Современные налоговые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий и граждан. Неоспоримо, что опыт промышленно развитых стран имеет для нас немаловажное значение, но это не означает детального копирования модели налоговой системы, какой - либо страны. Огромное значение имеет также и изучение исторического отечественного опыта, который долгие годы сознательно умалчивался или оценивался заведомо неверно.

Содержание

Введение
Глава 1 История развития и сущность понятия «налог»
1.1Сущность и принципы налогообложения.
1.2Функции налогов
1.3Основные принципы построения налоговой системы в экономике
Глава 2 Налоговая система России
2.1Структура, действующей налоговой системы в России
2.2Характеристика налогов, взимаемых в РФ
2.3Основные направления совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2012
Глава 3 Налоговая система КНР
3.1Виды налогов и налоговое законодательство Китая
3.Основные налоги, взимаемые в Китае
3.3Организация налоговой службы Китая
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР Современные налоговые системы.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Социальная или перераспределительная  функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

 

1.3 Основные принципы построения налоговой системы в экономике

 

Под налоговой  системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговом кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

 Формируя налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства , имеющий силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика.

Можно выделить следующий  принцип - множественность объектов налогообложения. Использование этого  принципа при создании налоговых  систем в большинстве стран объясняется, тем что таким образом удается  расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много “мелких” налогов психологически выдержать легче, чем один, но высокий.

Одним же из важных принципов  налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия  налогов, так и налоговых ставок. Правила и виды налогов могут и должны меняться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту как на уровне фирмы, так и всей экономики страны - стабильная система налогообложения.

Еще одним важным принципом  формирования налоговой системы  является ориентирование налоговой  системы, а в ней - каждого налога на “ свой” объект, что позволяет  устранить двойное налогообложение.

 В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов.

 И наконец, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, муниципальный (местный) и т.п.

В рационально построенной  системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным. В настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.

Для того, чтобы  вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем: Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.

Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим  расширение производства.

Необходимо  прилагать все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или  капитала недопустимо.

Примером осуществления  этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

Налоговая система  не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа, т.е. обязательность уплаты налогов.

Система и процедура  выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов.

Однако при  создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой  опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности.                       Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и положительные моменты.

  На данный момент налоговая система Российской Федерации построена наследующих принципах: приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного(постепенного) переноса налогового бремени на граждан.

Достаточно  высокий удельный вес по сравнению  с зарубежными странами доли

косвенных налогов  и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных

налогов в последнее  время возрастает.

Создание разветвлённой  системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху,непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим,главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.

Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.

Разработаны и  утверждены жёсткие санкции за различные  нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской  и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых  органах.

Определена  первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов, по сравнению с остальными расходами предприятия.

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения  по их просьбе отсрочек и рассрочек  платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

    

2  Налоговая система России

2.1 Структура, действующей налоговой системы в России

В настоящее  время основные принципы российской налоговой системы, вобравшей в себя мировой опыт, закреплены в Конституции РФ и в части I Налогового кодекса РФ.

Принципы как  исходные, основополагающие положения  любого процесса и системы позволяют  характеризовать налоговую систему  с различных сторон, анализировать ее по различным показателям и критериям в интересах оптимизации, эффективности и экономической целесообразности построения новой системы.

Принципов построения налоговой системы можно выделить значительное количество, однако, среди них наиболее важными являются следующие:

- единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы;

- стабильности налогового законодательства;

- рациональности и оптимальности налоговой системы;

-организационно-правового построения и организации налоговой системы;

- единоначалия и централизации управления налоговой системой;

- максимальной эффективности налоговой системы;

-целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований.

Принцип единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы на всем экономическом пространстве государства означает, что все платежи устанавливаются централизованно единым законодательным актом, действующим на всей территории РФ, все налогоплательщики, в том числе и территориальные образования, находятся в равных условиях: несут равную повинность и имеют права в соответствии с законом.

Принцип стабильности налогового законодательства предполагает внесение изменений, поправок, дополнений или новых налогов в течение  определенного времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания.

Принципы рациональности и оптимальности построения налоговой  системы: если принцип рациональности системы означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности, то принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов систем самой наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям, является только одна, которая соответствует критерию оптимальности. Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное построение, содержание, обеспечение и оснащение средствами автоматизации.

Принцип организационно-правового  построения и функционирования налоговой  системы характеризует разграничение полномочий (прав и обязанностей) между различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм, установленных налоговым законодательством или высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню территориального образования. Данный принцип законодательно предусматривает четкое разграничение налогов по уровням государственной структуры и разграничение налоговых потоков в бюджеты соответствующих территориальных образований. Принцип также законодательно закрепляет разграничение прав и обязанностей в вопросах налогообложения по взиманию налогов и сборов, установлению контроля соответствующими органами за уплатой налогов и сборов и взиманию пошлин. В соответствии с данным принципом в налоговом законодательстве четко определяются функции каждого элемента налоговой системы.

Принцип единоначалия или централизации управления налоговой  системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, т.е. объединение всех элементов, входящих в налоговую систему, в единую систему с единым органом управления.

Принцип максимальной эффективности налоговой системы заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности или экономичности структуры системы. В настоящее время в РФ насчитывается более 3 млн налогоплательщиков только из числа юридических лиц, третья часть которых вообще не предоставляет отчетности и не платит налоги, а 2 млн. 75% платят налоги нерегулярно или не в полном объеме, в то время как налоговая система насчитывает 180 тыс. налоговых служащих, т.е. на одного налогового работника приходится фактически 11 юридических лиц.

Информация о работе Современные налоговые системы