Современные тенденции развития научных теорий налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

В рЦелью работы является теоретический анализ основных теорий налогообложения и анализ их современного состояния.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть возникновение и развитие научных представлений о налогообложении;
− проанализировать основные научные теории налогообложения;
− охарактеризовать современные исследования сущности и функций налогов;
− в заключении подвести итоги.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Возникновение и развитие научных представлений о налогообложении
5
Глава 2. Основные научные теории налогообложения
9
2.1. Формирование системы научных воззрений на сущность и функции налогов в доклассический период
9
2.2. Классический период исследования налогообложения
12
2.3. Налоговые теории на рубеже XIX-XX веков
18
Глава 3. Современные исследования сущности и функций налогов
20
Заключение
30
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

современ тенденции теорий налогооболж.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Один из наиболее известных  представителей школы физиократов  французский экономист Ф. Кенэ в разработанной им экономической таблице впервые поставил вопрос об органической связи налогов и воспроизводственного процесса.

Концепция естественного  порядка в налогообложении получила развитие в научных работах английского  экономиста У. Пети. Он высказал мысль о возвратном (эквивалентном) характере налогов.10

В целом идеи свободы  и естественного порядка стали  ключевыми в эпоху Просвещения. В течение 17-18 века многие европейские  государства были реорганизованы в  духе новых идей. Эти шаги знаменовали начало эпохи современного государственного регулирования, когда государство через бюджет не только изымает, но и наделяет доходами, перераспределяет их в интересах содействия благоденствию, способствует поддержанию социального равновесия.

Под воздействием новых теорий в области философии, государства и права, налоги стали воспринимать как плату граждан за услуги, которые предоставляет государство по охране жизни и собственности, поддержанию общественного порядка. Одним из первых эту идею обосновал английский философ Т. Гоббс в трактате «Левиафан». По его мнению, налоги − это добровольно отдаваемые наложения, которые и являются ценой, по которой покупается общественный мир11.

Известный французский  общественный деятель С. Вобан (атомистическая теория), по существу, перефразировал эту мысль. При этом он считал вредным для страны такое положение, когда низшие слои чересчур обременены налогами, а высшие обложены незначительно, а поэтому предлагал заменить все налоги одним − «королевской десятиной» − 10%-ным налогом на все виды собственности и доходов. Дальнейшее развитие эти идеи получили у Ш. Монтескье, который определил налог как часть, которую каждый гражданин дает из своего имущества для того, чтобы получить охрану остальной части или пользоваться ею с большим удовольствием.12

Рассмотренные идеи легли  в основу теории обмена услугами между  государством и гражданами, а также  теории фискального договора.

В силу теории обмена в условиях постоянных внешних и внутренних угроз население нуждалось в защите, которую способно было обеспечить только сильное государство. Государство же могло выполнять эту свою обязанность перед населением не иначе, как получая от него необходимые средства. Отношения между монархом и его подданными приобретали характер договорных: монарх оказывал заказанную подданными услугу, а те ее оплачивали. В современных терминах это – возмездное оказание услуг. Представители теории обмена рассматривали налоговые отношения как некое специфическое проявление товарно-денежных отношений в отдельной сфере экономических отношений. Здесь население получает от государства комплекс государственных услуг, и эквивалентом налога являются услуги, которые оказывает плательщику власть. Отметим, что теория обмена – это первое письменно сформулированное налоговое учение.

В теории фискального  договора упор делается на публично-правовые отношения.

В целом, в доклассический период были разработаны многие важные теоретические положения, касающиеся сущности налогов. В частности, стали  общепризнанными такие атрибуты налогов, как всеобщность и обязательность, были высказаны идеи о взаимосвязи налогов и общественного воспроизводства, о переложении налогов. Появились первые налоговые учения, основанные на связи функций налогов и государства: теории обмена (эквивалента), фискального договора. Тем не менее финансовая наука тогда еще не выделилась окончательно в самостоятельную отрасль знания и не смогла выдвинуть целостных научных концепций налогообложения.

 

2.2. Классический период исследования  налогообложения

 

Возникновение классической школы стало «золотым веком» в исследовании сущности и роли налогов. Эти вопросы находились в центре внимания классиков политической экономии.

Создателями классической теории явились два англичанина – основоположники английской буржуазной классической политэкономии Адам Смит (1723–1790), опубликовавший в 1776 году фундаментальный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», и Давид Риккардо (1772–1823), издавший в 1817 году классическую работу «Начала политической экономии и налогового обложения».

Основополагающим положением классической теории налогов является доказательство того тезиса, что налоги – это один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию государства, и что налоги не выполняют какой-либо другой роли в развитии общества. Налоги в рамках этой теории не рассматривались ни как инструмент регулирования экономики, ни как страховой платеж, ни как плата за услуги государства.

Классическая теории в значительной степени разрабатывала  технику налогообложения, а в более широком смысле – теорию рыночной экономики, которая функционировала в то время в саморегулирующемся режиме.

Все выводы классиков  о налогообложении основывались на более фундаментальном учении Смита о рыночной экономике. В  условиях свободного рынка удовлетворение индивидуальных потребностей обеспечивается предоставлением со стороны государства хозяйствующим субъектам экономической свободы деятельности. Смит решительно выступал против вмешательства государства в экономику. При этом он нисколько не обременял себя поисками аргументации этого важного постулата. По его мнению, экономическая свобода – лучший способ обеспечить максимальное удовлетворение потребностей.13

Классическая экономическая  теория рассматривала экономику  как устойчивую и саморегулируемую систему. Внутри нее спрос рождает предложение, и при переизбытке того или другого происходит самоуравновешивание путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства.

Неоклассическая теория придерживается классических принципов, отличие состоит лишь в том, что неоклассики допускают государственное регулирование экономических процессов. Вместе с тем такое регулирование должно быть направлено исключительно на то, чтобы устранять препятствия, стесняющие действие законов свободной конкуренции. Согласно этому учению вмешательство государства не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть равновесия. Более того, один из лидеров неоклассиков Дж. Мид отводя государству лишь косвенную роль в экономическом регулировании, считает государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом своих расходов.14

Одним из важнейших факторов экономической стабилизации неоклассики называют сокращение государственных расходов, а это автоматически приводит к сокращению налогов и отказу от части государственных займов. Не менее значимым инструментом государственного регулирования они признают и отдают предпочтение кредитно-денежной политике центральных банков. Не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассики настаивают на создание эффективного механизма перераспределения дохода, который, по их мнению, обеспечивает полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В XVIII веке возникла идея налога как страховой премии. Теорию налога как страховой премии также можно трактовать как дальнейшее развитие теории обмена. Налоги – это страховой платеж, уплачиваемый плательщиками в казну на случай наступления какого-либо риска. К числу страховых случаев (рисков) относятся, в частности, нарушения общественного порядка, преступления и т. д. Плательщики, являясь коммерсантами, в зависимость от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и др.

Этот вид страхования  принципиально отличается от обычного страхования тем, что плательщики уплачивают налоги не в расчете на получение суммы возмещения при наступлении страхового случая, а чтобы профинансировать затраты правительства на обеспечение обороны страны от внешней угрозы, охраны внутреннего общественного порядка, правосудия, защиты прав и свобод граждан, их собственности и др.

Иная интерпретация  учения о налоге как страховой  премии состоит в том, что плательщик выступает как член общества взаимного  страхования и обязуется уплачивать страховой взнос (премию) пропорционально размеру своего дохода и имущества.

В тот же период швейцарский  экономист Ж. Симон де Сисмонди выдвинул идею налога   как цены за наслаждение. Теория наслаждения и удобства явилась продолжением идей теории обмена. При помощи налогов гражданин покупает не что иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения защиты личности, сохранности собственности и т. д.

Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря  которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять-таки доставляет наслаждение. Дополнением ко всем другим наслаждениям выступает национальная защита (защита от внешней агрессии), а также внутренняя защита, обеспечивающая каждому гражданину участие в выгодах, доставляемых общественных порядком.15

Еще один взгляд на сущность налогов, в основе которого лежит  безэквивалентный характер фискальных отношений, высказал французский экономист Н. Канар в труде «Принципы политической экономии»16. Налог у него выступает в виде жертвы, которую приносят граждане государству. Эта идея налога как жертвы сохранила свою актуальность и до настоящего времени.

Наиболее глубоко и последовательно обосновал основные положения теории жертвы в налогообложении английский экономист Дж.С. Милль. В своих трудах Милль также обосновал большое количество идей равенства в налогообложении, прогрессивных налогов, дифференциации налогообложения доходов в зависимости от их источника и др.

Дальнейшее развитие идея равномерности в налогообложении  получила развитие в трудах А. Вагнера, который считал целесообразным рассматривать  проблемы распределения налогового бремени независимо от расходной  части бюджета. В своих исследованиях он проводил четкое различие между чисто фискальным и социально-политическим принципом в налогообложении.17

Значительный вклад в эволюцию взглядов на сущность налогов внесли экономисты-социалисты К. Маркс и  Ф. Энгельс. В работе «Классовая борьба во Франции» Маркс отмечал: «налог − это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».18 Согласно марксистской теории о необходимом и прибавочном продукте, рабочий подвергается эксплуатации с двух сторон: капиталистом и буржуазным государством. При этом налоги рассматриваются как один из методов классовой борьбы. Вклад марксистской теории в рассматриваемой сфере также состоит в том, что она акцентировала внимание на социально-правовых аспектах взаимосвязи налогов и отношений собственности. Взимание налогов означает переход права собственности на имущество. Такая постановка вопроса позволяет провести четкую границу между налогами и другими источниками общественных доходов, основанных на использовании имущества, принадлежащего непосредственно государству.

Особое место в налоговой  теории занимают концепции маржиналистов (У. Джевонс, А. Коэн-Стюарт, Ф. Эджоурт, Т. Карвер, Э. Сакс и др.), которые разработали  и распространили плодотворные идеи предельной полезности на сферу общественных благ и финансов.

Хотелось бы отметить, что маржинализм – один из базовых методологических принципов неоклассической политэкономии, сформулированный в 1870-е годы, и основанный на использовании предельных величин в анализе экономических явлений. Экономическая стоимость определяется меновым курсом (или ценой) последней единицы поступившего на рынок товара. Это следует понимать следующим образом. При увеличении количества блага полезность каждой последующей единицы уменьшается. Полезность последней наличной части блага они и называли предельной полезностью. Если предельная полезность равна нулю (или отрицательной величине), то данное благо перестает быть экономическим, оно имеется в количестве, полностью удовлетворяющем потребность. В современной экономической теории основные категории маржинализма (предельная полезность, предельная производительность и др.) используются в анализе спроса и предложения, в построениях моделей рыночного равновесия.

Маржиналистам удалось  в рамках своего учения обосновать необходимость установления необлагаемого минимума предмета налогообложения. Не следует, разумеется, это понимать в том смысле, что именно им принадлежит открытие идеи применения такого минимума. Его целесообразность осознавалась задолго до возникновения маржинализма. Однако впоследствии необлагаемый минимум, получив теоретическое обоснование, стал применяться в налоговых системах всех экономически развитых стран гораздо шире.

В целом, классический период политэкономии оказал огромное влияние  на формирование теоретической базы налогообложения. В это время были окончательно сформулированы основные налоговые теории, касающиеся сущности налогов, а также подняты вопросы справедливости и эффективности в налогообложении. Многие теоретики считали, что за государством должны быть закреплены ряд важных функций, без которых невозможен социально-экономический прогресс общества. Отсюда − признание объективной необходимости налогов и не только отрицательного, но и положительного (стимулирующего) их влияния на национальное производство.

 

2.3. Налоговые теории на рубеже XIX-XX веков

 

Быстрый рост экономики, основанной на крупном промышленном производстве, сопровождающийся параллельным увеличением  государственных расходов, в последней  четверти XIX − начале XX века привел к появлению новых идей во взглядах на сущность налогов. Среди экономистов получили распространение воззрения на производительный характер части общественных расходов и на уплату налогов как на обязанность каждого с целью удовлетворения общественных нужд, в связи с чем была разработана новая концепция, получившая название теории коллективных потребностей. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX − начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.

Информация о работе Современные тенденции развития научных теорий налогообложения