Проблемы современной налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 07:16, доклад

Краткое описание

Важнейшая задача экономики страны на современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мировых хозяйственных связях. Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Вложенные файлы: 1 файл

конфиренция окончательно.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)


      МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

ДОКЛАД

по дисциплине «Налоги  и налогообложение»

 

Проблемы современной  налоговой системы РФ

 

 

                                                         

    Выполнила:

 

 

г. Благовещенск

2011

 

Важнейшая задача экономики страны на современном  этапе – превращение ее в конкурентоспособное  хозяйство, активно участвующее  в мировых хозяйственных связях. Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития,  инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов и рядовых налогоплательщиков.  С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших  в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время,  ожидания не оправдываются, надежды на улучшение налоговой системы   рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют.

Таким образом, актуальность темы  обуславливается важностью и необходимостью реформирования налоговой системы, выработки принципов и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики  и обеспечили реализацию социально-экономической политики и условия для экономического роста России.

Цель работы: выявление проблем в налоговой системе Российской Федерации и вынесение предложений по их устранению.

В соответствии с поставленной целью в работе  рассматривались и решались следующие задачи:

  1. Дать оценку действующей налоговой системы РФ;
  2. Раскрыть недостатки современной налоговой системы РФ;
  3. Наметить пути устранения существующих проблем в сфере налоговой системы РФ.

 

Объект исследования – совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с формированием налоговой системы Российской Федерации и ее влиянием на финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

С самого начала построения налоговой  системы России был взят фискальный ориентир. Через различные налоги у предприятий изымалось 85-90% прибыли. Финансовый кризис 1998 года послужил толчком к пересмотру направлений налоговой политики и, тем не менее, современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.

Основной недостаток налоговой системы России состоит  в том, что она ориентирована  на устранение дефицитности бюджета  путем изъятия доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. При этом бизнес не заинтересован в получении максимальной прибыли, а чтобы избежать высокого налогообложения прибегает к сокрытию реальных доходов.

Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем лучше для государства”. В итоге - недобор налогов, сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.

Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих,  пенсионеров, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет важное значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В России же проводимая налоговая политика  усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система должна смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада.

Налоговая система  России не учитывает и то, что  она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это  обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует необоснованный рост  цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить налоговую нагрузку  на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его уплату  на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую  прибыль для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления “любой ценой”. А цена такой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный  рост цен на потребительские товары.

Налоговая система  должна соответствовать элементарным требованиям теории налогообложения. Например в России  базой налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж - акциз. Вследствие этого налог на добавленную стоимость теряет свое действительное содержание и практически превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену.

Часть налоговых  платежей из прибыли предприятий  также перекладывается на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это  можно отнести и к другим налоговым  платежам, а также тем начислениям  на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского страхования и другие фонды).

Наша налоговая  система построена так, что налоговые  платежи возрастают по мере роста  цен. Это очень удобно с точки зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы.

Понятно, что  взвешенной налоговой политике принадлежит  особая роль. Наряду с фискальной ролью  налоговая система должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая  система России требует совершенствования.

На наш взгляд пути этого совершенствования не должны быть радикальными, поэтому  основные направления совершенствования  налоговой системы в России видятся следующими:

    1. ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов (гос пошлина, налоги которые входят в состав более крупных – работы в недрах земли);
    2. расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”(льготы для предприятий связанных с оборонной промышленностью, льготы связанные со строительством олимпийских объектов в Сочи;)
    3. постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц (на имущество физ лиц, транспортный налог – необходим дифференцированный налог);
    4. решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства (упразднение сложных форм деклараций, слаженная работа налоговых служб, более экономичный подход при контроле за недоимками).

На данный момент целесообразно:

- резко увеличить  налогооблагаемую базу и ставки  ресурсных платежей как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;

- расширить  права местных органов при  установлении ставок налогов  на имущество юридических лиц  и граждан (дать возможность  дифференцировать ставки, в том  числе и в сторону увеличения для отдельных лиц и граждан);

- расширить  меры по налоговому стимулированию  инвестиционного процесса и преимущественного  направления предприятиями средств  на развитие, совершенствование  и расширение производства, развитие  малого бизнеса, поддержку аграрного сектора (отменить налоговое обложение дивидендов);

- усилить социальную  направленность налогов. Для этого  нужно постоянно увеличивать,  с одной стороны, необлагаемый  минимум доходов граждан, а  с другой - ставку подоходного  налога для лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

Реформирование  действующей налоговой системы  должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых  условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение должно принадлежать  налогу на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

Доклад окончен, спасибо за внимание




Информация о работе Проблемы современной налоговой системы РФ