Современные тенденции судебно-арбитражной практики по налоговым спорам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо. В работе приведены положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства по теме исследования и сделаны выводы о путях его совершенствования и возможностях применения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по бутыленой1.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

     Введение 

     Налоги  представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих  субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

     В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     Во  всех тонкостях налогового дела способны разобраться только специалисты. В  то же время каждый человек должен реально представлять, как складываются его отношения с государством по поводу налогообложения. Знание налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса.

     Меняются  ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

     Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. В условиях формирования в России рыночных отношений, многообразия форм  собственности, становления защиты экономических прав человека правовая ответственность основывается на новых принципах. Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения. Для понимания пределов полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правовой статус в целом, а не ограничиваться только нормами санкций.

     Ответственность за налоговые нарушения формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений  при налогообложении. Нередко создается противоречивая ситуация, порожденная гражданско-правовым характером имущественных отношений  и административно-правовым характером налоговых отношений, что должно быть разъяснено нормами специальных налоговых законов.

     В данной работе обобщены нормы законодательства, регулирующие ответственность в сфере налогообложения, анализируются практика и проблемы их применения, рассматриваются тенденции и перспективы кодификации налогового законодательства.

     Цель  работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо. В работе приведены положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства по теме исследования и сделаны выводы о путях его совершенствования и возможностях применения. 

     1. Теоретические основы  налоговой ответственности

     1.1 Сущность и понятие  налоговой ответственности 

     Вопрос  о понятии, специфике и отраслевой природе налоговой ответственности является дискуссионным. Во многом это обусловлено тем, что отечественная правовая наука до сих пор не выработала универсального определения юридической ответственности.

    Рассмотрим  проблему правовой природы налоговой ответственности. НК РФ включает в предмет налогового законодательства отношения, возникающие в процессе "привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения". Статья 106 НК РФ закрепляет, что за совершение налогового правонарушения "настоящим Кодексом установлена ответственность". О какой разновидности ответственности идет речь в НК РФ -административной, налоговой или какой-либо иной? Очевидно, законодатель затруднился идентифицировать отраслевую природу ответственности, вследствие чего возникла существенная неопределенность в правовом регулировании налоговых правоотношений.

    К этой проблеме существует ряд подходов, которые можно сгруппировать  в три блока:

  • речь идет об административной ответственности за налоговые правонарушения; какие-либо основания для выделения в отдельный вид налоговой ответственности, включая употребление термина "налоговая ответственность", отсутствуют;
  • налоговая ответственность представляет собой новый, самостоятельный вид юридической ответственности, обладающий значительной отраслевой спецификой;
  • налоговая ответственность является разновидностью административной ответственности со значительной процессуальной спецификой.

    В настоящий момент более адекватной является последняя точка зрения. Налоговую ответственность следует рассматривать как особую разновидность административной ответственности, имеющую существенные особенности в сфере налогового процесса.

     Налоговая система не может функционировать без института ответственности. Исполнение обязанностей налогоплательщика обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, а также финансовыми санкциями.

     Традиционно в теории права выделяют административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую  и материальную ответственность. Однако в последнее время ряд авторов поставили вопрос о существовании специального вида ответственности – финансовой. В научной литературе высказываются различные точки зрения о правовой природе финансовой ответственности. Одни авторы полагают, что недопустимо само применение термина "финансовая ответственность". Другие считают, что финансовая ответственность по предмету и методу регулирования является разновидностью административной ответственности, поскольку стороны находятся в неравном положении, однако она обладает присущими только ей специфическими признаками.

     О понятии "финансовая ответственность" можно говорить только с достаточной степенью условности, выделение же ее в качестве самостоятельного вида юридической ответственности в настоящий момент ничем не обосновано.

     Однако  очевидно, что на сегодняшний день сложилась ситуация, которая позволяет сделать вывод, что в российской правовой системе сформировалось достаточно четко выраженное правовое явление – ответственность за налоговые правонарушения.

     В то же время необходимо учитывать, что по своей правовой природе налоговая ответственность сходна с административной ответственностью, что и разъяснил в п.3 « Обзора практики разрешения арбитражными судами споров », касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства, Высший Арбитражный Суд РФ.

     Учитывая  приведенный выше анализ, можно дать определение налоговой ответственности. Налоговая ответственность –  это применение финансовых санкций  за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.

     Налоговая ответственность может применяться по отношению как к собственно налогам, так и к сборам, пошлинам и другим обязательным платежам, включенным в налоговую систему России, если иное не предусмотрено законом. Например, Таможенным кодексом РФ установлена специальная ответственность в отношении таможенных платежей.

     Таким образом, в институте налоговой  ответственности следует выделять общую, особенную и процессуальную части. Если первые две по своей природе тождественны административной ответственности, то налоговый процесс обладает существенной спецификой. Это позволяет сделать вывод, что налоговая ответственность является разновидностью административной ответственности, имеющей специфические особенности в сфере производства по делам о налоговых правонарушениях, и которая представляет собой охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит право налагать налоговые санкции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, а у нарушителя - обязанность эти санкции уплатить. 
 

     1.2 Классификация налоговых  правонарушений 

     Налоговое законодательство предусматривает исчерпывающий перечень налоговых правонарушений. К налоговым правонарушениям относятся те, которые касаются: налоговой системы непосредственно. Правонарушения, имеющие косвенное влияние на налоговые отношения, но охватываемые более широкими составами, налоговыми не считаются. Так, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, то действие такого лица должно рассматриваться как должностное, а, не налоговое правонарушение. Действия же налогоплательщика, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться как налоговое правонарушение, а не как уголовное.

     Рассмотрим  подробнее предусмотренные НК РФ виды налоговых правонарушений и  меры ответственности за их совершение.

     1. Нарушение срока постановки на  учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ). Если плательщик нарушил  срок подачи заявления о постановке  на учет в налоговом органе  менее чем на 90 дней, на него  накладываются штрафные санкции  в сумме 5000 руб., если срок пропущен более чем на 90 дней, то штраф составит 10 тыс. руб.

     Обязанность подать заявление о постановке на учет возникает лишь при осуществлении  деятельности через обособленное подразделение. Заявление о постановке на учет организации  по месту нахождения подразделения подается в течение месяца после создания подразделения. Нарушение срока подачи такого заявления повлечет для плательщика ответственность.

     2. Нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии  счета в банке (ст. 118 НК РФ). В соответствии со ст. 11 НК РФ к счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. Плательщик обязан в течение 10 дней информировать налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке (ст. 23 НК РФ). Если этот срок нарушен, то наступает ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб. за каждый факт несообщения сведений.

     3. Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ). Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации. Декларация может быть представлена плательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Декларации могут быть представлены:

    • на бумажных носителях (лично или через его уполномоченного  представителя  либо  в  виде  почтового  отправления  с описью вложения);
    • в  электронном  виде  (по  телекоммуникационным  каналам связи либо на электронных носителях записи).

     Если  плательщик не подаст декларацию в срок, то на него будет наложен штраф. Данный вид ответственности неприменим по отношению к налоговым агентам, так как в статье указан только один субъект — налогоплательщик.

     Данный  вид ответственности неприменим по отношению к налоговым агентам, так как в статье указан только один субъект — налогоплательщик.

     4. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных  операций,  денежных  средств,  материальных  ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений плательщика.

     Данный  перечень является исчерпывающим и  расширительному толкованию не подлежит. Важно, что указанная статья прямо  устанавливает ответственность только организаций.

     5. Неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ). Если плательщик не уплатил или не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то это влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Если при этом действия были умышленными, то штраф будет исчисляться в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

     6. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ). Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Информация о работе Современные тенденции судебно-арбитражной практики по налоговым спорам