушения В  Сфере Налогообложения   

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 
   Формы вины при совершении административного правонарушения. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. 
   Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. 
   Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. 
   Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. 
   Состав лиц, подлежащих административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. 
   Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых НК или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 
   Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.    

Информация о работе Сущность налогового права