Цель
налогового контроля – поддержание
на должном уровне налоговой дисциплины
в стране.
Задачи
налогового контроля:
- Соблюдение налогового законодательства
- Предупреждение нарушений законодательства
о налогах и сборах
- Неотвратимое наказание нарушителей
законодательства о налогах и сборах
- Наложение финансовых и административных
санкций на лиц, совершивших налоговые
правонарушения
- Обеспечение правильного исчисления
своевременного внесения налогов и сборов
в бюджетную систему исходя из реальной
налоговой базы
- Проверка качества постановки и учета
объектов налогообложения.
Функции
налогового контроля:
- Обеспечение налоговых поступлений в
бюджеты разных уровней путем проверки
исполнения налогового законодательства.
- Предотвращение уклонения от уплаты
налогов.
- Выявление резервов увеличения налоговых
поступлений в бюджеты всех уровней.
- Участие в разработке и осуществление
налоговой политики государства.
- Повышение эффективности контрольных
мероприятий.
Приемы
налогового контроля:
- Инвентаризация – способ проверки фактических
остатков основных средств, товарно-материальных
ценностей, денежных средств и состояния
расчетов, их соответствия данным бухгалтерского
учета на определенную дату.
- Экспертная оценка специалистами действительного
объема и качества выполненных работ,
обоснованности нормативов материальных
затрат и выхода готовой продукции, соблюдения
технологических режимов.
- Визуальное наблюдение путем непосредственного
обследования складских помещений, производственных
подразделений, а также фиксации отдельных
элементов изучаемого процесса в определенный
период времени (хронометраж
2.
Формы
налогового контроля:
- Получение объяснений налогоплательщиков
и налоговых агентов
- Налоговые проверки
- Осмотр помещений и территорий, используемых
для извлечения дохода (прибыли)
- Проверка данных учета и отчетности
- Другие формы.
Методы
налогового контроля:
Диалектический подход
Принципы исторического, логического,
и системного анализа и синтеза
Специально-правовые меры ( методы экономического
анализа и статистических группировок,
метод сравнения, финансово-расчетные
методы и др.)
3.
Классификация
налоговых проверок:
- По форме проведения
2. По полноте охвата проверяемых
документов
3. По объему проверяемых налогов
4. Особые виды проверок
- Повторные
- Встречные
- Истребование информации о налогоплательщике
из других источников
Камеральная
налоговая проверка проводится по
месту нахождения налогового органа на
основе налоговых деклараций (расчетов)
и документов, представленных налогоплательщиком,
а также других документов о деятельности
налогоплательщика, имеющихся у налогового
органа. Проверка проводится без специального
разрешения руководителя налогового органа
в течение 3 месяцев со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации
(расчета). Цель камеральной проверки – определить
полноту представленного отчета, правильность
заполнения всех форм отчетности, правильность
составления деклараций, обоснованность
применения ставок и использования налоговых
льгот, своевременность уплаты налогов,
а также проверка логической связи между
формами отчетности.
Выездная
налоговая проверка проводится на
территории налогоплательщика на основании
решения руководителя налогового органа.
В случае если у налогоплательщика отсутствует
возможность предоставить помещение для
проведения выездной налоговой проверки,
проверка может проводиться по месту нахождения
налогового органа. Предметом выездной
проверки является правильность исчисления
и своевременность уплаты налогов. В рамках
выездной налоговой проверки может быть
проверен период не превышающий 3 календарных
года. Выездная налоговая проверка не
может продолжаться более 2 месяцев. Указанный
срок может быть продлен до 4 месяцев, а
в исключительных случаях – до 6 месяцев.
Срок проведения выездной проверки исчисляется
со дня вынесения решения о назначении
проверки и до дня составления справки
о проведении проверки. Проверка может
быть приостановлена на срок не более
6 месяцев по причинам установленным законом.
- Налоговое
регулирование
1. Методы
налогового регулирования
- Урегулирование
налоговой задолженности
1.
Налоговое
регулирование – система экономических
мер оперативного вмешательства в ход
выполнения налоговых обязательств.
В
состав методов государственного регулирования
входят:
- Инвестиционный налоговый кредит
- Налоговые каникулы
- Налоговая амнистия
- Отсрочка и рассрочка налогового платежа
- Налоговые вычеты
- Международные договора об избежании
двойного налогообложения, которые применяются
во всем мире.
Формы регулирования налоговых платежей:
- Изменение срока уплаты налога и сбора,
а также пени (отсрочка, рассрочка, инвестиционный
налоговый кредит гл. 9 НК РФ).
- Урегулирование налоговой задолженности
(обеспечение интересов государства как
кредитора в делах о банкротстве и процедурах
банкротства, списание безнадежных долгов,
реструктуризация налоговой задолженности).
Изменение срока уплаты налога и сбора
признается перенос установленного срока
уплаты на более поздний срок. Срок уплаты
налога и/или сбора может быть изменен
в отношении всей подлежащей уплате суммы
налога и/или сбора либо ее части.
Органы, в компетенцию которых входит
принятие решений об изменении сроков
уплаты налогов и сборов:
- По федеральным налогам и сборам – ФНС
России.
- По региональным и местным налогам и
сборам - налоговые органы по месту
нахождения (жительства) заинтересованного
лица. Решение принимаются по согласованию
с финансовыми органами.
- По налогам подлежащим уплате в связи
с перемещением товаров через таможенную
границу Таможенного союза – федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
орган в области таможенного дела или
уполномоченные им таможенные органы.
- По государственной пошлине – органы
(должностные лица), уполномоченные в соответствии
с главой 25.3 настоящего Кодекса совершать
юридически значимые действия, за которые
подлежит уплате государственная пошлина.
Отсрочка
и рассрочка по уплате налога представляет
собой изменение срока уплаты налога
на срок не превышающий один год.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных
налогов в части зачисляемой в федеральный
бюджет на срок более одного года, но не
превышающий 3 года, может быть предоставлена
по решению Правительства РФ.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных
налогов на срок, не превышающий 5 лет,
может быть предоставлена по решению Министра
финансов РФ.
Основания для получения отсрочки (рассрочки):
- причинение этому лицу ущерба в результате
стихийного бедствия, технологической
катастрофы и т.д.
- задержка финансирования из бюджета
заинтересованному лицу, если такое финансирование
предусмотрено;
- угроза возникновения признаков несостоятельности
(банкротства);
- имущественное положение физического
лица исключает возможность единовременной
уплаты налога;
- производство и (или) реализация товаров,
работ или услуг носит сезонный характер;
- при наличии оснований для предоставления
отсрочки или рассрочки по уплате налогов,
подлежащих уплате в связи с перемещением
товаров через таможенную границу.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое
изменение срока уплаты налога, при котором
организации при наличии оснований, указанных
в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность
в течение определенного срока и в определенных
пределах уменьшать свои платежи по налогу
с последующей поэтапной уплатой суммы
кредита и начисленных процентов. Может
быть предоставлен по налогу на прибыль,
а также региональным и местным налогам.
Основания
для получения инвестиционного налогового
кредита:
- проведение организацией научно-исследовательских
или опытно-конструкторских работ либо
технического перевооружения собственного
производства;
- осуществление организацией внедренческой
или инновационной деятельности, в том
числе создание новых или совершенствование
применяемых технологий, создание новых
видов сырья или материалов;
- выполнение организацией особо важного
заказа по социально-экономическому развитию
региона или предоставление ею особо важных
услуг населению;
- выполнение организацией государственного
оборонного заказа;
- осуществление организацией инвестиций
в создание объектов, имеющих наивысший
класс энергетической эффективности;
- включение организации в реестр резидентов
зоны территориального развития.
2.
Формы
урегулирования задолженности:
- Добровольная
– самостоятельное исполнение налогоплательщиком
обязанности по уплате налога в бюджет.
Урегулирование реализуется путем предоставления
права на реструктуризацию задолженности.
- Принудительная
– внешнее воздействие на налогоплательщика
с целью обеспечения поступления в бюджетную
систему налогов и сборов.
- Судебная
– взыскание налоговой задолженности
через суд.
Обеспечение
интересов государства как кредитора
в делах о банкротстве – важнейший инструмент
урегулирования налоговой задолженности.
На уровне центрального аппарата ФНС
России создано Управление урегулирования задолженности
и обеспечения процедур банкротства ФНС,
которое реализует следующие задачи:
- Методическое и организационное обеспечение
работы налоговых органов по выявлению
причин образования задолженности по
налогам и их урегулированию экономическими
методами (отсрочка и пр.)
- Организация и координация выбора саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих
при направлении в арбитражный суд заявлений
о признании должника банкротом.
Направления деятельности отделов урегулирования
налоговой задолженности и обеспечения
процедуры банкротства УФНС России по
субъектам РФ:
- Рассмотрение заявлений о признании
должников банкротами и подготовка решений
о направлении в арбитражный суд.
- Обобщение и анализ информации о ходе
дел о банкротстве и процедурах банкротства.
- Участие в подготовке документов о банкротстве
и реализации соответствующих процессуальных
прав при рассмотрении дел о банкротстве
арбитражными судами.
- Участие в разработке предложений по
проведению мероприятий по финансовому
оздоровлению неплатежеспособных организаций
по отраслям промышленности и месту их
расположения.
- Подготовка заключений по вопросам, связанным
с определением несостоятельности (банкротства)
и финансовым анализом организации.
- Участие в подготовке экспертных заключений
о наличии признаков фиктивного или преднамеренного
банкротства организации.
- Другие направления
Списание
безнадёжных долгов.
Безнадежной к взысканию признаются
задолженность, числящаяся за отдельными
налогоплательщиками, взыскание которой
оказалось невозможным в случаях: