Сущность налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:11, реферат

Краткое описание

Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:
– как отрасль права; – как самостоятельную научную правовую теорию;
– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях. Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Вложенные файлы: 1 файл

НП.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

 Обязанности Налогоплательщиков  И Плательщиков Сборов   

Обязанности налогоплательщика и  плательщика сборов по своему составу  не совпадают. НК содержит открытый перечень обязанностей налогоплательщика и плательщика сборов, который может быть дополнен в иных актах законодательства о налогах и сборах. 
      За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая ответственность предусмотрена в НК, КоАП и УК. 
   Единственная обязанность плательщика сборов, о которой прямо говорится в статье 23 НК, состоит в необходимости уплачивать законно установленные сборы. Помимо этой обязанности плательщики сборов несут и иные обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах. 
    Представители Налогоплательщика, Плательщика Сбора   

Личное участие налогоплательщиков и сборщиков налогов и сборов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает их права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в указанных правоотношениях. 
   Налоговый кодекс предусматривает два вида представительства: 
   – законное представительство; 
   – уполномоченное представительство. 
   Законное представительство осуществляется законным представителем. Полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами. 
      Уполномоченное представительство осуществляется уполномоченным представителем. 
   Уполномоченным представителем налогоплательщика (плательщика сборов) считается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых отношений. 
СБОРЩИКИ НАЛОГОВ И СБОРОВ   

Сборщики налогов и сборов в  налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному  получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы. 
   Деятельность сборщиков позволяет облегчить организацию взаимоотношений множества налогоплательщиков (плательщиков сборов) и органов казначейства, число представителей которых по объективным причинам должно быть строго ограничено. 
   Налоговые Агенты.    Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.   Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.   Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно:   – право на информацию; 
   – право на получение официального письменного разъяснения;   – право на управление налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);   – право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;   – право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;   – право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений;   – право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;   – право не соблюдать незаконные предписания и требования;   – право на обжалование;   – право на возмещение неправомерно нанесенных убытков;   – право на защиту нарушенных прав и законных интересов. 
   Обязанности налоговых агентов отличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержанию. Согласно НК налоговые агенты обязаны: 
   1) исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК); 
   2) информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 2, 4 п. 3 ст. 24 НК); 
   3) вести в установленном порядке учет (подп. 3 п. 3 ст. 24 НК); 
   4) обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 5 п. 3 ст. 24 НК).

НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   

Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации. 
   Государственная (национальная) налоговая администрация – это совокупность государственных структур исполнительной власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем осуществления мероприятий государственного налогового администрирования, реализуемых с целью защиты механизма налогообложения. 
   Налоговая администрация – это институт государственного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по достижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере. 
   Понятие «государственная налоговая администрация» может быть тождественно понятию «налоговая администрация» в том случае, если речь не идет о системе негосударственного управления в сфере налогообложения или системе налогового администрирования на международном уровне. 
   Функционирование системы государственной налоговой администрации предполагает решение задач по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также профилактики, выявления, раскрытия, расследования фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществления мер по возмещению ущерба государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации. 
   На систему государственной налоговой администрации возлагается выполнение двух генеральных функций в налоговой сфере: контрольной и правоохранной. 
   В результате контрольной деятельности системы налоговой администрации происходит выявление фактов нестандартного, отклоняющегося поведения налоговых субъектов. Следует обратить внимание, что результаты носят сугубо констатационный характер. С содержательной точки зрения по ее результатам контрольной деятельности можно лишь сделать вывод о том, были ли выявлены факты нестандартного поведения налогового субъекта. Оценка характера, установление причин и последствий такого поведения в задачи контрольной деятельности не входят. Ответы на эти вопросы получают в ходе следственной деятельности системы налоговой администрации. 
   Правоохранная деятельность системы налоговой администрации заключается во всестороннем анализе имеющейся в ее распоряжении информации, указывающей на возможное проблемное поведение налогового субъекта, и принятии адекватных мер по пресечению противоправного поведения.    

Права органов налоговой администрации. Органы налоговой администрации действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Они осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных НК и федеральными законами, определяющими порядок их организации и деятельности. 
   Особенности взаимодействия между отдельными элементами системы налоговой администрации определяются на основании заключенных между ними соглашений о взаимодействии. Налоговым кодексом предусмотрено, что органы налоговой администрации информируют друг друга об имеющихся у них материалах: 
   – о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях; 
   – принятых мерах по их пресечению; 
   – проводимых ими налоговых проверках. 
   Органы налоговой администрации вправе осуществлять обмен иной необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. 
   Ответственность органов налоговой администрации. Органы налоговой администрации несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. 
 Состав, Структура И Полномочия Налоговых Органов   

Налоговые органы РФ являются постоянно  действующим контрольно-проверочным  государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения. Налоговые органы РФ – это единая система государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой власти-подчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих деятельность контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющихся и агентами валютного контроля. 
   Налоговые органы РФ – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов. 
   В случаях, предусмотренных законодательством РФ, налоговые органы в пределах своей компетенции также осуществляют контроль: 
   – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ; 
   – за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; 
   – за соблюдением валютного законодательства РФ. 
   Правовая основа деятельности налоговых органов РФ. В настоящее время правовое регулирование деятельности налоговых органов Российской Федерации непосредственно осуществляется: 
   – статьями гл. 5 НК;   – статьями Закона о налоговых органах – специализированного нормативно-правового акта, определяющего правовой статус, порядок организации и деятельности системы налоговых органов РФ.   Закон о налоговых органах является институциональным законодательным актом, определяющим правовой статус системы государственных налоговых органов РФ. 
   Помимо НК и Закона о налоговых органах на территории РФ действует еще ряд нормативно-правовых актов разной юридической силы, которые тем или иным образом связаны с налоговыми органами. 
   Организационная система налоговых органов. В организационном плане система налоговых органов представлена уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.    

ФНС России является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору: 
   – за соблюдением законодательства о налогах и сборах; 
   – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей; 
   – за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. 
   В пределах компетенции налоговых органов на ФНС России также возложены функции агента валютного контроля. 
   ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти: 
   – осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; 
   – обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.   

Свои функции и полномочия ФНС  России осуществляет непосредственно  и через свои территориальные  органы. 
   Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов. 
   Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России создаются в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на федеральном уровне.      Управления ФНС России по субъектам РФ представляют собой элемент системы налоговых органов регионального уровня. Первоочередными задачами УФНС России являются организационно-методическое обеспечение налогового контроля, руководство нижестоящими налоговыми органами, координация их деятельности, а также обобщение и анализ результатов деятельности нижестоящих налоговых органов.    Специализированные межрайонные инспекции ФНС России (ИФНС) создаются, как правило, в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.   Территориальная инспекция ФНС России является основным структурным элементом системы налоговых органов РФ. Основными задачами территориальных налоговых инспекций служат: 
   – осуществление налогового контроля (контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей); 
   – осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле; 
   – организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов. 
   Территориальные налоговые инспекции создаются по одному муниципальному образованию (району, району в городе, городу без районного деления) или нескольким муниципальным образованиям (ИФНС России межрайонного уровня). 
   Права налоговых органов. По своему содержанию права, предоставленные налоговым органам, можно классифицировать следующим образом: 
   – права организационного характера (например, право вызывать для дачи пояснений налогоплательщиков; привлекать к проведению налоговой проверки специалистов); 
   – информационно-аналитические права (например, право определять расчетным путем суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет; требовать от налогоплателыциков документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов); 
   – права контрольно-проверочного характера (например, право проводить налоговые проверки; право выемки необходимых документов); 
   – юрисдикционные права (например, право налагать арест на имущество налогоплательщиков; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по выявленным фактам нарушения действующего законодательства о налогах и сборах). 
   В состав обязанностей налоговых органов  входят: 
   – соблюдение законодательства о налогах и сборах; 
   – осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 
   – вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 
   – бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов; 
   – бесплатно представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; 
   – руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах; 
   – сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ; 
   – принимать решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и направлять соответствующие поручения территориальным органам Федерального казначейства для исполнения; 
   – соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; 
   – направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговые уведомления, требования об уплате налога и сбора; 
   – представлять справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа; 
   – осуществлять совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов; 
   – выдавать копии решений, принятых налоговым органом.

УСТАНОВЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГОВ  И СБОРОВ  

Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК). 
   Не допускается устанавливать налоги и сборы (ст. 3 НК): 
   – имеющие дискриминационный характер и различно применяющиеся исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; 
   – предусматривающие дифференцированные ставки или налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала; 
   – препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; 
   – нарушающие единое экономическое пространство РФ. 
   Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ. 
   Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК). В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 НК). 
   При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17 НК).

Элементы Налога И  Их Характеристика   

Налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. 
   При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. 
   Элементами налогообложения являются: 
   – объект налогообложения; 
   – налоговая база; 
   – налоговый период; 
   – налоговая ставка; 
   – порядок исчисления налога; 
   – порядок и сроки уплаты налога. 
   Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК и с учетом положений ст. 38 НК. 
   Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и обычно рассчитывается по итогам каждого налогового периода. 
Правила Расчета Налоговой Базы.   Налоговый период – это период времени, по окончании которого применительно к отдельным налогам определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. 
   Налоговым периодом признается календарный год или иной период времени. При этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. 
   Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.   Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.   Сроки уплаты налогов и сборов определяются: 
   – календарной датой; 
   – истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями; 
   – указанием на событие, которое должно наступить или произойти; 
   – указанием на действие, которое должно быть совершено. 
   Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК. 
   Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком не признаются в качестве обязательного элемента налогообложения. Положения о налоговых льготах включаются в акт законодательства о налогах и сборах только в необходимых случаях, и отсутствие таких правовых предписаний не может быть основанием для признания налога неустановленным. 
   Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. 
   Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК.

Информация о работе Сущность налогового права