Совершенствования налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть экономическую сущность и природу налогов, налоги и налоговую систему в России.
В соответствии с данной целью, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность налогов и их роль в экономике государства;
рассмотреть структуру, функции налоговой системы РФ;
основные направления налоговой политики на 2010 - 2011 годы;
выявить пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1 Экономическое содержание налогов 5
1.1 Экономическая сущность и функции налогов 5
1.2 Виды и классификация налогов 8
2 Современная налоговая система и её составляющие 14
2.1 Структура и функции налоговой системы 14
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ и
основные направления налоговой политики на 2010 – 2013 годы 21
3 Совершенствования налоговой системы России 28
3.1 Недостатки налоговой системы России 28
3.2 Пути оптимизации налоговой системы России 31
Заключение 34
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Налоги и их роль в экономике.docx

— 127.40 Кб (Скачать файл)

Одним из ее направлений в 2010—2013 годы станет поддержка инновационных предприятий, и прежде всего в части уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Предлагается ввести специальный период постепенного перехода к ставке в 34% для данных предприятий, а также разработать четкие критерии их идентификации. Для этой категории льготников предполагается до 2015 года сохранять ставку страховых платежей на уровне 14%, а затем постепенно ее повышать, с тем чтобы к 2020 году выйти на общеустановленную ставку страховых взносов (34%). Для всех остальных налогоплательщиков предлагается повысить ставку отчислений во внебюджетные фонды с 2011 года не до 34%, как планировалось ранее, а до 32% за счет снижения на 2% отчислений на обязательное медицинское страхование. (Известно, что Минздравсоцразвития России эту инициативу экономического блока правительства не поддержало, что было отражено в замечаниях к проекту Основных направлений налоговой политики на 2010—2013 годы.) [9]

К мерам инновационной поддержки  Минфин России относит завершение реформы системы начисления налоговой амортизации. Предлагается формировать амортизационные группы по функциональному признаку, а не пообъектно, с сокращением сроков амортизации отдельных видов основных средств, что создаст стимулы к технологическому обновлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

3  Совершенствования налоговой системы России

 

        3.1 Недостатки налоговой системы России

 

Оптимально построенная налоговая  система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% от дохода является пределом, после которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает изъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

Взаимосвязь между ставкой  налога и поступлениями налогов  в бюджет иллюстрируется в теории экономики кривой Лаффера2. Американский экономист А. Лаффер был сторонником теории эффективного предложения и считал, что государство должно стимулировать не совокупный спрос, а совокупное предложение путем понижения налогов, прежде всего на прибыль предприятий.

Сторонниками снижения налогов  и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения, снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета. [16]

В мировой налоговой практике в  качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение  суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного ВВП.

В Российской экономике по различным  оценкам от 25 до 40% ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

Налоги должны распределяться в  равной степени между федеральным  центром и регионами. Однако самые  собираемые налоги (НДС, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся должным образом не собираются.

Еще одна проблема заключается в  том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.

Наиболее спорным на сегодняшний  день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.

Проблематичен также вопрос неравномерности  распределения налогов между  категориями плательщиков. Практически  не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов.

Особенно сильные дебаты в настоящее  время ведутся в связи с  введением налога с продаж и единого налога на вмененный доход. Вместо посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.

К основным недостаткам налоговой системы РФ можно отнести следующие.

1. Нестабильность налоговой политики.

2. Чрезмерное налоговое бремя,  возложенное на налогоплательщика.

3. Уклонение от уплаты налогов  юридическими л щами, вызванное в том числе отменой инвестиционной льготы.

4. Чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета (правда, в последние годы многие из них были отменены). Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности зачисления льгот в налоговые .расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики.

5. Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики.

6. Эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку.

7. Чрезмерный объем начислений на заработную плату.

8. Единая ставка налога на доходы физических лиц. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения - его справедливость. [18], [19].

Несмотря на необходимость реформирования налоговой системы ее ломка привела бы к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться. Сейчас наблюдается тенденция к снижению налоговых ставок и снижению налогового бремени. [10]

3.2. Пути оптимизации налоговой  системы России.

Сегодня под налоговой реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.

Основные направления налоговой  реформы в России в должны быть направлены на:

  1. Ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

 2. Расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости»;

 3. Постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;

 4. Решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

На данный момент принимаются шаги в области реформирования налоговой системы:

1. Расширение прав местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан.

2. Унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли.

3. Расширение мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора.

4.Усиление социальной направленности налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

В.В. Путин распоряжением от 17.11.2008 № 1663-р утвердил Основные направления  деятельности Правительства РФ на период до 2012 года. В соответствии с этим документом правительству в 2009—2010 годах были приняты следующие меры по совершенствованию налоговой системы [6]:

    • переход от единого социального налога к страховым взносам по видам обязательного социального страхования;
    • увеличен размер амортизационной премии для основных средств, входящих в третью — седьмую амортизационные группы;
    • проведена реформа налогового контроля за трансфертными ценами.

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы  рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную, но и в должной мере 
стимулирующую и регулирующую функции.

Реформирование действующей налоговой  системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в 
инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для 
иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач 
развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное 
отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги рассмотрения роли налогов в экономике, можно прийти к выводу, что налоги непосредственно влияют на экономические процессы, происходящие в любой стране мира. Одной из наиболее важных проблем экономической науки является дальнейшее совершенствование налоговых взаимоотношений предприятий и организаций с бюджетом и государственными целевыми фондами. При этом налоги призваны стать в руках органов власти инструментом государственного регулирования экономики, стимулирования научно-технического прогресса, ограничения роста цен. Изменение налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики.

На практике налоговая  политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

На основании  выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Налоги обеспечивают  государство денежными ресурсами,  необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.

2. В России действует  трехуровневая система налогообложения,  включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

3. Налоговая система России  еще несовершенна, нуждается в  улучшении. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность налоговой системы не позволяет привлекает инвесторов в предприятии России, отрицательно влияет на экономическую и социальную динамику общества.

Во всех ведущих экономически развитых странах мира один из таких  видов налога с населения, как  подоходный налог с физических лиц , является основной частью дохода федерального бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя пока ложиться на юридические лица. Этот фактор я считаю одним из важнейших недостатков налоговой системы нашей страны. По моему мнению центр тяжести должен быть перенесен на подоходный налог с физических лиц. Но и сами налоги с населения имеют большой ряд недостатков. Одним из таких недостатков является непрогрессивность налогов. Большинство населения облагается по минимальной ставке. Следствием этого служит сокрытие налогов высокообеспеченной части населения. Необходимо предотвратить утечку капитала по этим каналам. Наша система налогообложения населения слишком громоздка и требует упрощения, посредством отмены множества льгот и скидок. Сейчас в России образуется множество новых видов получения доходов населения, а налоговое законодательство не отражает все их виды. Поэтому надо в первую очередь реформировать налоговое законодательство. Без налогового законодательства невозможно нормальное функционирование российской экономики. Только когда мы решим проблему с законом о взимании налогов с населения, мы решим все остальные проблема данного сектора экономики.

Информация о работе Совершенствования налоговой системы России